Изобретение относится к судовым устройствам, в частности к устройствам, уменьшающим скорость дрейфа судна.
К дрейфу с помощью плавучего якоря часто прибегают суда, потерпевшие аварию и не имеющие хода. Плавучий якорь уменьшает скорость дрейфа, что дает запас времени для ремонта главного двигателя или вызова спасательного судна.
Известны различные конструкции плавучих якорей [1], которые при дрейфе судна оказывают дополнительное сопротивление, что приводит к уменьшению скорости дрейфа. Минимальная скорость дрейфа судна достигается с помощью плавучего якоря принятого нами за прототип [2].
Однако указанная конструкция обладает рядом недостатков, среди которых следует отметить ее сложность и протяженность (длина конструкции соизмерима с длиной судна).
Кроме того, постановка судна на плавучий якорь данной конструкции производится силами экипажа, что в штормовых условиях крайне затруднительно.
Предлагаемое устройство отличается от прототипа тем, что оно использует энергию килевой качки судна (энергию волны) и, будучи расположенной в носовом бульбе судна, не выступает за габариты последнего.
Это штатная жестко связанная с набором бульба судна конструкция плавучего якоря сама является частью этого набора.
В своей основе данное устройство, расположенное в носовом бульбе судна, имеет симметрично расположенные относительно диаметральной плоскости судна вертикальные 1 и горизонтальные 3 каналы, соединенные поворотными коленами 2.
Работа устройства происходит следующим образом. При движении на волнении носовой оконечности судна вниз набегающий поток жидкости поступает в вертикальные каналы 1, разворачивается в поворотном колене 2 и, выходя из горизонтального канала 3, за счет реакции выходящей струи сообщает судну тяговую силу Т.
Следует отметить, что данная конструкция устройства улучшает мореходные качества судна, так как автоматически начинает работать при волнении моря, а, как известно, средние условия плавания океанских судов происходят при волнении моря 4 балла.
Таким образом, при работе совместно с главными движителями с помощью встроенного в бульб предлагаемого устройства можно значительно снизить расход топлива.
Кроме того, указанная конструкция устройства позволяет снизить амплитуду килевой качки судна, что благоприятно сказывается на условиях обитания экипажа.
Источники информации
1. Казанский К.В. Штормование судов. - М.: Транспорт, 1963 г.
2. Сидельников И.И. Плавучий якорь. авт. св. 463581, 1975 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ЭНЕРГИЮ ВОЛНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ | 2003 |
|
RU2254261C1 |
ПЛАВУЧИЙ ЯКОРЬ | 2006 |
|
RU2326018C1 |
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬ ПАРУС-РЕШЁТКА | 2013 |
|
RU2540156C1 |
СУДОВОЙ ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347714C1 |
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2155693C1 |
ЭКСКУРСИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОРСКИХ ПРОГУЛОК | 2001 |
|
RU2215667C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
ГИДРОАЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО "ВЕТРОВОЛНОХОД" | 1992 |
|
RU2048387C1 |
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СУДНА | 1998 |
|
RU2137677C1 |
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна | 2015 |
|
RU2623348C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам, уменьшающим скорость дрейфа судна за счет использования энергии килевой качки. Устройство установлено в носовом бульбе судна и включает в себя расположенные симметрично относительно диаметральной плоскости судна вертикальные входные (1) и горизонтальные выходные каналы (3), соединенные между собой посредством поворотных колен (2). При килевой качке набегающий поток воды поступает в каналы (1) и выходит из каналов (3), сообщая судну тяговую силу (Т) за счет реакции выходящей струи. Данное устройство позволяет улучшить мореходные качества судна, уменьшить скорость дрейфа и амплитуду килевой качки, а также снизить расход топлива. 1 ил.
Устройство для уменьшения скорости дрейфа судна, отличающееся тем, что оно содержит расположенные в носовом бульбе симметрично относительно диаметральной плоскости судна вертикальные входные каналы, соединенные посредством поворотных колен с соответствующими горизонтальными выходными каналами для создания при килевой качке судна тяговой силы, уменьшающей скорость дрейфа судна.
Якорное устройство | 1973 |
|
SU463581A1 |
Водометный движитель | 1978 |
|
SU982969A1 |
US 3285216 А, 15.11.1966 | |||
DE 3224390 А, 05.01.1984. |
Авторы
Даты
2002-06-27—Публикация
2000-11-30—Подача