Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автомобилям-амфибиям.
Известен многоцелевой пневмоход на шинах низкого давления ПМЦ-3 [1], содержащий кузов, колеса, трансмиссию. Недостатком данного устройства является невозможность преодоления водных преград.
Известен вездеход "Арктика" [2], содержащий кузов, колеса, трансмиссию, запасное колесо. Недостатком данного устройства является неиспользование запасного колеса при преодолении водных преград.
Известен автомобиль-амфибия [3], содержащий кузов, колеса, трансмиссию, дугообразные рычаги, воздушные баллоны. Недостатком данного устройства является излишняя громоздкость, неиспользование запасного колеса при преодолении водных преград.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство и способ действия механизма для убирания колес на плавающем автомобиле [4], содержащее кузов, колеса, трансмиссию, устройство для убирания колеса и нишу для колеса.
Недостатком данного устройства является сложность конструкции.
Задача, решаемая изобретением, - улучшение плавучести автомобиля за счет увеличения водоизмещения, упрощение конструкции.
Указанная задача выполняется за счет того, что в плавающем автомобиле, содержащем кузов, колеса, трансмиссию, устройство для убирания колес, один конец которого закреплен на колесе, а другой взаимосвязан с кузовом и нишу для колеса, в соответствии с изобретением, колеса автомобиля выполнены неубирающимися с пневмошинами низкого давления, а устройством для убирания снабжено размещенное в расположенной спереди нише запасное колесо и (или) запасное колесо, установленное сзади, за кузовом автомобиля, которое (которые) при переводе в горизонтальное положение служит дополнительным воздушным баллоном.
Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в плавающем автомобиле, содержащем кузов, колеса, трансмиссию устройство для убирания колеса, один конец которого закреплен на колесе, а другой взаимосвязан с кузовом, запасное колесо, или колеса, при движении по суше находятся в убранном положении: переднее в нише, а заднее - за кузовом автомобиля. Неубирающиеся колеса с шинами низкого давления обеспечивают прохождение автомобиля по бездорожью, а при преодолении водных преград выполняют роль основных воздушных баллонов, поддерживающих автомобиль на плаву, при этом запасное колесо, или колеса, переведенное с помощью устройства для убирания в горизонтальное положение, служит дополнительным воздушным баллоном (баллонами), улучшая плавучесть автомобиля. Улучшение плавучести позволяет обойтись без герметизации днища кузова автомобиля, что значительно упрощает конструкцию изделия.
Предложенное техническое решение имеет следующие отличительные от прототипа признаки:
1. Выполнение плавающего автомобиля с неубирающимися колесами на пневмошинах низкого давления, кроме обеспечения прохождения по грунту и бездорожью, позволяет создать водоизмещение, достаточное для поддержания автомобиля на плаву при преодолении водных преград за счет большого объема пневмошин низкого давления.
2. Размещение спереди ниши для колеса позволяет убирать запасное колесо в кузов, что обусловлено необходимостью обеспечения обзора для водителя.
3. Устройство для убирания, установленное на запасное колесо, позволяет переводить последнее в горизонтальное положение и обратно.
4. Запасное колесо, переведенное в горизонтальное положение, становится дополнительным воздушным баллоном, тем самым увеличивая водоизмещение и улучшая плавучесть.
На фиг. 1 показан вариант компоновки с запасным колесом в нише кузова спереди автомобиля в убранном (походном) положении, на фиг.2 - запасное колесо переведено в горизонтальное положение, на фиг.3 - вид сверху (вид А) на фиг.2 (трансмиссия не показана), на фиг.4 - то же, что на фиг.1 - вариант выполнения кронштейна устройства для убирания колеса в виде формованной пластины снаружи колеса, с боковыми пружинами для крепления к кузову, на фиг. 5 - вариант размещения запасного колеса сзади кузова с одноплечным рычагом, на фиг.6 - запасное колесо сзади кузова в горизонтальном положении.
На фото 1, 2 показан один из вариантов эскизной компоновки кузова при размещении запасного колеса спереди, на фото 3, 4 - эскизная компоновка скелетной схемы каркаса кузова.
Плавающий автомобиль (фиг.1-4) содержит кузов 1, колеса с шинами низкого давления 2, приводимые в движение через трансмиссию 3. Устройство для убирания колеса одним концом 4 закреплено на кузове, а другим концом 5 - на переднем запасном колесе 6, размещенном в нише 7 кузова 1. При размещении запасного колеса 8 и (или) сзади автомобиля (фиг.5, 6), устройство для убирания также одним концом крепится к кузову, а другим к запасному колесу. Кронштейн устройства для убирания запасного колеса (колес) может быть выполнен в виде трубчатого вилкообразного рычага 9 (фиг.1-3), или в виде штампованной пластины 10 с приваренными проушинами 11 (фиг.4) для закрепления к кузову, или в виде одноплечевого рычага 12 (фиг.5, 6).
