Изобретение относится к строительству сооружений, возводимых в прибрежной зоне водоемов с использованием наплавной транспортировки крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, преимущественно к строительству атомных электростанций (АЭС).
Одной из основных проблем строительства и длительной эксплуатации АЭС является необходимость замены выработавшего свой ресурс ядерного реактора и другого оборудования АЭС. Стоимость таких работ для существующих АЭС с учетом затрат на вскрытие реакторного отделения, демонтаж оборудования и рекультивацию территории превышает затраты на строительство новой АЭС аналогичного типа. Кроме того, строительство реакторного отделения с новым реактором на площадке АЭС, удаленной от завода-изготовителя, приводит к ухудшению условий монтажа, его качества и, как следствие, отрицательно отражается на безопасности АЭС.
Решение этой проблемы путем наплавной транспортировки блок-модуля реакторного отделения АЭС найдено в [1]. Недостаток решения [1] - необходимость подводного размещения реакторного отделения сооружаемой АЭС на морском шельфе (на шельфе морской акватории). При таком размещении АЭС возникают следующие проблемы:
- для передачи выработанной АЭС электроэнергии требуется прокладка по морскому дну подводных кабелей;
- повышенные эксплуатационные расходы, связанные с доставкой персонала и необходимых расходных материалов на АЭС;
- требуется усиленная коррозионная защита всей АЭС и защита от обрастания подводных элементов АЭС;
- необходимость размещения на платформе АЭС всех элементов жизнеобеспечения, что удорожает строительство и эксплуатацию АЭС.
Известен выбранный в качестве прототипа способ возведения крупноблочного сооружения в прибрежной зоне водоема, включающий возведение фундамента, заводскую сборку крупногабаритного объекта, его наплавную транспортировку в составе понтонного плавкомплекса и установку на фундамент с помощью плавкомплекса [2].
Из [2] известно также принятое в качестве прототипа устройство для осуществления способа, представляющее собой плавкомплекс, содержащий транспортируемый блок-модуль и два плавсредства (понтона).
Устройство-прототип представляет собой понтонный плавкомплекс катамаранного типа: носовые части понтонов и их кормовые части связаны между собой съемными плавучими балками. На каждом понтоне выполнена башня - продольное возвышение. На башни обоих понтонов опираются технологические балки, на которых размещается транспортируемый блок-модуль.
Способ и устройство [2] позволяют наплавным методом транспортировать и размещать в надводном положении на фундаменте, возведенном в морском шельфе, крупногабаритный блок-модуль заводской сборки.
Недостаток способа [2] - необходимость размещения сооружаемого объекта, например АЭС, на шельфе водоема, а недостаток устройства [2] - невозможность наплавной транспортировки особо тяжелых и крупногабаритных объектов, например блок-модулей реакторного отделения АЭС.
Задача, на решение которой направлено изобретение (группа изобретений) - обеспечить возможность наплавной транспортировки, монтажа и демонтажа особо тяжелого крупногабаритного строительного блок-модуля, преимущественно блок-модуля реакторного отделения прибрежной АЭС, при размещении строящегося сооружения на суше.
Предметом изобретения является способ возведения крупноблочного сооружения в прибрежной зоне водоема, включающий возведение фундамента, заводскую сборку строительного блок-модуля, его наплавную транспортировку в составе понтонного плавкомплекса и установку на фундамент с помощью понтонного плавкомплекса, отличающийся согласно изобретению тем, что сооружают сухой шлюзовой док в прибрежной зоне водоема, возводят на территории этого дока фундамент, затем док связывают с водоемом и заполняют водой выше поверхности фундамента с учетом осадки плавкомплекса.
Предметом изобретения является также понтонный плавкомплекс для осуществления предлагаемого способа, содержащий транспортируемый блок-модуль и по меньшей мере два понтона, отличающийся согласно изобретению тем, что в блок-модуле выполнено по меньшей мере два проема и три сквозных отверстия, а понтоны установлены в носовой и кормовой частях плавкомплекса, стянуты пучками арматурной проволоки, проходящими через сквозные отверстия в блок-модуле, и снабжены несущими выступами, введенными в его проемы.
