ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА АЭРОДРОМА Российский патент 2002 года по МПК E01C3/06 E01H5/00 

Описание патента на изобретение RU2182617C2

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания.

Известна нагреваемая взлетно-посадочная полоса аэродрома, содержащая основание из бетона и систему нагрева полосы (1).

Недостатком известного устройства является неэффективность энергозатрат и ограниченное применение, например, в районах Дальнего Севера.

Наиболее близкой по своей сущности и достигаемому техническому результату является конструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома, содержащая основание из металлизированного бетона с покрытием, систему нагрева покрытия, выполненную в виде размещенных в бетонном основании металлических труб, расположенных в продольном направлении взлетно-посадочной полосы, с насосной системой подачи теплоносителя в трубы (2).

Недостатками известного технического решения являются низкая надежность трубопроводов, значительные эксплуатационные расходы по обеспечению герметичности трубопроводов и высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ, так, при ремонте трубопроводов необходимо производить вскрытие конструктивных элементов покрытия, значительные энергетические затраты на поддержание в системе подогрева покрытий заданной температуры теплоносителя, а также для работы циркулярных насосов, недостатком также является то, что происходит нерациональное использование тепловой энергии, так как она одновременно поглощается как верхним, так и нижележащими слоями аэродромной одежды, в том числе и грунтом, что приводит к протаиванию грунтового основания. Все вышеуказанные недостатки делают известные решения неприемлемыми для районов с суровыми климатическими условиями.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение вышеотмеченных недостатков.

Технический результат заявленной конструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома заключается в повышении надежности, ремонтопригодности, долговечности и безотказности стационарного устройства, снижение стоимости и трудоемкости изготовления и эксплуатации.

Задача решается за счет того, что во взлетно-посадочной полосе аэродрома, содержащей основание с рабочей поверхностью, согласно изобретению основание выполнено в виде железобетонного фундамента, на котором установлена рабочая поверхность в виде поворотных конструкций с тремя рабочими плоскостями, сменяющимися при помощи привода по мере накопления снега или обледенения верхней плоскости, при этом внутри конструкции расположен транспортер для сбора снега и транспортировки его в бункер накопления.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлена взлетно-посадочная полоса, общий вид, поперечный разрез;
на фиг.2 - то же, продольный разрез.

Конструкция взлетно-посадочной полосы содержит помещение 1, в котором установлен подшипниковый вал 2 конструкции; помещение 3 с размещенным в нем приводом 4, редуктором 5, стоп-фиксатором 6; бункер 7 для сбора снега; поворотную конструкцию 8; транспортер сбора снега 9; фундамент 10; шестерню 11 вала поворотной конструкции 8; блоки 12 крепления вала поворотной конструкции 8; винт 13 регулировки натяжителя; ось 14 поворотной конструкции 8 (вал вращения); ролик 15 натяжителя; цепь 16 привода; посадочный блок 17 поворотной конструкции 8 с крышкой 18; покрытие 19 посадочного блока в сборе; рабочие поворачивающиеся (сменяющиеся) плоскости 20,21,22; полосу аэродрома 23.

Устройство конструкции работает следующим образом.

В зависимости от географического расположения аэропорта, использующего данное изобретение, а также учитывая температурный график, существует возможность применения различных типов привода 4, а также материалов, применяемых для изготовления вращающихся узлов 2, 5, 8, 11. В более северных районах страны, где температура довольно часто опускается ниже отметки 40oС, применение гидравлического привода нецелесообразно. Соответственно для приведения в действие сменяющихся при повороте, выполненных в виде треугольников плоскостей поворотной конструкции 8, необходимо применение другого привода с более надежными показателями. Нагрузка на привод тоже зависит от веса и количества конструкций, а также от силы крутящего момента при смене рабочих плоскостей поворотной конструкции 8 с находящимся на них посадочным покрытием 19. Возможно деление полосы по блокам, в итоге составляющим одно целое. Каждый диспетчер, находящийся у пульта управления, довольно легко может произвести очистку полосы посредством смены рабочих плоскостей поворотной конструкции 8, не затрачивая при этом никаких усилий.

