ГОРЛОВИНА ЗАПРАВОЧНАЯ Российский патент 2002 года по МПК F17C13/00 

Описание патента на изобретение RU2183787C2

Изобретение относится к области общего машиностроения и распространяется на заправочные и дренажные горловины пневмогидравлических систем (ПГС), предназначенных для герметизации емкостей изделий и заправки-слива различных продуктов, в том числе и агрессивных, таких как "амил" и "гептил".

Известны заправочные горловины по отраслевому стандарту ОСТ 92-4868-83, лист 26, черт. 1, содержащие корпус со штуцером, седло, затвор (1-й барьер уплотнения) с посадочным местом под заправочный кран, 2-й барьер уплотнения в виде алюминиевой прокладки, уплотняющей корпус с крышкой и поджатой тарельчатыми пружинами, и 3-й барьер с уплотнительной прокладкой.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является горловина по ОСТ 92-4868-83, лист 28, черт. 3, содержащая корпус со штуцером и седлом, затвор, уплотнительные элементы.

Недостаток указанных горловин заключается в том, что при необходимости проверки герметичности стыков и приборов, контролирующих параметры в топливных емкостях при подготовке изделия, необходимо наддувать топливные емкости или устанавливать дополнительный кран для отсечки бака и проверки герметичности стеков и приборов. Кроме того, недостатком этих горловин является то, что в процессе длительного хранения изделия в заправленном состоянии все уплотнения имеют релаксацию и без дополнительного поджатия могут быть негерметичными. При этом при длительной эксплуатации в условиях космоса могут быть потери рабочего тела, что может привести к невыполнению задачи из-за снижения давления в топливных емкостях.

Задачей данного изобретения является получение заправочной горловины с техническим результатом в виде обеспечения при подготовке изделия к полету проверки герметичности стыков и приборов без наддува топливных емкостей и без применения специальных проверочных клапанов, а также получение заправочных горловин с более высокой герметичностью путем создания дополнительного уплотнительного барьера, но с устранением или по крайней мере с уменьшением влияния релаксации и связанных с ней регламентных работ, а также расширение арсенала технических средств в данной области техники.

Эта задача решается тем, что в горловине заправочной, содержащей корпус со штуцером и седлом, затвор, уплотнительные элементы, в соответствии с изобретением на наружную поверхность корпуса установлен колпачок с выполненными на его внутренней поверхности коническими выступами, совпадающими при установке на корпус с кольцевыми концентричными проточками с острыми кромками, выполненными на наружной поверхности корпуса, на наружной поверхности колпачка в месте выполнения выступов установлена втулка, изготовленная из материала с "памятью формы", контактирующая с упором, выполненном на корпусе, между седлом корпуса и штуцером выполнено дополнительное седло меньшего диаметра, а между дополнительным седлом и седлом выполнен дополнительный штуцер.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана горловина заправочная - общий вид (разрез), на фиг.2 показано место А на фиг.1, на фиг.3 показана установка заправочного крана на горловину заправочную, на фиг.4 показана установка проверочного крана на горловину заправочную.

Горловина заправочная (фиг.1) содержит корпус 1 со штуцером 2, сообщающим горловину с заправляемой емкостью (на фиг.1 не показана), седло 3, изготовленное заодно с корпусом 1, затвор 4, шарнирно установленный на винте 5. Винт 5 имеет каналы 6 для перепуска рабочего тела и перемещается по резьбе в корпусе 1, перемещая затвор 4 и обеспечивая прижатие затвора к седлу 3. В винте 5 выполнено внутри шестигранное отверстие 7 под посадку заглушки 8 или заправочного крана 9 (фиг.3). Заглушку или заправочный кран герметично через прокладку 10 устанавливают в корпусе 1 и прижимают к корпусу накидной гайкой 11. На наружной поверхности корпуса 1 выполнены упор 12 (фиг.2) и концентричные кольцевые проточки 13 с острыми кромками 14. На наружной поверхности корпуса 1 установлен до упора 12 колпачок 15, во внутренней полости которого образованы двухсторонние конические выступы 16. При установке колпачка 15 на корпус 1 конические выступы 16 совмещают в осевом направлении с кольцевыми проточками 13. На наружную поверхность колпачка 15 установлена втулка 17, выполненная из материала с "памятью формы", контактирующая с упором 12. Для обеспечения проверки герметичности стыков и приборов, сообщенных с полостью заправляемой емкости, между седлом корпуса горловины и штуцером выполнено дополнительное седло меньшего диаметра 18, а между дополнительным седлом 18 и седлом 3 выполнен дополнительный штуцер 19.

