УСТРОЙСТВО, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ЭНЕРГИЮ ВОЛНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ Российский патент 2005 года по МПК B63B1/06 B63B1/40 

Описание патента на изобретение RU2254261C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам, использующим энергию волн для создания дополнительной тяговой силы.

Средние условия плавания океанских судов можно приравнять к непрерывному плаванию против набегающей волны интенсивностью 4 балла.

Со времен парусного флота из двух сил, действующих на судно (ветра и волнения моря), приоритет получила первая. Остался незамеченным тот факт, что энергия морских волн значительно больше энергии ветра, улавливаемой парусами. Волна, подходящая к носовой оконечности судна, обладает энергией

где ρ - плотность воды,

g - ускорение свободного падения,

a - амплитуда волны,

λ - длина волны

Вместе с тем, потеря скорости хода на волнении у современных судов достигает 50% и удвоение скорости потребует троекратного увеличения мощности главного двигателя, следовательно, применение различных устройств, использующих энергию волн, является перспективным направлением получения высоких скоростей хода судов на волнении, при этом использование подобных устройств позволяет значительно экономить топливо. Кроме этого, в случае отказа главного двигателя устройства, использующие энергию волны, позволяют уменьшить скорость дрейфа судна, что дает запас времени для ремонта главного двигателя или вызова спасательного судна.

Одним из недостатков действующих устройств, использующих энергию волны, является их малая эффективность и сложность конструкции.

В качестве прототипа нами выбрано устройство для уменьшения скорости дрейфа судна, расположенное в бульбе судна [2]. Однако существенным недостатком этого устройства является его малая эффективность из-за того, что размеры бульбы ограничены и, кроме того, не на всех судах имеется бульб.

Целью настоящего изобретения является создание такой конструкции носовой оконечности судна, которая будет эффективно использовать энергию волны, улучшать мореходные качества судна и условия обитания экипажа. Указанная цель достигается тем, что в районе носовой оконечности судна наваривается дополнительное дно (фиг.1), скос кормовой оконечности которого (3, 3') позволяет набегающему потоку Q, возникающему при качке судна Р, создавать силу F, вертикальная составляющая которой N уменьшает амплитуду качки, что благоприятно сказывается на условиях обитания экипажа, а горизонтальная составляющая T создает дополнительную тяговую силу, увеличивающую скорость хода судна. Кроме этого, при посадке на мель, в результате чего часто происходит разрушение нижней части носовой оконечности судна и поступление воды внутрь, предложенное устройство позволяет защитить судно от указанной аварии.

Сопряжение дополнительного дна 1 с основным днищем судна 2 можно осуществить посредством сварки наклонного листа, как это показано на (фиг.1) поз.3', либо для увеличения площади, использующей энергию волны, поз.3' (фиг.2).

Источники информации

1. Казанский К.В. «Штормование судов». Транспорт. M., 1968 г.

2. Чикаренко В.Г. «Устройство для уменьшения скорости дрейфа судна». Патент №2184047 от 22.06.2002 г.

Похожие патенты RU2254261C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ ДРЕЙФА СУДНА 2000
  • Чикаренко В.Г.
RU2184047C1
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬ ПАРУС-РЕШЁТКА 2013
  • Архангельский Евгений Анатольевич
  • Ерошин Владимир Андреевич
  • Размыслов Валерий Федорович
  • Прокофьев Владислав Викторович
  • Чикаренко Валерий Георгиевич
  • Яковлев Евгений Акимович
RU2540156C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1
Волнодвижители подводного судна 2017
  • Бабчик Дмитрий Валерьевич
  • Лебедев Владимир Валентинович
  • Нуднер Игорь Сергеевич
  • Прокофьев Владислав Викторович
  • Радченко Владимир Тихонович
  • Размыслов Валерий Федорович
  • Чикаренко Валерий Георгиевич
  • Яковлев Евгений Акимович
RU2668483C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЯГИ СУДНА 2005
  • Архангельский Евгений Анатольевич
  • Егоров Виктор Николаевич
  • Зинцов Евгений Игоревич
  • Карабанов Дмитрий Иванович
  • Майорова Елена Валерьевна
  • Радченко Владимир Тихонович
  • Чикаренко Валерий Георгиевич
  • Шабанов Руслан Викторович
RU2297361C2
Каботажное пассажирское судно 2016
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2653906C1
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607136C2
ПЛАВУЧИЙ ЯКОРЬ 2006
  • Бойко Андрей Владимирович
  • Прокофьев Владислав Викторович
  • Чикаренко Валерий Георгиевич
RU2326018C1
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
Кормовая оконечность стабилизированного для штормового плавания корабля 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607135C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 261 C1

Реферат патента 2005 года УСТРОЙСТВО, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ЭНЕРГИЮ ВОЛНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам для создания дополнительной тяговой силы. Устройство представляет собой дополнительное дно, размещенное в носовой оконечности судна и сопряженное с основным дном наклонной поверхностью. Технический результат заключается в улучшении мореходных качеств судна и условий обитаемости экипажа. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 254 261 C1

Устройство, использующее энергию волны для создания силы тяги, представляющее собой дополнительное дно, предназначенное для увеличения площади передачи энергии волны корпусу судна и создания дополнительной тяговой силы, размещенное в носовой части судна и сопряженное с основным дном наклонной поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254261C1

Корпус судна 1977
  • Гальпер Любовь Товиевна
  • Кацнельсон Леонард Ильич
  • Стуколкин Юрий Николаевич
  • Троицкая Кира Семеновна
SU663620A1
ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА 0
  • Л. А. Сиротникова В. Я. Ткачев
SU407784A1
DE 19546305 A1, 27.06.1996
WO 00/07872, 17.02.2000.

RU 2 254 261 C1

Авторы

Чикаренко В.Г.

Даты

2005-06-20Публикация

2003-11-20Подача