СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F02K3/10 

Описание патента на изобретение RU2193099C2

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

Известен способ форсирования газотурбинного двигателя (ГТД) путем подвода дополнительного тепла за турбиной (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, Москва, Машиностроение, 1987, стр. 37). Недостатком способа является повышенный расход топлива, связанный с пониженным давлением в форсажной камере сгорания.

Известен способ форсирования ГТД впрыскиванием жидкости в газовоздушный тракт двигателя (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, Москва, Машиностроение, 1987, стр. 374). Способ позволяет увеличить тягу двигателя, но ухудшает его экономичность и может быть использован главным образом в условиях взлета.

Известен способ регулирования турбовальных двигателей, предназначенных для вертолетов, который заключается в ограничении максимальной мощности двигателя в условиях взлета (Ю.Н. Нечаев, P.M. Федоров. Теория авиационных ГТД. Часть II. Москва, Машиностроение, 1978 г., стр. 288, рис. 20.8). Способ позволяет увеличить высоту полета вертолета.

Известен способ увеличения тяги турбореактивных двигателей, заключающийся в увеличении частоты вращения ротора, при котором тяга увеличивается за счет одновременного увеличения расходов воздуха и топлива в основную камеру сгорания (Ю.Н. Нечаев, P.M. Федоров. Теория авиационных ГТД. Часть II. Москва, Машиностроение, 1978 г., стр. 175, рис. 15.9). Данный способ является наиболее близким аналогом предлагаемому.

На сверхзвуковых скоростях полета сопротивление летательного аппарата растет быстрее, чем тяга газотурбинных двигателей. В этих условиях увеличение тяги двигателей может быть достигнуто дополнительным (независимо от скоростного напора) увеличением расхода воздуха через двигатели.

Поставленная цель достигается тем, что в ГТД используется переразмеренный для взлетных условий компрессор, повышенная производительность которого поддерживается за счет перепуска воздуха из-за последней ступени компрессора в количестве не менее 10% от общего расхода воздуха. На сверхзвуковых скоростях полета доля перепускаемого воздуха уменьшается, что обеспечивает дополнительное увеличение расхода воздуха (топлива) через основную камеру сгорания и дополнительный прирост тяги двигателя, позволяющий повысить скорость полета и, соответственно, общий КПД двигателя.

На чертеже изображена схема ГТД, иллюстрирующая применение рассматриваемого способа форсирования.

Двигатель состоит из входного устройства 1, компрессора 2, канала 3, основной камеры сгорания 4, турбины 5, эжекторного сопла 6.

Способ форсирования ГТД осуществляется следующим образом. В условиях взлета часть воздуха из-за последней ступени компрессора перепускается в канал 3, который соединен с эжекторным соплом 6. В полетных условиях створки сопла 6 раскрываются, перекрывая выход из канала 3, что приводит к увеличению расхода воздуха (топлива) через основную камеру сгорания 4 и дополнительному увеличению тяги двигателя (при необходимости сопловой аппарат турбины 4 регулируют).

Реализации предлагаемого способа может быть существенно больше (например, перепуск воздуха на вход в компрессор или в атмосферу).

Основным параметром, определяющим степень форсирования ГТД является доля перепускаемого воздуха в условиях взлета δ = ΔGв/Gв. Для большинства схем справедливо соотношение
Таким образом, применяя указанный способ, можно увеличить тягу газотурбинного двигателя на 10-40%, что позволяет выполнять сверхзвуковой полет (Мn= 2÷2,5) без использования традиционных форсажных режимов и, соответственно, иметь общий КПД газотурбинного двигателя 35-40% (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, Москва, Машиностроение, 1987, стр. 53, рис. 1.27).

Похожие патенты RU2193099C2

название год авторы номер документа
ДВУХКАМЕРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Письменный В.Л.
RU2187009C2
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Письменный В.Л.
RU2190772C2
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2386832C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБОХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ВХОДЕ 2003
  • Письменный В.Л.
RU2239080C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА В СИСТЕМЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2535186C1
ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2392475C1
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2616137C1
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2647919C1
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2014
  • Старик Александр Михайлович
  • Кулешов Павел Сергеевич
  • Савельев Александр Михайлович
  • Фаворский Олег Николаевич
RU2573438C1
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК 2005
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2284418C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ форсирования газотурбинного двигателя на сверхзвуковых скоростях полета заключается в одновременном увеличении расходов воздуха и топлива в основную камеру сгорания. Увеличение указанных расходов осуществляется за счет уменьшения доли воздуха, перепускаемого из-за последней ступени компрессора, величина которой в условиях взлета составляет не менее 10% от общего расхода воздуха. Изобретение позволяет увеличить тягу газотурбинного двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 193 099 C2

Способ форсирования газотурбинного двигателя на сверхзвуковых скоростях полета, заключающийся в одновременном увеличении расходов воздуха и топлива в основную камеру сгорания, отличающийся тем, что увеличение указанных расходов осуществляется за счет уменьшения доли воздуха, перепускаемого из-за последней ступени компрессора, величина которой в условиях взлета составляет не менее 10% от общего расхода воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193099C2

US 3635029 А, 18.01.1972
Способ форсирования турбореактивного двигателя путем дожигания топлива за турбиной с предварительной подготовкой парогазовой смеси топлива 1951
  • Костерин В.А.
  • Румянцев С.В.
SU111348A1
ЕНЕНКОВ В.Г
и др
Авиационные эжекторные усилители тяги
- М.: Машиностроение, 1980, с.26
SU 228384 A, 27.02.1969
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1972
  • Воронцов Александр Васильевич
  • Дембо Николай Самуилович
  • Люлька Архип Михайлович
SU1809145A1
Способ контроля за полнотой заполнения выработанного пространства при его закладке 1984
  • Штеле Владимир Иванович
  • Кусиньш Янис Янович
SU1201526A1
Разбрасыватель удобрений 1982
  • Другов Михаил Павлович
  • Козловский Евгений Владимирович
  • Небольсин Александр Николаевич
SU1055380A1
US 4350008 A, 21.09.1982
US 4683715 A, 04.08.1987.

RU 2 193 099 C2

Авторы

Письменный В.Л.

Даты

2002-11-20Публикация

2001-01-04Подача