ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение RU2186188C1

Изобретение относится к горному делу, а именно к винтовым забойным двигателям, применяемым при бурении наклонных и горизонтальных участков скважины.

Известен винтовой забойный двигатель для наклонно направленного бурения, включающий двигательную секцию, ротор которой связан через торсион и шарнирный узел с валом шпиндельной секции (патент РФ 2081986, кл. Е 21 В 4/02).

Недостатком известного двигателя является ненадежность работы шарнирного узла, обусловленная частым срезом пальца вследствие неравномерности угловой скорости ротора.

Известен двигатель-отклонитель, содержащий последовательно соединенные между собой с перекосом секции из эксцентричной рабочей пары и опоры, валы которых взаимодействуют через подвижный промежуточный вал посредством торцевых гребенчатых зацеплений (патент РФ 2062860, Е 21 В 4/02).

Недостатком известного двигателя является также низкая надежность работы узла, передающего вращение от вала рабочей пары к валу опоры, поскольку торцевые гребенчатые зацепления вследствие сложной кинематики движения промежуточного вала испытывают значительные знакопеременные нагрузки. Кроме того, наличие жесткого кривого переводника в компоновке не позволяет использовать двигатель в скважинах с маленьким радиусом кривизны профиля.

Известен также винтовой забойный двигатель, содержащий двигательную секцию, включающую корпус со статором и размещенный внутри статора ротор, шпиндельную секцию, включающую корпус и установленный в нем посредством подшипникового узла вал, и шарнирные узлы, соединяющие корпус и ротор двигательной секции соответственно с корпусом и валом шпиндельной секции (патент РФ 2007534, кл. Е 21 В 4/02).

Недостатками известного двигателя является то, что шарнирный узел в виде резинометаллического рукава, соединяющего корпуса двигательной и шпиндельной секций, в процессе бурения не обеспечит поддержания заданного направления по азимуту. Для этого с данным двигателем необходимо использовать дополнительные технические средства. Кроме того, существующие конструкции шарнирных узлов, соединяющих ротор двигательной секции и вал шпиндельной секции, при больших углах перекоса их осей и значительных знакопеременных нагрузках имеют низкую долговечность.

Решаемая изобретением задача заключается в повышении долговечности шарнирных узлов винтового забойного двигателя и обеспечении поддержания заданного направления по азимуту без применения дополнительных технических средств.

При этом обеспечивается получение следующего технического результата: обеспечение шарнирному узлу, соединяющему корпуса двигательной и шпиндельной секций, одной степени свободы и уменьшение контактных напряжений в элементах зацепления шарнирного узла, соединяющего ротор двигательной секции и вал шпиндельной секции.

Для этого в винтовом забойном двигателе, содержащем двигательную секцию, включающую корпус со статором и размещенный внутри статора ротор, шпиндельную секцию, включающую корпус и установленный в нем посредством подшипникового узла вал, и шарнирные узлы, соединяющие корпус и ротор двигательной секции соответственно с корпусом и валом шпиндельной секции, шарнирный узел, соединяющий корпуса двигательной и шпиндельной секций, выполнен в виде трех последовательно расположенных трубчатых элементов, причем крайние элементы соединены соответственно с корпусами двигательной и шпиндельной секций, а средний соединен с каждым крайним элементом посредством пары осей и установлен с зазорами, обеспечивающими перекос осей каждой пары соседних элементов до 2o30', а шарнирный узел, соединяющий ротор и вал соответственно двигательной и шпиндельной секций, выполнен в виде двух шлицевых валов, один из которых соединен посредством торсиона с ротором двигательной секции, а другой - с валом шпиндельной секции, и шлицевой муфты, установленной по отношению к шлицевым валам с зазорами, обеспечивающими перекос осей двигательной и шпиндельной секций до 5o.

Целесообразно также
- зазоры между трубчатыми элементами уплотнить;
- шлицевую муфту зафиксировать относительно шлицевых валов уплотняющими упругими элементами;
- на валу шпиндельной секции установить с возможностью вращения стабилизатор.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена двигательная секция винтового забойного двигателя; на фиг.2 - шарнирные узлы; на фиг.3 - шпиндельная секция; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.2; на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.2.