Реализация предлагаемых способа и устройства позволяет, размещая АЭС или другие крупноблочные сооружения на суше вблизи рек, морей или океанов, осуществить наплавным методом транспортировку от завода-изготовителя до места эксплуатации и установку на фундамент крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, например блок-модуля реакторного отделения АЭС.
Способ имеет развитие, заключающееся в том, что установку блок-модуля на фундамент осуществляют путем снижения уровня воды в шлюзовом доке и/или путем балластировки и дебалластировки понтонов с использованием ресивера.
Это позволяет реализовать преимущества наплавного метода монтажа при осуществлении предлагаемого способа.
Кроме того, способ имеет развитие, заключающееся в том, что в качестве ресивера используют внутренний объем блок-модуля реакторного отделения. Это позволяет уменьшить потребность в компрессорном оборудовании для дебалластировки.
Предлагаемый понтонный плавкомплекс имеет развитие, которое заключается в том, что несущие выступы понтонов выполнены полыми и снабжены в торцевых стенках отверстиями, соосными со сквозными отверстиями в транспортируемом блок-модуле.
Это позволяет дополнительно повысить грузоподъемность плавкомплекса.
Предлагаемый понтонный плавкомплекс имеет еще одно развитие, которое заключается в том, что понтоны снабжены контрфорсами, а блок-модуль - по меньшей мере одним охватывающим железобетонным поясом, предназначенным для опирания на контрфорсы.
Это позволяет обеспечить дальнейшее повышение грузоподъемности плавкомплекса за счет распределения нагрузки от транспортируемого блок-модуля по длине понтонов.
На фиг.1 и 2 представлен понтонный плавкомплекс (фиг.2 - вид сверху), на фиг. 3 - план шлюзового дока с подводящим каналом, предназначенного для двух реакторных АЭС, на фиг.4 - узел крепления понтонов на опорной плите блок-модуля.
Понтонный плавкомплекс представляет собой судно корабельного типа, в центральной части которого размещен транспортируемый блок-модуль 1 реакторного отделения АЭС, а носовую и кормовую части образуют понтоны 2 и 3 соответственно. В блок-модуле 1 в осевом направлении плавкомплекса выполнены не менее трех сквозных отверстий 4 и двух проемов 5. Понтоны 2 и 3 стянуты пучками 6 высокопрочной арматурной проволоки, проходящими через сквозные отверстия 4 в блок-модуле 1, и снабжены несущими выступами 7, предназначенными для введения в проемы 5. Выступы 7 могут быть выполнены полыми с отверстиями в торцевых стенках для прохождения пучков 6. В этом случае они могут быть укреплены ребрами жесткости.
Предлагаемый способ осуществляют с использованием плавкомплекса следующим образом.
В прибрежной зоне водоема 8 (см. фиг.3) сооружают сухой шлюзовой док 9, в котором возводят фундамент 10 под реакторное отделение АЭС. Шлюзовой док 9 связан с водоемом 8, например, подводящим каналом 11, отделенным от дока 9 воротами 12, выполненными, например, в виде ботопорта.
Док 9 заполняют водой, открывая ворота 12 и затапливая фундамент 10 выше его поверхности с учетом осадки понтонного плавкомплекса.
На заводе-изготовителе собирают блок-модуль 1 на опорной плите 13 и размещают его в заводском сухом доке, связанном через ворота с водоемом 8, на временном фундаменте, аналогичном фундаменту 10. При изготовлении блок-модуля 1 в нем предусматривают сквозные отверстия 4 и проемы 5, а понтоны 2 и 3 изготавливают с несущими выступами 7. Кроме того, понтоны 2 и 3 могут быть снабжены контрфорсами 14, а блок-модуль 1 может быть изготовлен с одним или несколькими охватывающими его железобетонными поясами 15, предназначенными для опирания на контрфорсы 14, устанавливаемые на понтонах 2 и 3.
Заводской док соединяют с водоемом 8 и заполняют водой аналогично доку 9.
Затем в заводском доке собирают понтонный плавкомплекс, для чего в док вводят понтоны 2 и 3, снабженные контрфорсами 14 и несущими выступами 7. Понтоны подводят к соответствующим сторонам заводского фундамента, на котором размещен собранный блок-модуль 1. Затем, балластируя и дебалластируя понтоны и/или меняя уровень воды в заводском доке, вводят несущие выступы 7 понтонов 2 и 3 в соответствующие проемы 5 блок-модуля 1. С помощью, например, анкерных зажимов 16 (фиг.4) стягивают понтоны 2 и 3 к блок-модулю 1 пучками 6 высокопрочной арматурной проволоки, пропуская их сквозь отверстия 4 и соосные им отверстия в торцевых стенках выступов 7.