Для более надежной устойчивости конструкций полосы предусмотрены фиксаторы 6 подвижности конструкции. Мощность привода 4 фиксатора 6 также рассчитывается с учетом нагрузки на привод 4 и остальных параметров самого фиксатора 6.

Для наименьшей нагрузки на привод 4 конструкции сами сменяющиеся конструкции 8 желательно изготавливать пустотелыми, но обязательно с ребрами жесткости внутри (не показаны). Материал, применяемый для изготовления конструкций 8, должен соответствовать не только предполагаемой физической нагрузке, но и температурному режиму данной области.

Для ревизии внутренней полости взлетно-посадочной полосы, а также для дополнительной окончательной очистки с применением обдува сжатым воздухом, над транспортером 9 располагается подвижный самоходный агрегат, возможно на рельсах (не показан), несущий на себе компрессор (не показан) и двигающийся непосредственно внутри, вдоль всей полосы.

Полоса 23 аэродрома с нанесенным на нее покрытием 19 имеет три последовательно сменяющие друг друга по мере обледенения или накопления снега рабочие плоскости 20, 21, 22, расположенные на поворотной конструкции 8, причем вся поворотная конструкция выполнена в виде равностороннего треугольника с расположенными внутри них ребрами жесткости (не показаны).

Как уже говорилось, по мере накопления снега или обледенения покрытия 19 полосы аэродрома поворотная конструкция 8 поворачивается вокруг оси 14 при помощи цепи 16 и привода 4 на угол, необходимый для полной смены плоскости 20 на плоскость 21 или 22, в зависимости от направления вращения оси 14 и жестко фиксируется при помощи стоп-фиксатора 6 для возможности предотвращения перекоса верхней плоскости при действии на нее внешней нагрузки. Для облегчения работы поворотной конструкции 8 необходимо избегать большое накопление снега на верхней плоскости 20 и поэтому рекомендуется периодически поворачивать плоскости конструкции 8, меняя их на чистую.

Для облегчения работы всей полосы, а также для ее возможного периодического ремонта внутри фундамента 10 под поворотной конструкцией 8 на всю длину полосы аэродрома 23 расположен транспортер 9, предназначенный для сбора снега и его последующего транспортирования в бункер накопления 7. Из бункера 7 снег вывозится автомашинами или при отсутствии бункера 7 сгребается в сторону бульдозерной техникой в конце полосы 23.

При эксплуатации данного изобретения чистка взлетно-посадочной полосы 23 от снега, обледенения происходит от 20-ти до 60-ти секунд, а возможно и быстрее в зависимости от мощности применяемого привода.

Можно вносить дополнения или некоторые изменения, улучшающие качество работы предлагаемой конструкции взлетно-посадочной полосы. В зависимости от параметров конструкций и применяемых деталей возможно использование различных по типу и назначению материалов и приводов, но особенность предлагаемого изобретения заключается в очистке взлетно-посадочной полосы от снега и обледенения посредством сменяющихся при повороте рабочих плоскостей 20,21 22 поворотной конструкции 8.

Использование предлагаемого устройства позволяет по сравнению и известными решениями повысить не только технические результаты, но и улучшить экономику транспортных сооружений в результате того, что:
- существенно уменьшается время, необходимое для очистки, что увеличивает эксплуатационный пробег наземного транспорта и оборудования, задействованного в аэропорту;
- экономится горючее, необходимое для работы машинно-тракторного парка;
- сокращается число работников и транспортных единиц;
- не нарушается регулярность полетов;
- увеличивается поток пассажиров и повышается престиж воздушного транспорта;
- данное изобретение позволяет быстро и практически при любых погодных условиях осуществлять прием и взлет самолетов.

Внедрение в жизнь предлагаемого изобретения позволит избежать огромных затрат, связанных с задержанием рейсов и уходом самолетов на запасной аэропорт.

Источники информации
1. Патент США 2505622, Е 01 С 11/26, 1950.

2. Патент РФ 2083442, E 01 С 11/26, B 64 F 1/00, 10.07.1997, (прототип).