Винтовой забойный двигатель содержит двигательную секцию, включающую корпус 1 со статором 2 и размещенным внутри него ротором 3, и шпиндельную секцию, включающую корпус 4 с установленным в нем посредством подшипникового узла валом 5. Корпус 1 двигательной секции соединен с корпусом 4 шпиндельной секции шарнирным узлом. Он выполнен в виде последовательно расположенных трубчатых элементов 6, 7 и 8. Крайние трубчатые элементы 6 и 8 соединены соответственно с корпусом 1 двигательной секции и с корпусом 4 шпиндельной секции. Средний трубчатый элемент 7 соединен с каждым крайним трубчатым элементом 6 и 8 посредством пары осей 9 и установлен по отношению к ним с зазорами, обеспечивающими перекос осей каждой пары трубчатых элементов 6 и 7, 7 и 8 до 2o30'. Зазоры между трубчатыми элементами 6, 7 и 8 уплотнены упругими кольцами 10. Ротор 3 двигательной секции соединен с валом 5 шпиндельной секции шарнирным узлом. Он выполнен в виде шлицевых валов 11 и 12, находящихся в зацеплении с шлицевой муфтой 13. Шлицевой вал 11 соединен с ротором 3 посредством торсиона (гибкого вала) 14, шлицевой вал 12 соединен с валом 5 шпиндельной секции. Шлицевая муфта 13 установлена по отношению к шлицевым валам 11 и 12 с зазорами, обеспечивающими перекос осей двигательной и шпиндельной секций до 5o. Уплотняющие упругие элементы 15 фиксируют шлицевую муфту 13 относительно шлицевых валов 11 и 12. Для уменьшения длины шпиндельной секции подшипниковый узел выполнен четырехрядным. Для снижения контактного напряжения на беговых дорожках 16 установлены тела 17 качения увеличенного диаметра. Для стабилизации вращения вала 5 шпиндельной секции на нем установлен с возможностью вращения стабилизатор 18.

Винтовой забойный двигатель работает следующим образом. Двигатель спускают в наклонный ствол скважины, ориентируют при помощи телеметрической аппаратуры по заданному азимуту и осуществляют бурение ствола с большой интенсивностью набора зенитного угла. При спуско-подъемных операциях при прохождении искривленных участков с малым радиусом кривизны шарнирные узлы обеспечивают двигателю возможность самопроизвольно изгибаться, что позволяет доходить до забоя горизонтальной скважины без посадок и при подъеме без затяжек. В процессе бурения шарнирный узел, соединяющий корпус 1 двигательной секции с корпусом 4 шпиндельной секции, имеет одну степень свободы, что обеспечивает поддержание заданного азимута. Вследствие использования с торсионом 14 шлицевого зацепления муфты 13 с валами 11 и 12 в шарнирном узле, соединяющем ротор 3 и вал 6 обеспечивается долговечность данного шарнирного узла при больших знакопеременных нагрузках.

Похожие патенты RU2186188C1

название год авторы номер документа
Винтовой забойный двигатель 2002
  • Шаманов С.А.
  • Стрельцов Н.А.
  • Гончаров А.Н.
RU2224078C2
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 2000
  • Ванцев В.Ю.
  • Москалев В.А.
  • Дудкин М.П.
  • Салынов В.В.
  • Козубовский И.А.
RU2159838C1
РЕГУЛЯТОР УГЛА ПЕРЕКОСА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
RU2467145C2
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Андоскин В.Н.
  • Астафьев С.П.
  • Кобелев К.А.
  • Тимофеев В.И.
RU2186924C2
РЕГУЛЯТОР УГЛА ПЕРЕКОСА ВИНТОВОГО ГЕРОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
RU2444601C1
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2023
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
  • Богданов Павел Андреевич
RU2813646C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 1993
  • Аптуков Н.З.
  • Бобров М.Г.
  • Голдобин В.Б.
RU2081986C1
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
  • Богданов Павел Андреевич
  • Колыванов Александр Владимирович
RU2784510C1
ТУРБОВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
RU2295023C1
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Андоскин В.Н.
  • Астафьев С.П.
  • Кобелев К.А.
  • Тимофеев В.И.
RU2162132C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 186 188 C1