Выполнение дополнительного штуцера и дополнительного седла обеспечивает возможность проверки герметичности приборов, сообщенных с полостью заправляемой емкости, без предварительного наддува этой емкости до заправки. Это достигается тем, что при проверке герметичности стыков и приборов к заправочной горловине подсоединяется проверочный кран 20 (фиг.4) для подачи давления в дополнительный штуцер 19. При этом проверочным краном 20 герметично перекрывается дополнительное седло 18 и, следовательно, канал подачи давления в топливную емкость.

До установки проверочного крана 20 из заправочной горловины вывинчивается затвор 4. После проверки функционирования и герметичности стыков и приборов через дополнительный штуцер, давление из проверочного крана сбрасывается, кран проверочный демонтируется, а затвор вновь устанавливается на основное седло 3 для последующего монтажа заправочного (заправочно-сливного) крана 9.

Горловина работает следующим образом.

Для установки на горловину заправочного крана (фиг.3, поз. 9) необходимо отвернуть накидную гайку 11, снять заглушку 8 и уплотнительную прокладку 10. Установить заправочный кран 9 на корпус горловины с новой уплотнительной прокладкой, установив шестигранный наконечник крана в шестигранное отверстие 7 гайки 5 затвора 4, и закрепить кран накидной гайкой 11. Для осуществления заправки необходимо вентилем крана открутить затвор 4 на 2-2,5 оборота и подать в горловину, надетую на емкость, рабочее тело. После заполнения емкости рабочим телом вентилем крана произвести закрытие затвора и, доведя его до соприкосновения с седлом 3, затянуть расчетным моментом затяжки, снять кран 9, открутив накидную гайку 11. Для обеспечения второго барьера уплотнения горловины необходимо установить заглушку 8, новую уплотнительную прокладку 10 и затянуть накидную гайку 11 расчетным моментом. Для ампулизации горловины (третий барьер уплотнения) используется свойство эффекта "памяти формы" сплава, TH-IK на основе никелида титана (нитинол), в основе которого использовано явление "термомеханического возврата", т.е. способность справа TH-IK после силовой деформации при температуре минус 196oС возвращаться к исходной форме при нормальной температуре. В процессе восстановления формы развиваются термомеханические напряжения возврата, которые используются для выполнения необходимой работы, обеспечивающей требуемую герметичность и прочность термомеханического соединения. Для обеспечения ампулизации необходимо провести следующую работу: охладить втулку 17 из нитинола до минус 196oС и провести расширение ее внутреннего диаметра дорном на 8% от величины внутреннего диаметра до соотношения внутреннего диаметра втулки к наружному диаметру корпуса. Установить колпачок на корпус до упора. Смонтировать охлажденную до минус 196oС втулку 17 на колпачок 15 до упора 12 корпуса 1 и выдержать в течение не менее 15 минут при температуре окружающей среды. Втулка 17, стремясь к возврату в прежнее состояние, обжимает колпачок 15, при этом острые кромки канавки 13 деформируют более мягкий материал боковых поверхностей выступов 16 колпачка и обеспечивают ампулизацию.

Таким образом, изготовление в заправочной горловине дополнительного седла и дополнительного штуцера исключает при проверках необходимость наддува топливных емкостей и применение специального проверочного клапана, устанавливаемого на изделии для контроля функционирования приборов, сообщающихся с заправляемой емкостью, а использование для ампулизации свойства эффекта "памяти формы" сплава TH-IK обеспечивает упрощение монтажа, повышает плотность компоновки, снижает массовые характеристики, исключает сложный технологический процесс сварки заключительных швов и повышает герметичность и надежность соединения.

