СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА АВТОМАГИСТРАЛИ Российский патент 2002 года по МПК E01C1/00 

Описание патента на изобретение RU2184807C2

Изобретение относится к области проектирования и строительства автомобильных дорог, а именно автомобильных магистралей, и может быть использовано при проектировании размещения объектов инфраструктуры при строительстве новых и реконструкции уже существующих автомагистралей.

До настоящего времени объекты инфраструктуры автомагистрали (автозаправочные станции, службы автосервиса, предприятия общественного питания, предприятия торговли, службы дорожного надзора и автомобильной инспекции) на автомобильных магистралях размещались с учетом либо наличия населенного пункта, в котором проживал обслуживающий персонал, либо с учетом эстетических характеристик окрестностей автомагистрали, либо с учетом рационального, с точки зрения пробега автомобиля, расстояния (последний вариант наиболее применим к размещению автозаправочных станций и предприятий автомобильного сервиса).

Одновременно из опыта эксплуатации автомагистрали, а также из общих соображений и опыта служб автомобильной инспекции известны участки автомагистрали, на которых наиболее часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Традиционно перед подобными местами устанавливали знаки, характеризующие особенности данного участка (наличие крутого поворота, резкого спуска или подъема), а также знаки ограничения скорости движения.

Однако, как показал опыт использования автомагистралей, использование подобных знаков недостаточно для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

Известен способ проектирования автомагистралей в пустыне (RU, патент 2039857 Е 01 С 1/00, 1995), согласно которому проводят трассировку дороги по результатам аэрокосмического фиксирования путей миграции верблюдов.

Недостатком известного способа следует признать ограниченность области применения, отсутствие привязки объектов инфраструктуры автомагистрали к местности, а также невозможность применения его при реконструкции уже существующих автомагистралей.

Известен способ определения мест размещения объектов инфраструктуры на автомагистрали (Красильщиков И. М. и Елизаров Л. В. Проектирование автомобильных дорог. М., "Транспорт", 1986, с. 151-152), включающий учет интенсивности движения, характера и объема перевозок, протяженности дороги или сети дорог и категории дороги.

Однако известный способ не учитывает фактора влияния рельефа на количество дорожно-транспортных происшествий.

Техническая задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в разработке способа определения размещения объектов инфраструктуры при проектирования и реконструкции автомагистрали.

Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в уменьшении дорожно-транспортных происшествий при эксплуатации автомагистрали за счет уменьшения средней скорости движения.

Для достижения указанного технического результата предложено любым известным методом провести трассирование дороги с определением рельефа, любым известным образом определить среднее значение высот рельефа, выделить участки с отклонением от средних значений рельефа не менее чем 20%, причем выделенные места предназначают для размещения объектов инфраструктуры автомагистрали. К объектам инфраструктуры автомагистрали, как указано выше, относят автозаправочные станции, службы автосервиса, предприятия общественного питания, службы торговли, службы дорожного надзора и автомобильной инспекции. Перед объектами инфраструктуры автомагистрали установлены предписанные Правилами дорожного движения предупредительные знаки.

Изобретение иллюстрировано следующим графическим материалом. На фиг.1 приведен вид рельефа участка автомагистрали Санкт-Петербург - Киев - Одесса, полученный путем нивелирования трассы. Выделен участок автомагистрали с максимальным количеством дорожно-транспортных происшествий. На фиг.2 приведен более подробный вид того же участка автомагистрали с представлением перепада максимумов и минимумов рельефа. После размещения объектов инфраструктуры (автозаправочной станции, кафе и магазина товаров повседневного спроса) на отметке 220 км число автодорожных происшествий уменьшилось в 2,6 раза, поскольку средняя скорость автомобилей стала практически равной предписанной - 60 км/час. Очевидно, что установка объектов инфраструктуры автомагистрали позволило значительно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий.

Указанное уменьшение средней скорости автомобилей вызвано привлечением внимания водителей и пассажиров к построенным объектам инфраструктуры.

