УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F01N3/00 

Описание патента на изобретение RU2189462C2

Изобретение относится к областям машиностроения и эксплуатации тепловозов и предназначено для снижения вредного воздействия выхлопных газов тепловозного двигателя на окружающую природную среду.

В настоящее время при проведении испытаний тепловозов в депо выхлопные газы тепловозного двигателя внутреннего сгорания обычно выбрасываются в атмосферу, что сопровождается загрязнением окружающей природной среды, а конкретнее - атмосферного воздуха, такими вредными компонентами, как оксид углерода, сажа, бенз(а)пирен, частицы несгоревшего топлива и т.д.

В ряде случаев выхлопные газы из выхлопной трубы тепловоза направляют в специальный нейтрализатор - дополнительное устройство, вводимое в выпускную систему двигателя (см. книгу "Охрана окружающей среды", С.В. Белов и др., 1991 г., стр.131).

Недостатками жидкостных нейтрализаторов являются значительная масса и габариты, неэффективность по отношению к оксиду углерода. Недостатками каталитических нейтрализаторов являются их высокая стоимость, необходимость регулировки двигателя. Все типы нейтрализаторов создают противодавление выпуску выхлопных газов, что меняет условия работы двигателя.

Известны устройства для термического обезвреживания выбросов (см. книгу "Охрана окружающей среды", С. В. Белов и др., 1991 г., стр.123). В этих устройствах необходимо использование дополнительных камер дожигания с подмешиванием свежего воздуха, что исключает их использование при проведении испытаний тепловозов в депо на пунктах реостатных испытаний.

Известны устройства для отвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, целью которых является повышение эффективности системы нейтрализации (патент Англии 1488344, кл. F 01 В; а.с. СССР 791981, F 01 N 3/00; патент СССР 327696, F 01 N 3/08; а.с. СССР 484311, F 01 N 3/04).

Недостатком известных устройств является то, что они создают противодавление выпуску выхлопных газов, что меняет условия работы двигателя.

Наиболее близко по своей технической сущности к заявляемому изобретение по а. с. СССР 1740714, F 01 N 3/00. В этом техническом решении на выхлопной патрубок двигателя устанавливается вытяжной конус, подсоединенный к трубопроводу, имеющему выход, который подсоединен к очищающему приспособлению в виде пассивной насадки из стеклянных трубок; выше пассивной насадки размещена система орошения, по которой циркулирует щелочной раствор.

Недостатком данного устройства, принятого за прототип, является использование щелочного раствора, громоздкость конструкции, использование стеклянных трубок в пассивной насадке очищающего приспособления, а также то, что в данном устройстве не обеспечивается очистка выхлопных газов от оксида углерода.

Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков в разработанном устройстве для обезвреживания выхлопных газов тепловозного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для обезвреживания выхлопных газов тепловозного двигателя, содержащем установленный на выхлопном патрубке двигателя вытяжной конус, подсоединенный к трубопроводу, имеющему выход, согласно изобретению вытяжной конус подсоединяется с возможностью перемещения в трубопроводе, выход которого размещен в топочной камере котла или печи, внутри трубопровода установлен конфузор с размещенным в нем соосно соплом, вход в сопло связан с ресивером тепловозного компрессора.

Указанная цель достигается также тем, что внутри трубопровода установлена регулировочная заслонка.

Указанная цель достигается также тем, что к ресиверу тепловозного компрессора подсоединен выход стационарного компрессора.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором схематично изображено предлагаемое устройство.

В кузове тепловоза 1 установлен двигатель внутреннего сгорания 2, снабженный выхлопным патрубком 3. В кузове тепловоза также установлен тепловозный компрессор с ресивером 4.

Над выхлопным патрубком 3 установлен вытяжной конус 5, верхняя цилиндрическая часть которого входит в трубопровод 6. Выход трубопровода 6 размещен в топочной камере котла или печи 7. Внутри трубопровода 6 установлен конфузор 8, соосно с которым размещено сопло 9. Вход сопла 9 связан с ресивером тепловозного компрессора 4 или гибким шлангом, или дополнительным трубопроводом 10.

В трубопроводе 6 размещена также регулировочная заслонка 11. Смесь продуктов сгорания из топочной камеры 7 и выхлопных газов тепловозного двигателя по газоходу 12 поступает в дымовую трубу 13.

Большинство тепловозных депо и тепловозоремонтных заводов имеют собственные отопительно-производственные котельные. Каждое депо или завод имеет различные печи. Во многих случаях вышеуказанные котельные расположены в непосредственной близости от пункта реостатных испытаний тепловозов. Все депо и заводы имеют собственные компрессорные станции. Все это обуславливает возможность практического осуществления работы устройства.

Работа устройства для обезвреживания выхлопных газов тепловозного двигателя осуществляется следующим образом.

Тепловоз 1 подают на пункт проведения реостатных испытаний и место его установки на рельсах выбирают так, чтобы выхлопной патрубок 3 тепловозного двигателя 2 оказался под вытяжным конусом 5. Опускают вытяжной конус 5 на крышу тепловоза 1 и уплотняют имеющиеся зазоры между цилиндрической частью вытяжного конуса и внутренней поверхностью трубопровода 6 (технологии уплотнения зазоров в технике широко известны и в материалах заявки не приводятся).

Затем соединяют выход ресивера тепловозного компрессора 4 с входом в сопло 8 с помощью гибкого шланга или дополнительного трубопровода 10.

