Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к средствам защиты водителя от солнечных лучей и яркого света во время движения и стоянки.
Известен противосолнечный щиток для автомобиля по патенту СССР 677642, кл. В 60 J 3/02, публ. 1979 г., содержащий экран, шарнирно установленный на кронштейне, состоящем из крепежной и осевой частей, на последнюю из которых надета поворотная секционная втулка, связанная с экраном через крепежную пластину с выемкой между секциями и зафиксированная на осевой части кронштейна за счет сил трения. По крайней мере одна секция расположена с радиальным смещением относительно оси кронштейна, а осевая часть кронштейна выполнена с выемкой для обеспечения радиального смещения упомянутой секции относительно оси шарнирного соединения. Центральная секция расположена с радиальным смещением относительно оси кронштейна.
Недостатком такого щитка являются низкая надежность фиксации экрана от поворота, недолговечность работы устройства из-за большого трения, а отсюда и быстрого износа контактирующих деталей.
Известен противосолнечный щиток транспортного средства по авторскому свидетельству СССР 613929, кл. В 60 J 3/02, публ. 1978 г., принятый заявителем за прототип и содержащий щиток в виде каркаса с энергопоглощающей обивкой, шарнирно закрепленный на изогнутом кронштейне, установленном одним концом в опорном гнезде кузова, и стопорное устройство, имеющее резьбовой элемент, установленный во втулке, закрепленной на каркасе параллельно щитку, на свободном конце изогнутого кронштейна выполнен резьбовой элемент и опорный выступ, между этим выступом и торцем втулки установлена пружина, а стопорное устройство расположено под энергопоглощающей обивкой.
Недостатком данного козырька являются малая надежность и долговечность в работе из-за наличия цилиндрической пружины, которая быстро выходит из строя, остающаяся опасность травмы водителя из-за наличия открытых частей узла крепления щитка к кузову автомобиля и поворота щитка.
Технической задачей изобретения является создание удобного, надежного и долговечного противосолнечного козырька, травмобезопасного и технологичного в изготовлении, дающего возможность использовать его при любых углах поворота и по крайней мере с двумя фиксированными положениями.
Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении на каркасе выполнена ниша, а узел фиксации и торможения размещен в нише, причем ниша выполнена в виде комбинированного глухого отверстия, верхняя часть которого выполнена цилиндрической, а нижняя часть выполнена в виде прямоугольной призмы, причем в цилиндрической части установлена ось поворота щитка, а в призматической части - узел фиксации и торможения, а узел фиксации и торможения выполнен в виде пружинного узла и двух опор - нижней неподвижной и верхней подвижной, причем верхняя опора входит в нижнюю, а нижняя установлена на прокладке, на оси поворота щитка выполнены две лыски под углом α друг к другу и на длине не более длины прямоугольной призмы, причем ниша закрыта заглушкой.
Кроме того, ниша выполнена заодно с каркасом, пружинный узел выполнен, например, в виде цилиндрических пружин, заглушка верхним краем сопряжена с осью поворота щитка, а нижний ее край выполнен с обратным уклоном, причем цилиндрическая часть глухого отверстия сопряжена с призматической посредством уступа.
Кроме того, пружинный узел выполнен, например, в виде трех цилиндрических пружин, которые установлены вертикально на неподвижной опоре, а подвижная опора установлена на верхних основаниях пружин и сопряжена с осью поворота щитка.
Кроме того, каркас и ниша выполнены из термопласта.
На фиг.1 изображен общий вид противосолнечного козырька;
на фиг.2 - узел фиксации и торможения с осью поворота щитка;
на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2;
на фиг.4 - узел II на фиг.2;
на фиг.5 - узел III на фиг.3;
на фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.2.
Противосолнечный козырек состоит из щитка 1, внутри которого размещен каркас 2, кронштейна 3 крепления щитка 1 к кузову автомобиля, оси 4 поворота щитка 1 и узла фиксации и торможения 5. Ось 4 одним концом установлена в кронштейне 3 подвижно, а другим концом размещена в щитке 1. На каркасе 2 выполнена ниша 6, а ось 4 и узел фиксации и торможения 5 размещены в нише 6. Ниша 6 выполнена в виде комбинированного глухого отверстия, верхняя часть которого выполнена цилиндрической 7, а нижняя часть выполнена в виде прямоугольной призмы 8. Причем в цилиндрической части 7 установлена ось 4 поворота щитка 1, а в призматической части 8 размещен узел фиксации и торможения 5. Узел фиксации и торможения 5 выполнен в виде пружинного узла и двух опор - нижней 9 неподвижной и верхней 10 подвижной. Верхняя опора 10 входит в нижнюю опору 9, которая установлена в нише 6 на регулировочной прокладке 11. На оси 4 поворота щитка 1 выполнены две лыски 12 вдоль оси под углом α друг к другу и на длине не более длины прямоугольной призмы. Ниша 6 закрыта заглушкой 13, которая верхним краем 14 сопряжена с осью 4 поворота щитка 1, а нижний ее край 15 выполнен с обратным уклоном в 1-3o. Причем цилиндрическая часть 7 глухого отверстия сопряжена с призматической 8 посредством уступа 16. Ниша 6 выполнена заодно с каркасом 2, а пружинный узел выполнен, например, в виде трех цилиндрических пружин сжатия 17, которые установлены вертикально в ряд на неподвижной опоре 9, а подвижная опора 10 установлена на верхних основаниях цилиндрических пружин сжатия 17 и поджата ими к оси 4 поворота щитка 1. При этом уступ 16 служит упором (ограничителем) при работе пружин 17, исключающим заклинивание щитка 1 при повороте. Каркас 2 и ниша 6 щитка 1 выполнены из термопласта на литьевой машине. Марка материала выбирается исходя из заданных технических условий эксплуатации.
