ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВУХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МЕЖВАЛЬНЫМ ПОДШИПНИКОМ Российский патент 2002 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2187007C2

Изобретение относится к технике авиационного и наземного применения с использованием конверсионных авиационных газотурбинных двигателей.

Известен двухвальный газотурбинный двигатель с межвальным подшипником, масло на смазку которого подается под маслоуловительные козырьки и далее через прорези в наружном валу к межвальному подшипнику [1].

Недостатком такой конструкции является повышенный расход масла на смазку межвального подшипника, т.к. под маслоуловительные козырьки попадает только небольшая часть поступающего из форсунки масла.

Наиболее близким по конструкции к заявляемому является газотурбинный двухвальный двигатель с межвальным подшипником, в котором масло для метального подшипника подается через пазы в наружном валу [2].

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за наличия масляных каналов, ослабляющих прочность наружного вала, нагруженного большим крутящим моментом. Кроме того, в межвальный подшипник поступает 20.. . 25% подаваемого через форсунку масла, что приводит к увеличению барботажа масла и повышенной теплоотдачи в масло, снижающей эффективность двигателя.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эффективности и надежности работы двигателя путем снижения расхода масла на межвальный подшипник, исключения появления концентраторов напряжений на наружном валу и попадания масла в воздушные полости турбины.

Сущность изобретения заключается в том, что газотурбинный двухвальный двигатель с межвальным подшипником согласно изобретению снабжен трубопроводом подачи масла на межвальный подшипник, трубопровод соединен с внутренней трубкой, телескопически соединенной с наружной трубкой с образованием герметичных замкнутых воздушных полостей, при этом масляная полость межвального подшипника связана с воздушной полостью, примыкающей к межвальному подшипнику.

Авиационные и полученные из них путем конверсии газотурбинные двигатели наземного применения выполнены с основными и межвальными подшипниками качения, которые непродолжительное время могут работать в условиях масляного голодания, например при запуске, при выбеге роторов после выключения двигателя, а также при авторотации, т.е. вращении ротора неработающего двигателя на летящем самолете встречным потоком воздуха. При максимальном режиме работы двигателя это время составляет ~10 с.

Трубы подвода масла на межвальный подшипник работают в условиях повышенной вибрации, действия центробежных сил и термических напряжений, а также в условиях больших тепловых потоков от горячего вала (300...400oС) к холодному маслу (~100oС). При таких условиях работы предъявляются повышенные требования к надежности труб.

Внутренняя труба, по которой подается масло, охватывается наружной трубой, которая выполняет роль теплового экрана, уменьшая тепловые потоки от вала турбины к подаваемому на межвальный подшипник маслу. Телескопическое соединение трубок с образованием герметичных замкнутых воздушных полостей, каждая из которых имеет объем не более 300 см3, исключает термические напряжения.

Воздушная полость между трубками соединена с масляной полостью межвального подшипника, поэтому при образовании трещины на внутренней трубе масло заполняет эту полость за время не более 10 с, что позволяет предотвратить поломку межвального подшипника из-за масляного голодания и существенно повысить надежность его работы.

Одновременно исключается попадание масла в воздушные полости турбины, которое может привести к возгоранию этого масла и к пожару в турбине.

Кроме того, наружная трубка более жесткая, чем внутренняя, обладает устойчивостью в условиях воздействия центробежных сил при вращении вала турбины.

Отсутствие масляных каналов для смазки межвального подшипника и осуществление подачи масла с помощью устройства заявляемой конструкции позволяет существенно снизить расход масла, исключить ее барботаж, снизить теплоотдачу в масло, тем самым повышая эффективность двигателя в целом.

На фиг.1 представлен продольный разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции. На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбины высокого давления 4, вращающей с помощью вала 5 компрессор 2, а также силовой турбины 6, вал 7 которой выведен на вход 8 двигателя 1 для отбора полезной мощности в холодной зоне. Длинный вал 7 выполнен с межвальным подшипником 9, расположенным в масляной полости 10 между валами 5 и 7.

Подвод масла к межвальному подшипнику 9 осуществляется со стороны задней опоры 11 двигателя 1 с помощью трубопровода 12, жиклера 13 с контактным уплотнением 14 и двойной телескопической трубы 15, закрепленной в валу 7 с помощью гайки 16 и болтов 17.