Собранный плавкомплекс путем дебалластировки понтонов и/или повышения уровня воды в заводском доке отрывают от заводского фундамента и выводят в водоем 8, по которому транспортируют к месту строительства прибрежной АЭС.
По подводящему каналу 11 через ворота 12 блок-модуль 1 в составе плавкомплекса доставляют в заполненный водой док 9 и размещают над фундаментам 10. Необходимые горизонтальные перемещения плавкомплекса для точной установки блок-модуля 1 над фундаментом 10 обеспечивают, например, с помощью смонтированных на понтонах 2 и 3 лебедок (на чертежах не показаны). Затем, балластируя и дебалластируя понтоны и/или меняя уровень воды в доке 9, опускают блок-модуль 1 на фундамент 10.
После того как блок-модуль 1 установлен на фундамент 10, анкерные зажимы 16 на пучках 6 арматурной проволоки, стягивающих понтоны 2 и 3, освобождают, понтоны балластируют и выводят их несущие выступы 7 из проемов 5 блок-модуля 1. Затем понтоны отводят от блок-модуля и выводят через подводящий канал 11 в водоем 8, по которому транспортируют обратно на завод-изготовитель для последующего использования.
Наплавная транспортировка плавкомплекса или понтонов по водоему 8 (реке, морю или океану) и подводящему каналу 11 осуществляется с помощью буксиров соответствующего назначения, а в доке - с помощью лебедок, установленных на понтонах (на чертежах не показаны).
После установки блок-модуля 1 на фундамент 10 док 9 освобождают от воды и завершают строительство АЭС в сухом доке. После окончания строительства канал 11 может быть использован в качестве источника охлаждающей воды для технологического оборудования АЭС.
Реализация предлагаемых способа и устройства позволяет, размещая АЭС или другие крупноблочные сооружения на суше вблизи рек, морей или океанов, осуществить наплавным методом транспортировку от завода-изготовителя до места эксплуатации и установку на фундамент крупногабаритных блок-модулей этих сооружений. При этом предлагаемый плавкомплекс позволяет осуществить наплавную транспортировку и установку на фундамент таких особо тяжелых и крупногабаритных объектов как, например, блок-модуль реакторного отделения АЭС, представляющий собой размещенный в герметичной защитной оболочке полностью укомплектованный и подготовленный к эксплуатации ядерный реактор со всем необходимым оборудованием.
Предложенное техническое решение позволяет также решить проблему замены отработавших свой ресурс реакторных отделений АЭС на новые блок-модули, собранные на заводе-изготовителе. Для этого на месте эксплуатации АЭС освобождают реактор от ядерного топлива, восстанавливают шлюзовой док 9, заполняют его водой выше уровня фундамента 10, подводят к реакторному отделению понтоны и в описанной последовательности формируют плавкомплекс из понтонов 2 и 3 и блок модуля 1. Далее, после проведения операций по снятию блок-модуля 1 с фундамента 10, аналогичных описанным операциям по снятию блок-модуля 1 с заводского фундамента, блок-модуль в составе плавкомплекса транспортируют по водоему 8 к месту длительного хранения (отстоя) - шлюзовому бассейну, оборудованному фундаментом и воротами аналогично доку 9.
Благодаря тому, что отработавший блок-модуль снимается и хранится целиком (при этом отработавшее оборудование реакторного отделения остается в защитной оболочке) его транспортировка и хранение в открытом пространстве экологически безопасны.
Реализация предлагаемого решения позволяет предоставлять реакторные отделения АЭС для эксплуатации на условиях лизинга с последующим демонтажем и возвратом отработавшего блок-модуля реакторного отделения с возможностью замены его на новый.
В настоящее время разработаны технические предложения по применению предлагаемой технологии к строительству АЭС с реакторными отделениями типов ВВЭР-640 и ВВЭР-1000, массы которых составляют около 120 и 180 тысяч тонн соответственно.
