РАБОЧЕЕ КОЛЕСО НАСОСА Российский патент 2002 года по МПК F04D29/18 

Описание патента на изобретение RU2189503C1

Изобретение относится к области энергетики, к насосному оборудованию тепловых станций, а именно к конструкции рабочих колес водяных насосов.

Известен сборный гребной винт с пластмассовыми лопастями, содержащий лопасти, металлическую ступицу и уплотнительное кольцо (Рожков Л.П., Сидоров Н. П. Расчеты и конструирование гребных винтов из стеклотекстолитов горячего прессования // Технология судостроения. - 1971.- 7.-С.39, рис.2).

Известна конструкция диагонального насоса, содержащая рабочее колесо, состоящее из съемных лопастей, представляющих собой перо и хвостовик, с установленным на нем уплотнением (Насосы и насосные станции/В.Ф. Чебаевский, К.П. Вишневский, Н.Н. Накладов, В.В. Кондратьев. -М.: Агропромиздат,1989.-С. 45-47).

Известна конструкция рабочего колеса насоса, содержащая разборные съемные лопасти, представляющие собой съемное перо, выполненное из стеклопластика, и хвостовик из металла (Свидетельство на полезную модель 12711, кл. F 04 D 29/32, 1999), принято за прототип.

Недостатком известной конструкции рабочего колеса насоса является быстрый износ рабочей поверхности, низкая ремонтопригодность корпуса рабочего колеса, большая стоимость ремонта рабочего колеса.

Задача - увеличение продолжительности работы дорогостоящего корпуса рабочего колеса, а следовательно, обеспечение бесперебойной работы ТЭЦ, АЭС, ГЭС.

Технический результат - повышение надежности узлов крепления хвостовиков в корпусе рабочего колеса, увеличение эксплуатационного времени, уменьшение материальных затрат и расширение области использования.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в рабочем колесе насоса, содержащем корпус, в котором размещены съемный металлический хвостовик, съемное пластиковое перо и уплотнение, особенность заключается в том, что между корпусом и хвостовиком установлена с зазором гильза, причем зазор между гильзой и корпусом заполнен твердым герметиком, например эпоксидной шпаклевкой, уплотнение в виде резиновых колец расположено между хвостовиком и гильзой в специальных канавках, а на торце хвостовика размещено резиновое кольцо.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявленное рабочее колесо насоса отличается наличием гильзы, установленной между корпусом и хвостовиком с зазором, заполненным твердым герметиком, например, эпоксидной шпаклевкой.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен узел крепления хвостовика в корпусе рабочего колеса.

Рабочее колесо насоса содержит корпус 1. Съемные лопасти выполнены разборными и включают в себя перо лопасти 2, изготовленное, например, из конструкционного полимерного композиционного материала-стеклопластика К-44 М-С, и хвостовик 3, который выполнен из металла. Между корпусом 1 и хвостовиком 3 установлена с зазором гильза 4. Зазор заполнен эпоксидной шпаклевкой 5. Между хвостовиком 3 и гильзой 4 установлено уплотнение 6, выполненное в виде резиновых колец, в специальных канавках 7. Для более надежного уплотнения и уменьшения ударных торцевых нагрузок между металлическим хвостовиком 3 и корпусом 1 рабочего колеса на торцевой части хвостовика установлено резиновое кольцо 8.

Рабочее колесо насоса изготавливается с восемью пластиковыми перьями 2. Каждое перо лопасти 2 изготавливается в одной форме, при этом гарантирована абсолютная идентичность всех перьев. Перо лопасти 2 выполняют съемным, взаимозаменяемым. Хвостовик 3 изготавливают механическим способом из стали 12Х18Н10Т с пазом под "ласточкин хвост" пера лопасти 2. Гильзу 4 устанавливают соосно с осью вращения хвостовика 3, одновременно заполняют эпоксидной шпаклевкой 5 зазор между гильзой 4 и корпусом 1. Производят сборку металлического хвостовика 3 и пера лопасти 2. Перо лопасти 2 запрессовывается специальным прессом в паз хвостовика 3. При условии равномерного распределения весовых нагрузок съемными лопастями 2 балансировку рабочего колеса не производят.

Вследствие работы в агрессивной среде быстро изнашивалась рабочая поверхность корпуса рабочего колеса насоса. Для сохранения корпуса рабочего колеса установлена гильза, например из нержавеющей стали, которую в случае увеличения эксплуатационных замеров (зазоров) можно быстро заменить на новую, без механической доработки корпуса рабочего колеса. Таким образом, применение гильзы в корпусе рабочего колеса облегчает восстановление узла крепления хвостовика. Применение эпоксидной шпаклевки позволяет установить гильзу соосно с осью вращения хвостовика, без доработки корпуса рабочего колеса насоса.