Далее пускают тепловозный двигатель 2 и производят штатные для реостатных испытаний тепловоза операции. При этом сжатый в тепловозном компрессоре 4 воздух поступает в ресивер, а из ресивера - по трубопроводу 10 в сопло 8. При истечении сжатого воздуха из сопла 8 в трубопроводе 6 создается разряжение и выхлопные газы тепловозного двигателя направляются по трубопроводу 6 в топочную камеру 7.

В топочной камере 7 происходит сгорание топлива. Выхлопные газы тепловозного двигатели при поступлении в топочную камеру смешиваются с продуктами сгорания при высокой температуре при коэффициенте избытка воздуха большем единицы, что приводит к догоранию оксида углерода, сажи и частиц топлива, содержащихся в выхлопных газах.

Смесь газов поступает по газоходу 12 в дымовую трубу 13 и рассеивается в атмосфере. Так как высота дымовой трубы намного больше высоты размещения выхлопного патрубка 3, то концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе становится намного меньше. Кроме того, в поступающих в дымовую трубу газах отсутствуют догоревшие оксид углерода, сажа, частицы дизельного топлива.

Работа устройства может осуществляться также следующим образом. Если в топочной камере создано чрезмерное разряжение, то могут измениться условия работы тепловозного двигателя. Поэтому, изменяя степень открытия регулировочной заслонки 11, установленной в трубопроводе 6, регулируют давление выхлопных газов на выходе из выхлопного патрубка 3.

Работа устройства может осуществляться также следующим образом. При работе находящегося в горячем отстое тепловоза к ресиверу тепловозного компрессора 4 подсоединяют выход деповской сети сжатого воздуха. В этом случае нет необходимости пуска в работу тепловозного компрессора.

По сравнению с прототипом улучшается степень очистки выхлопных газов тепловозного двигателя.

Похожие патенты RU2189462C2

название год авторы номер документа
ФИЛЬТР 1999
  • Громова Л.В.
  • Карминский В.Д.
RU2173208C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ГАЗООБРАЗНЫХ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ 1994
  • Карминский Валерий Давидович
  • Филь Евгений Сергеевич
RU2081681C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Карминский Валерий Давидович
RU2081354C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Карминский В.Д.
  • Соломин В.А.
  • Филь Е.С.
  • Калинченко С.Ю.
RU2023175C1
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ 1997
  • Карминский В.Д.
  • Федоров Ю.А.
RU2144897C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
Двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом 1990
  • Булаев Владимир Григорьевич
  • Чернозипунникова Наталья Владимировна
SU1751380A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЖИГАНИЮ ВОДОМАЗУТНОЙ ЭМУЛЬСИИ 1995
  • Карминский В.Д.
  • Кууск А.Б.
  • Попов Р.И.
RU2105930C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК 2002
  • Войченко А.А.
  • Медведев А.В.
  • Опарин В.В.
RU2234640C2
Тепловоз с двигателями внутреннего сгорания и паровыми 1924
  • Христоферсен П.К.
SU1668A1

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство для обезвреживания выхлопных газов тепловозного двигателя содержит установленный в кузове тепловоза двигатель внутреннего сгорания, снабженный выхлопным патрубком. В кузове тепловоза также установлен тепловозный компрессор с ресивером. Над выхлопным патрубком двигателя установлен вытяжной конус, верхняя цилиндрическая часть которого входит в трубопровод. Выход трубопровода размещен в топочной камере котла или печи. Внутри трубопровода установлен конфузор, соосно с которым размещено сопло. Вход сопла связан с ресивером тепловозного компрессора гибким шлангом или дополнительным трубопроводом. В трубопроводе размещена также регулировочная заслонка. Смесь продуктов сгорания из топочной камеры и выхлопных газов тепловозного двигателя по газоходу поступает в дымовую трубу. Изобретение имеет простую конструкцию и обеспечение очистки выхлопных газов от окиси углерода. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 189 462 C2

1. Устройство для обезвреживания выхлопных газов тепловозного двигателя, преимущественно при проведении испытаний и горячем отстое тепловозов в депо, содержащее установленный на выхлопном патрубке двигателя вытяжной конус, подсоединенный к трубопроводу, имеющему выход, отличающееся тем, что конус подсоединен с возможностью перемещения в трубопроводе, выход трубопровода размещен в топочной камере котла или печи, внутри трубопровода установлен конфузор с размещенным в нем соосно соплом, вход в которое связан с ресивером тепловозного компрессора. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутри трубопровода установлена заслонка. 3. Устройство по п. 1 и 2, отличающееся тем, что к ресиверу тепловозного компрессора подсоединен выход стационарного компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2189462C2

Устройство для отделения сажи от отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Резанова Асия Мухамедовна
  • Брейтман Эдуард Миронович
  • Шиндин Александр Александрович
  • Карахин Александр Семенович
  • Малеев Александр Николаевич
  • Степанян Рудольф Степанович
  • Валиев Артур Гарифович
SU1740714A1
Устройство для отвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Новиков Анатолий Ксенофонтович
  • Захаров Юрий Александрович
  • Емельянов Виктор Прокопьевич
  • Захаров Евгений Григорьевич
  • Никонов Владимир Иосифович
SU1719674A1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МУЖСКОГО БЕСПЛОДИЯ 1995
  • Городков С.Г.
  • Каплина Э.Н.
  • Мельников Д.Ю.
RU2101017C1
Грунтовая эмаль 1983
  • Перес Феликс Семенович
  • Клигер Александр Берович
  • Загуральский Михаил Тимофеевич
  • Фишман Марлен Абрамович
  • Когос Александр Юрьевич
SU1154227A1
US 3466033 А, 09.03.1969.

RU 2 189 462 C2

Авторы

Карминский В.Д.

Громова Л.В.

Даты

2002-09-20Публикация

2000-04-10Подача