Реферат патента 2002 года ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к горному делу, а именно к винтовым забойным двигателям, применяемым при бурении наклонных и горизонтальных участков скважины. Сущность изобретения заключается в том, что корпуса двигательной и шпиндельной секций винтового забойного двигателя соединены шарнирным узлом. Он выполнен в виде трех последовательно расположенных трубчатых элементов. Крайние элементы соединены соответственно с корпусами двигательной и шпиндельной секций. Средний элемент соединен с каждым крайним элементом посредством пары осей и установлен с зазорами, обеспечивающими перекос осей каждой пары соседних элементов до 2o30'. Ротор и вал соединены шарнирным узлом. Он выполнен в виде двух шлицевых валов и шлицевой муфты. Один шлицевой вал соединен посредством торсиона с ротором, а другой - с валом шпиндельной секции. Шлицевая муфта установлена по отношению к шлицевым валам с зазорами, обеспечивающими перекос осей двигательной и шпиндельной секций до 5o. Изобретение позволяет повысить долговечность шарнирных узлов винтового забойного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 186 188 C1

1. Винтовой забойный двигатель, содержащий двигательную секцию, включающую корпус со статором и размещенный внутри статора ротор, шпиндельную секцию, включающую корпус и установленный в нем посредством подшипникового узла вал, и шарнирные узлы, соединяющие корпус и ротор двигательной секции соответственно с корпусом и валом шпиндельной секции, отличающийся тем, что шарнирный узел, соединяющий корпуса двигательной и шпиндельной секций, выполнен в виде трех последовательно расположенных трубчатых элементов, причем крайние элементы соединены соответственно с корпусами двигательной и шпиндельной секций, а средний соединен с каждым крайним элементом посредством пары осей и установлен с зазорами, обеспечивающими перекос осей каждой пары соседних элементов до 2o30', а шарнирный узел, соединяющий ротор и вал соответственно двигательной и шпиндельной секций, выполнен в виде двух шлицевых валов, один из которых соединен посредством торсиона с ротором двигательной секции, а другой - с валом шпиндельной секции, и шлицевой муфты, установленной по отношению к шлицевым валам с зазорами, обеспечивающими перекос осей двигательной и шпиндельной секций до 5o. 2. Винтовой забойный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что зазоры между трубчатыми элементами уплотнены. 3. Винтовой забойный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что шлицевая муфта фиксируется относительно шлицевых валов уплотняющими упругими элементами. 4. Винтовой забойный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что на валу шпиндельной секции установлен с возможностью вращения стабилизатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2186188C1

ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1989
  • Балденко Д.Ф.
  • Власов А.В.
  • Гусман М.Т.
  • Мутовкин Н.Ф.
RU2007534C1
Забойный двигатель 1976
  • Никомаров Самуил Соломонович
  • Кочнев Анатолий Михайлович
  • Гусман Моисей Тимофеевич
  • Балденко Дмитрий Федорович
  • Голдобин Владимир Борисович
SU943387A1
Турбобур-отклонитель для бурения наклонно-направленных скважин 1979
  • Онищенко Михаил Степанович
  • Архипов Иван Гаврилович
  • Безумов Владимир Васильевич
  • Торшин Леонид Андреевич
  • Калинин Анатолий Георгиевич
  • Беляев Владимир Михайлович
  • Голов Валерий Александрович
  • Сафонов Борис Филиппович
  • Сафиуллин Митхат Назифуллович
  • Вальдман Исаак Яковлевич
  • Приданов Анатолий Кириллович
  • Паньков Анатолий Макарович
  • Немятов Владимир Николаевич
SU947375A1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 1993
  • Аптуков Н.З.
  • Бобров М.Г.
  • Голдобин В.Б.
RU2081986C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 2000
  • Ванцев В.Ю.
  • Москалев В.А.
  • Дудкин М.П.
  • Салынов В.В.
  • Козубовский И.А.
RU2159838C1
US 5817937 А, 06.10.1998.

RU 2 186 188 C1

Авторы

Вяхирев В.И.

Ипполитов В.В.

Бондарь В.А.

Даты

2002-07-27Публикация

2001-03-21Подача