Настоящий способ может быть применен как при проектировании и строительстве новых автомагистралей, так и при реконструкции действующих автомагистралей. Кроме того, он может быть использован при определении мест установки объектов инфраструктуры на уже действующих автомагистралях.

Похожие патенты RU2184807C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ УРБОСИСТЕМЫ 1997
  • Лазарева И.В.
  • Лазарев В.В.
  • Ульмасвай Ф.С.
RU2133972C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Алышев Сергей Владимирович
  • Дворников Сергей Викторович
  • Ефимов Вячеслав Викторович
  • Осадчий Александр Иванович
  • Саенко Игорь Борисович
  • Устинов Андрей Александрович
RU2444794C1
Способ экстренного оповещения при опасных ситуациях и авариях на дорогах 2019
  • Золотов Артем Николаевич
  • Голубев Андрей Сергеевич
  • Прокошев Валерий Григорьевич
  • Бушуев Артем Сергеевич
  • Чкалов Руслан Владимирович
  • Васильченкова Дарья Геннадьевна
  • Кочуев Дмитрий Андреевич
  • Лоханов Александр Васильевич
  • Васильев Александр Сергеевич
  • Птицын Дмитрий Сергеевич
  • Осотов Степан Витальевич
RU2728951C1
Поворотная конструкция с поворотным дорожным знаком 2022
  • Кучмин Алексей Борисович
  • Минибаев Кирилл Раисович
RU2781783C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАССА 2017
  • Парышев Дмитрий Николаевич
  • Ильтяков Александр Владимирович
  • Моисеев Олег Юрьевич
  • Харин Алексей Валерьевич
  • Харин Валерий Васильевич
RU2676771C2
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Грешилов Николай Николаевич
RU2379404C2
ВНУТРИГОРОДСКАЯ СКОРОСТНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175364C2
Транспортная развязка 1981
  • Селюков Дмитрий Дмитриевич
SU1021683A1
Транспортная развязка 2018
  • Санников Сергей Павлович
  • Тимоховец Вера Дмитриевна
  • Кузуек Алексей Юрьевич
RU2712820C1
Способ трассировки лесовозных дорог 1980
  • Горбачевский Виктор Андреевич
  • Горбачевский Владимир Викторович
  • Добротворская Ирина Александровна
  • Корнейчук Нинель Феодосьевич
  • Козловский Борис Михайлович
  • Эпштейн Аркадий Иосифович
SU908980A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 184 807 C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА АВТОМАГИСТРАЛИ

Изобретение относится к области проектирования и строительства автомобильных дорог, а именно автомобильных магистралей, и может быть использовано при проектировании размещения объектов инфраструктуры при строительстве новых и реконструкции уже существующих автомагистралей. Способ характеризуется тем, что проводят трассировку дороги с определением рельефа и средних значений его высот и выделением участков с отклонением от средних значений не менее чем 20%, причем выделенные участки предназначают для размещения объектов инфраструктуры автомагистрали. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в уменьшении дорожно-транспортных происшествий при эксплуатации автомагистрали за счет уменьшения средней скорости движения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 184 807 C2

Способ определения мест размещения объектов инфраструктуры на автомагистрали, характеризующийся тем, что проводят трассировку дороги с определением рельефа и средних значений его высот и выделением участков с отклонением от средних значений не менее чем 20%, причем выделенные участки предназначают для размещения объектов инфраструктуры автомагистрали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2184807C2

Строительные нормы и правила, часть II, раздел Д, глава 5, Автомобильные дороги
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Приспособление для склейки фанер в стыках 1924
  • Г. Будденберг
SU1973A1
САБИНИН А.А
Автомобиль и дорога
- М.: ДОСААФ СССР, 1984, c.101-114
Правила дорожного движения Российской Федерации, ИПК "Московская Правда", 1996, с.7, п.1.3, с.40 предупреждающие знаки 1.13 и 1.14, запрещающий знак 3.24.

RU 2 184 807 C2

Авторы

Лазарева И.В.

Ульмасвай Ф.С.

Даты

2002-07-10Публикация

1999-11-01Подача