Выполнение пера лопасти съемным и из пластика не требует применения гидравлических прессов и обогреваемых стальных форм, обеспечивает относительно короткий технологический цикл пропитки и вследствие этого невысокую стоимость съемных лопастей. Применение съемного пера лопасти из стеклопластика позволяет добиться идентичности съемных лопастей, их взаимозаменяемости при постоянном хвостовике, что повышает ремонтопригодность и, следовательно, увеличивает межремонтный период.

Рабочее колесо насоса со съемными разборными лопастями предназначено для использования на диагональных насосах, например марки ДПВ и осевых типа ОПВ и имеет преимущества перед традиционными конструкциями насосов, такие как возможность длительной эксплуатации насоса, уменьшение материальных затрат.

Предложенная конструкция рабочего колеса может найти применение в химической, мелиоративной отраслях, так как съемные лопасти с пером, изготовленным из пластика, кислотостойкие и обладают коррозионной стойкостью в агрессивных средах.

Похожие патенты RU2189503C1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ 2001
  • Панарин Ю.В.
  • Колотыгин В.В.
RU2213880C2
УЗЕЛ НЕРАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ И СПОСОБ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2011
  • Поротиков Вячеслав Викторович
  • Исаков Михаил Александрович
RU2471110C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Петров Алексей Игоревич
RU2484305C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОНОБЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ 2008
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2384743C1
СВАРНАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2002
  • Солодовников А.В.
  • Шанаурин А.Л.
  • Протасов В.Н.
RU2230970C2
ВЕТРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И ОПОРА 2005
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Николаев Дмитрий Игоревич
  • Петров Юрий Алексеевич
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
RU2327056C2
КОМПЕНСАТОР УГЛОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ТРУБОПРОВОДА 2011
  • Мусин Айрат Ахкамович
  • Павлов Юрий Анатольевич
RU2462651C1
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2485352C1
ПОГРУЖНОЙ ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Калий Валерий Алексеевич
  • Савченко Михаил Сергеевич
  • Резниченко Алексей Викторович
  • Скварский Павел Анатольевич
RU2549381C1

Реферат патента 2002 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО НАСОСА

Изобретение относится к насосному оборудованию тепловых станций, а именно к конструкции рабочих колес водяных насосов. Рабочее колесо насоса содержит корпус, в котором размещены съемные лопасти. Съемные лопасти выполнены разборными и включают в себя перо лопасти, изготовленное, например, из конструкционного полимерного композиционного материала-стеклопластика, и хвостовик, который выполнен из металла. Между корпусом и хвостовиком установлена с зазором гильза. Зазор заполнен герметиком, например эпоксидной шпаклевкой. Между хвостовиком и гильзой установлено уплотнение, выполненное в виде резиновых колец, размещенных в специальных канавках. Между металлическим хвостовиком и корпусом рабочего колеса на торце хвостовика установлено резиновое кольцо. Изобретение направлено на повышение надежности узлов крепления хвостовиков в корпусе рабочего колеса, увеличение срока эксплуатации, уменьшение материальных затрат и расширение области использования. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 189 503 C1

Рабочее колесо насоса, содержащее корпус, в котором размещены съемный металлический хвостовик, съемное пластиковое перо и уплотнение, отличающееся тем, что между корпусом и хвостовиком установлена с зазором гильза, причем зазор между гильзой и корпусом заполнен твердым герметиком, например эпоксидной шпаклевкой, уплотнение в виде резиновых колец расположено между хвостовиком и гильзой в специальных канавках, а на торце хвостовика размещено резиновое кольцо.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2189503C1

Свеклоочиститель 1927
  • Бадер И.Ю.
SU12711A1
Узел крепления пластиковой поворотной лопатки 1989
  • Сиротин Александр Святославович
  • Пейрос Виталий Феликсович
  • Кикоть Людмила Николаевна
SU1657762A1
0
  • В. А. Агушев, И. Р. Гладышев, Н. В. Кокунов С. С. Юдочкин
SU167599A1
ИМПЛАНТАТ ДЛЯ ВЕНТРАЛЬНОГО СПОНДИЛОДЕЗА 2001
  • Фомичев Н.Г.
  • Гюнтер В.Э.
  • Симонович А.Е.
  • Чекалкин Т.Л.
  • Байкалов А.А.
  • Проскурин А.В.
  • Фатюшин М.Ю.
RU2244526C2
US 4877376 A, 31.10.1989
Обьемный гидропривод 1973
  • Алеев Анатолий Иванович
  • Никитин Юрий Арсентьевич
  • Чашкин Владимир Евгеньевич
  • Катков Николай Михайлович
  • Смирнова Светлана Всеволодовна
  • Савенков Николай Степанович
SU488939A1

RU 2 189 503 C1

Авторы

Панарин Ю.В.

Колотыгин В.В.

Даты

2002-09-20Публикация

2001-05-03Подача