Похожие патенты RU2182617C2

название год авторы номер документа
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ 2013
  • Орлов Юрий Николаевич
  • Вендило Андрей Григорьевич
  • Ковалева Наталья Евгеньевна
  • Трохин Василий Евгеньевич
  • Данилов Вячеслав Петрович
  • Антонов Владимир Васильевич
  • Наумов Кирилл Владимирович
RU2556675C2
Взлетно-посадочная полоса на мерзлых грунтах 2017
  • Трофимов Валерий Иванович
RU2675133C1
ЖИДКОСТЬ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ ДЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ 2013
  • Орлов Юрий Николаевич
  • Вендило Андрей Григорьевич
  • Ковалева Наталья Евгеньевна
  • Трохин Василий Евгеньевич
  • Старкова Елена Сергеевна
  • Антонов Владимир Васильевич
  • Удовенко Александр Викторович
RU2556676C2
Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах 2017
  • Трофимов Валерий Иванович
RU2669250C1
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ ЖИДКОСТЬ 2013
  • Орлов Юрий Николаевич
  • Вендило Андрей Григорьевич
  • Ковалева Наталья Евгеньевна
  • Трохин Василий Евгеньевич
  • Наумов Кирилл Владимирович
  • Трухина Мария Васильевна
  • Максимова Галина Дмитриевна
RU2562652C2
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 1997
  • Джордж А. Янке
  • Уоррен Д. Джонсон Мл.
RU2174995C2
Устройство для защиты покрытий аэродромов и автомобильных дорог от обледенений 1989
  • Седых Николай Артемович
  • Седых Алексей Николаевич
SU1701772A1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И НАЛЕДИ С РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2008
  • Рыбкин Анатолий Петрович
RU2408760C2
СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ЗАХОДА САМОЛЕТОВ НА ПОСАДКУ ПО РАДИОМАЯКАМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ НАЧАЛО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ 2012
  • Шульгин Владимир Григорьевич
RU2492525C1
СПОСОБ И СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НАЗЕМНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗОНЫ АЭРОДРОМА 2012
  • Вдовенко Виктор Сергеевич
  • Горшков Борис Георгиевич
  • Зазирный Дмитрий Владимирович
  • Зазирный Максим Владимирович
RU2521450C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 182 617 C2

Реферат патента 2002 года ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА АЭРОДРОМА

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания. Взлетно-посадочная полоса аэродрома содержит основание с рабочей поверхностью. Новым является то, что основание выполнено в виде железобетонного фундамента, на котором установлена рабочая поверхность в виде поворотных конструкций с тремя рабочими плоскостями, сменяющимися при помощи привода по мере накопления снега или обледенения верхней плоскости, при этом внутри конструкции расположен транспортер для сбора снега и транспортировки его в бункер накопления. Технический результат заявленной конструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома заключается в повышении надежности, ремонтопригодности, долговечности и безотказности стационарного устройства, снижении стоимости и трудоемкости изготовления и эксплуатации. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 182 617 C2

Взлетно-посадочная полоса аэродрома, содержащая основание с рабочей поверхностью, отличающаяся тем, что основание выполнено в виде железобетонного фундамента, на котором установлена рабочая поверхность в виде поворотных конструкций с тремя рабочими плоскостями, сменяющимися при помощи привода по мере накопления снега или обледенения верхней плоскости, при этом внутри конструкции расположен транспортер для сбора снега и транспортировки его в бункер накопления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2182617C2

НАГРЕВАЕМАЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА АЭРОДРОМА 1994
  • Криворотов Александр Семенович
RU2083442C1
Конструкция дорожной одежды 1981
  • Гвоздев Юрий Александрович
SU977542A1
Устройство для защиты покрытий аэродромов и автомобильных дорог от обледенения 1990
  • Седых Николай Артемович
SU1834947A3
RU 2059028 C1, 27.04.1996
Ножевой барабан центробежного стружечного станка 1985
  • Гольдберг Марк Захарович
  • Табунов Алексей Алексеевич
  • Хлебосолов Борис Николаевич
  • Модлин Борис Давыдович
SU1248806A1
DE 4242314 A, 23.06.1994.

RU 2 182 617 C2

Авторы

Вержиковский А.Г.

Даты

2002-05-20Публикация

2000-07-28Подача