Источники информации
1. Патент РФ 1721179, МПК E 02 B 17/00, 1992 г.
2. Авт. свид. СССР 1555424, МПК Е 02 В 17/00, 1990 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ монтажа основного крупногабаритного оборудования реакторной установки методом "OPENTOP" | 2018 |
|
RU2696397C1 |
ГИДРОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2216644C2 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПЕРЕХОДА | 2015 |
|
RU2586345C2 |
СПОСОБ СНЯТИЯ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1995 |
|
RU2084582C1 |
ВОЛНОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2011 |
|
RU2459974C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КУСТОВОГО БУРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В ЗАТОПЛЯЕМЫХ ЗОНАХ | 2001 |
|
RU2215089C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСАДОК ТЯЖЕЛЫХ СООРУЖЕНИЙ, ФУНДИРУЕМЫХ В ВОДОНОСНОЙ ТОЛЩЕ НЕСКАЛЬНЫХ СЛАБОПРОНИЦАЕМЫХ ГРУНТОВ | 2008 |
|
RU2380477C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1994 |
|
RU2081492C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСТОЯННОЕ | 1995 |
|
RU2106647C1 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ N-ФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТОВ | 1995 |
|
RU2084077C1 |
Изобретение относится к строительству сооружений, возводимых в прибрежной зоне водоемов с использованием наплавной транспортировки крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, преимущественно к строительству атомных электростанций (АЭС). Способ предусматривает строительство шлюзового дока и возведение в сухом доке фундамента. Затем шлюзовой док связывают с водоемом и заполняют водой выше поверхности фундамента с учетом осадки плавкомплекса. Готовый блок-модуль в сборе транспортируют с завода-изготовителя по каналу, заполненному водой, наплавным методом в составе понтонного плавкомплекса и устанавливают с помощью плавкомплекса на фундамент, после чего разъединяют понтоны плавкомплекса от блок-модуля и транспортируют на завод-изготовитель для повторного использования. После этого шлюзовой док освобождают от воды и завершают строительство сооружения в сухом доке. Понтонный плавкомплекс представляет собой судно корабельного типа, центральную часть которого образует транспортируемый блок-модуль, а кормовую и носовую части - понтоны. Понтоны снабжены несущими выступами для введения в проемы, предусмотренные в блок-модуле, и стянуты арматурными пучками проволоки, проходящими через сквозные отверстия, предусмотренные в блок-модуле. Выступы в понтонах могут быть выполнены полыми с отверстиями в торцевых стенках, соосными со сквозными отверстиями в блок-модуле. Понтоны могут быть снабжены контрфорсами, а блок-модуль по меньшей мере одним охватывающим железобетонным поясом для опирания на контрфорсы. Изобретение позволяет обеспечить возможность наплавной транспортировки, монтажа и демонтажа особо тяжелого крупногабаритного строительного блок-модуля, преимущественно блок-модуля реакторного отделения прибрежной АЭС, при размещении строящегося сооружения на суше, а также обеспечивает возможность демонтажа и возврата отработавшего блок-модуля реакторного отделения с заменой его на новый. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Способ установки верхнего строения стационарной буровой платформы на опорное основание и устройство для его осуществления | 1987 |
|
SU1555424A1 |
Сборная морская конструкция, размещенная на шельфе | 1989 |
|
SU1721179A1 |
СПОСОБ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ АСИММЕТРИЧНОЙ ЗАГОТОВКИ С ОДНОЙ УСТАНОВКИ, СТАНОК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗАГОТОВКИ | 2013 |
|
RU2600685C1 |
US 4314776 А, 09.02.1982 | |||
Разборное судно | 1987 |
|
SU1463625A1 |
ТОРЦОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ НОНТОНОВ ПЛАВУЧЕГО ПРИЧАЛА | 0 |
|
SU181507A1 |
US 3572277 А, 23.03.1971 | |||
Способ получения нитрила 1-бензил4-фенилпиперидинкарбоновой кислоты | 1951 |
|
SU97069A1 |
ДОРМИДОНТОВ В.К | |||
И др.: Технология судостроения | |||
- Л.: Судпромгиз, 1962, с | |||
Передвижная комнатная печь | 1922 |
|
SU383A1 |
Авторы
Даты
2002-12-27—Публикация
2001-06-27—Подача