Похожие патенты RU2183787C2

название год авторы номер документа
ГОРЛОВИНА ПРОВЕРОЧНО-ЗАПРАВОЧНАЯ 2015
  • Барышников Руслан Сергеевич
  • Болтов Елисей Александрович
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Майоров Василий Дмитриевич
  • Фролов Артем Владимирович
RU2624756C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ И РАЗЪЕМА ТРУБОПРОВОДОВ 1999
  • Беляков В.В.
  • Богатов А.Н.
  • Главацкий Л.А.
RU2162983C2
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 2000
  • Беляков В.В.
  • Кулагин В.А.
RU2183782C2
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Главацкий Л.А.
  • Жданов О.Н.
  • Жигалкин В.Г.
  • Зорин А.Д.
RU2169872C1
УЗЕЛ МОНТАЖА КРЫШКИ ЛЮКА СИСТЕМЫ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Толмачев С.М.
  • Тарасова Г.А.
  • Невмянов В.С.
RU2158215C1
Газогенераторная система 2023
  • Митрович Петр Андреевич
  • Малинин Владимир Игнатьевич
  • Малютин Александр Александрович
RU2806846C1
ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 2017
  • Фадеев Евгений Львович
  • Цветков Алексей Иванович
RU2658166C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ И РАССТЫКОВКИ ПИТАЮЩИХ МАГИСТРАЛЕЙ 1999
  • Жданов О.Н.
  • Беляков В.В.
  • Главацкий Л.А.
  • Зорин А.Д.
RU2180641C2
ПИРОЗАМОК 1999
  • Жданов О.Н.
  • Толмачев С.М.
  • Главацкий Л.А.
  • Соин В.И.
RU2150413C1
СПОСОБ СТАРТА РАКЕТЫ 2000
  • Дермичев Г.Д.
  • Перепелицкий Г.Н.
RU2170194C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 183 787 C2

Реферат патента 2002 года ГОРЛОВИНА ЗАПРАВОЧНАЯ

Горловина заправочная содержит корпус со штуцером и седлом, затвор, уплотнительные элементы. На наружную поверхность корпуса установлен колпачок с выполненными на его внутренней поверхности коническими выступами, совпадающими с кольцевыми концентричными проточками с острыми кромками, выполненными на наружной поверхности корпуса. На наружной поверхности колпачка в месте выполнения выступов установлена втулка, изготовленная из материала с "памятью формы", контактирующая с упором, выполненным на корпусе. Между седлом корпуса и штуцером выполнено дополнительное седло меньшего диаметра, а между дополнительным седлом и седлом выполнен дополнительный штуцер. Использование изобретения позволит обеспечить проверку герметичности стыков и приборов без наддува топливных емкостей и без применения специальных проверочных клапанов и получить горловины с более высокой герметичностью. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 183 787 C2

Горловина заправочная, содержащая корпус со штуцером и седлом, затвор, уплотнительные элементы, отличающаяся тем, что на наружную поверхность корпуса установлен колпачок с выполненными на его внутренней поверхности коническими выступами, совпадающими с кольцевыми концентричными проточками с острыми кромками, выполненными на наружной поверхности корпуса, на наружной поверхности колпачка в месте выполнения выступов установлена втулка, изготовленная из материала с "памятью формы", контактирующая с упором, выполненным на корпусе, между седлом корпуса и штуцером выполнено дополнительное седло меньшего диаметра, а между дополнительным седлом и седлом выполнен дополнительный штуцер.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2183787C2

Автоматический огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU92A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
БАЛЛОННЫЙ ВЕНТИЛЬ 1994
  • Дейкун В.К.
RU2037079C1
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1984
  • Румянцев В.В.
  • Акулин Е.Н.
  • Гречко Г.И.
  • Журавлев О.И.
  • Шатохин А.М.
RU2036371C1
ТРИБОЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ СВЕРЛЕНИЯ ХРУПКИХ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 2008
  • Кукоз Виктор Федорович
  • Асцатуров Юрий Георгиевич
  • Ременцов Александр Владимирович
RU2410210C2
US 4493434 А, 16.01.1985
DE 3736579 С3, 17.10.1996.

RU 2 183 787 C2

Авторы

Беляков В.В.

Главацкий Л.А.

Коробов Ю.Н.

Даты

2002-06-20Публикация

2000-09-01Подача