Внутренняя 18 и наружная 19 трубки соединены неподвижно между собой фланцами 20 и 21 внутри вала 7 в задней опоре 11, а на остальной длине - телескопически, образуя с помощью втулок 22 и уплотнительных колец 23 кольцевые герметичные между собой воздушные полости 24, объем каждой из которых не превышает 300 см3.

Внутренняя трубка 18 подвода масла на выходе через канал 25 втулки 26 соединена с жиклером 27 подвода масла на межвальный подшипник 9.

Примыкающая к межвальному подшипнику 9 кольцевая полость 28 между трубками 18 и 19 через каналы 29 и 30 соединена с масляной полостью 10 межвального подшипника 9. Полость 28 отделена от воздушной полости 31 с помощью уплотнительных колец 32, а от полости 28 внутренняя полость трубки 18 отделена с помощью уплотнительных колец 33.

Заявляемое устройство работает следующим образом.

При работе двигателя масло для смазки и охлаждения межвального подшипника 9 поступает внутри задней опоры 11 по трубопроводу 12, жиклеру 13 с контактным уплотнением 14 и далее по трубке 18, каналу 25 и жиклеру 27. Кольцевые герметичные воздушные полости 24 работают при этом как теплоизолирующие, уменьшая теплоотдачу от горячего вала 7 к холодному маслу внутри трубки 18. Радиальные втулки 22 при этом обеспечивают устойчивость трубки 18, работающей в условиях воздействия повышенных центробежных сил.

В случае нарушения герметичности уплотнительных колец 33 утечки масла по дополнительному каналу 30 поступает в масляную полость 10 подшипника 9, смазывая его за счет барботажа. При этом масло в воздушные полости 31 не попадает.

В случае образования трещины в трубке 18 масло заполняет кольцевую герметичную полость 24 объемом не более 300 см3. В течение этого времени межвальный подшипник 9 работает в условиях масляного голодания без разрушения. После заполнения полости 24 масло снова начинает поступать на смазку подшипника 9 в обычном объеме.

Источники информации
1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, стр. 207, рис.4.54
2. Патент РФ 1563302, F 02 С 7/00, 1993 г.

Похожие патенты RU2187007C2

название год авторы номер документа
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Трубников В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2211345C1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2191935C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2211935C2
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОВАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ-ТВАД 2013
  • Хабибуллин Мидхат Губайдуллович
  • Хуснуллин Вячеслав Хазиевич
RU2535813C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2383790C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2403417C1
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2369760C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 007 C2

Реферат патента 2002 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВУХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МЕЖВАЛЬНЫМ ПОДШИПНИКОМ

Изобретение предназначено для конверсионных авиационных газотурбинных двигателей с межвальным подшипником. Такое выполнение газотурбинного двигателя позволит повысить эффективность и надежность работы двигателя путем снижения расхода масла на межвальный подшипник, исключения появления концентраторов напряжений на наружном валу и попадания масла в воздушные полости турбины. Газотурбинный двухвальный двигатель с межвальным подшипником снабжен трубопроводом подачи масла на межвальный подшипник, трубопровод соединен с внутренней трубкой, телескопически соединенной с наружной трубкой с образованием герметичных замкнутых воздушных полостей, при этом масляная полость межвального подшипника связана с воздушной полостью, примыкающей к межвальному подшипнику. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 187 007 C2

Газотурбинный двухвальный двигатель с межвальным подшипником, отличающийся тем, что он снабжен трубопроводом подачи масла на межвальный подшипник, трубопровод соединен с внутренней трубкой, телескопически соединенной с наружной трубкой с образованием герметичных замкнутых воздушных полостей, при этом масляная полость межвального подшипника связана с воздушной полостью, примыкающей к межвальному подшипнику.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187007C2

УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1988
  • Кузнецов В.А.
  • Фадеев С.И.
RU1563302C
ВЬЮНОВ С.А
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1989, с.207, рис
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Кузнецов В.А.
RU2151896C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКА ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1983
  • Ефименко А.В.
  • Колотиленко М.Г.
RU1106206C
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Устюгов В.И.
SU1792123A1
Превентор универсальный гидравлический 2020
  • Князев Юрий Иванович
  • Дудинцев Владимир Александрович
RU2742804C1
DE 3405366 A, 22.08.1985.

RU 2 187 007 C2

Авторы

Иванов В.В.

Кузнецов В.А.

Тункин А.И.

Даты

2002-08-10Публикация

2000-09-19Подача