Противосолнечный козырек работает следующим образом.
Исходное положение - щиток 1 прижат к потолку кузова автомобиля - это одно фиксированное положение. Второе фиксированное положение - щиток 1 прилегает к лобовому стеклу автомобиля. При первом фиксированном положении подвижная опора 10, поджимаемая цилиндрическими пружинами сжатия 17, взаимодействует с одной лыской 12 на оси 4 поворота щитка 1, при втором фиксированном положении - с другой лыской 12. Промежуточным положением может быть любое положение между этими двумя фиксированными положениями в зависимости от направления солнечных лучей и света фар встречных автомобилей, в этот момент подвижная опора 10 под действием цилиндрических пружин сжатия 17 взаимодействует с цилиндрической частью оси 4. Пружинный узел постоянно удерживает ось 4 поворота щитка 1 в поджатом состоянии независимо от положения щитка 1 относительно оси 4. Тем самым обеспечивается надежное удержание щитка 1 не только в двух фиксированных положениях, но и в любом промежуточном положении.
Использование предлагаемого технического решения позволяет создать удобный в эксплуатации, надежный и долговечный противосолнечный козырек, травмобезопасный и технологичный в изготовлении. Кроме того, используемый в противосолнечном козырьке пружинный узел обеспечивает:
- моменты выхода из фиксации и поворота козырька тремя цилиндрическими пружинами сжатия;
- изменение моментов замены пружин сжатия подбором регулировочной прокладки в широких пределах;
- несколько фиксированных положений козырька за счет лысок на оси поворота щитка;
- досыл козырька в фиксированное положение за 5-10o до угла фиксации;
- фиксацию козырька от продольного смещения за счет того, что лыска выполнена не на всей длине оси, а за 10-15 мм до ее конца, т.е. не более длины призматической части, что способствует уменьшению износа ниши из-за большой площади опоры при вращении;
- долговечность при эксплуатации без снижения надежности за счет саморегулирования при износе и применения металлических подвижной и неподвижной опор;
- технологичность сборки применением опор, уступа и заглушки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СВЕТОЗАЩИТНЫЙ КОЗЫРЕК | 2006 |
|
RU2312774C1 |
ПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЙ КОЗЫРЕК | 2000 |
|
RU2190541C2 |
Противосолнечный козырек транспортного средства | 1976 |
|
SU613929A1 |
РОТОР ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2045682C1 |
КАРКАС КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2000 |
|
RU2159187C1 |
СПОСОБ КОНСТРУКТИВНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОТИВОСОЛНЕЧНОГО КОЗЫРЬКА | 2010 |
|
RU2434759C1 |
ДЕРЖАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2282541C1 |
ДЕФЛЕКТОР ХАНЖОНКОВА | 1995 |
|
RU2087809C1 |
УСТРОЙСТВО ПРИТОЧНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ДЛЯ ОКОННЫХ БЛОКОВ, ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН, ЗАЩИТНЫЙ КОЗЫРЁК И СЪЕМНЫЙ ФИЛЬТР ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2018 |
|
RU2686507C1 |
УСТРОЙСТВО ЦЕНТРИРОВАНИЯ И ЗАГРУЗКИ С УЗЛОМ ПРИЕМА И ПОДАЧИ ЧУРАКА В ЗОНУ ЦЕНТРОВКИ И МЕХАНИЗМОМ СИНХРОНИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2378107C1 |
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к средствам защиты водителя от солнечных лучей и яркого света во время движения и стоянки. На каркасе козырька выполнена ниша, а узел фиксации и торможения размещен в нише. Ниша выполнена в виде комбинированного глухого отверстия, верхняя часть которого выполнена цилиндрической, а нижняя часть - в виде прямоугольной призмы, причем в цилиндрической части установлена ось поворота щитка, а в призматической части - узел фиксации и торможения. Узел фиксации и торможения выполнен в виде пружинного узла и двух опор - нижней неподвижной и верхней подвижной, причем верхняя опора входит в нижнюю, а нижняя установлена на прокладке, на оси поворота щитка выполнены две лыски под углом α друг к другу и на длине не более длины прямоугольной призмы, причем ниша закрыта заглушкой. Технический результат заключается в создании удобного, надежного и долговечного противосолнечного козырька, травмобезопасного и технологичного в изготовлении, дающего возможность использовать его при любых углах поворота и по крайней мере с двумя фиксированными положениями. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
DE 3900829 А1, 28.09.1989 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ, СТЫК ДЛЯ БЫСТРОГО СОЕДИНЕНИЯ НАСОСА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИКАЦИИ ВОЛЮМЕТРИЧЕСКОГО ПОТОКА ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2154192C2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕКУРИТЕЛЬНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАХОРКИ | 2011 |
|
RU2450709C1 |
DE 3704751 А1, 25.08.1988. |
Авторы
Даты
2002-07-20—Публикация
2000-09-05—Подача