Устройство работает следующим образом. Перед въездом в воду переднее запасное колесо 6, размещенное в нише 7 кузова 1 и (или) запасное колесо 8, расположенное сзади кузова, устройством для убирания, путем воздействия на рычаг 9 и (или) 12 (или 10 с проушинами 11), один конец 4 которого закреплен на кузове, а другой 5 - на запасном колесе 6, переводится в горизонтальное положение. Затем автомобиль на колесах с шинами низкого давления 2, приводимых в движение через трансмиссию 3, въезжает в воду и остается на плаву за счет шин низкого давления 2 и дополнительных воздушных баллонов, роль которых выполняет запасное колесо 6 и (или) 8. Перевод запасного колеса (колес) в горизонтальное положение и обратно может осуществляться одним из следующих способов:
1. Вручную, когда водитель, или пассажир, выйдя из автомобиля, рукой откидывает его в горизонтальное положение, а после преодоления водной преграды также рукой возвращает в исходное положение.
2. Откидывание (перевод в горизонтальное положение) осуществляется за счет постоянно закрученных (перед сборкой) пружин, установленных в осях устройства для убирания, закрепленных на кузове, а возврат в исходное положение осуществляется или вручную, или с помощью электрической лебедки. При возвращении назад пружины снова закручиваются.
3. С помощью электропривода, воздействующего на конец рычага, закрепленного на кузове.
4. Механически, с помощью различных тяг.
В представленном на фото 1-4 одном из вариантов эскизной компоновки плавающего автомобиля (данная конструкция в настоящее время разрабатывается заявителем) предполагается использовать кузов (фото 1, 2) из формуемого стеклопластика (уд. вес 1,4), а несущий каркас кузова (фото 3, 4) из алюминиевых тонкостенных труб прямоугольного сечения (уд. вес 2,8).
Пневмошины низкого давления, заложенные в конструкцию, типовые (шина 36•20.00 16 62671 НАДЫМ АМО ЯМАЛ), изготавливающиеся для вездехода "Тайга" Ирбитского завода. При массе 20,25 кг (с алюминиевыми дисками) такая шина обладает водоизмещением 250 л. Проектная снаряженная масса автомобиля, показанного на фото 1-4 составляет 550 кг. Таким образом, более чем двухкратный запас плавучести позволяет изготовить более дешевый, простой автомобиль без герметизации кузова.
При применении на колесах пневматической оболочки сверхнизкого давления размерами 1300х600-533 (ТУ 38.604-06-72-93-Украина) возможно увеличение снаряженной массы автомобиля до 730 кг.
Источники информации
1. Пневмоход ПМЦ-3, изготовитель: ООО "Аэросервис, г. Краснодар (копия паспорта прилагается), аналог.
2. Всепогодный вездеход "Арктика", изготовитель: Межотраслевая научно-промышленная ассоциация "Арктиктранс", (копия описания прилагается), аналог.
3. Патент JP 6039201, В 60 F 3/00, 1997 г., аналог.
4. Патент WO 9523074, В 60 F 3/00, 1996 г., прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2575314C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2574043C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
КОЛЕСНОЕ ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1999 |
|
RU2140363C1 |
КОЛЕСНОЕ ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2148500C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2314937C1 |
Универсальная, внедорожная, плавающая, гусеничная машина для транспортных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях | 2017 |
|
RU2676851C1 |
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2390458C1 |
Плавающий снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8х8 с гидростатической трансмиссией и возможностью автоматического управления крутящими моментами каждого из колес | 2016 |
|
RU2652300C1 |
Изобретение относится к транспортной технике и касается создания автомобилей-амфибий. Плавающий автомобиль содержит кузов, колеса, трансмиссию, а также устройство для убирания колеса, один конец которого закреплен на колесе, а другой взаимосвязан с кузовом, и нишу для колеса. Колеса автомобиля выполнены неубирающимися с пневмошинами низкого давления. Устройством для убирания снабжено размещенное в расположенной спереди нише запасное колесо и(или) запасное колесо, установленное сзади, за кузовом автомобиля. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении конструкции и улучшении плавучести посредством увеличения водоизмещения и использования запасных колес в качестве дополнительных воздушных баллонов. 10 ил.
Плавающий автомобиль, содержащий кузов, колеса, трансмиссию, устройство для убирания колеса, один конец которого закреплен на колесе, а другой взаимосвязан с кузовом, и нишу для колеса, отличающийся тем, что колеса автомобиля выполнены неубирающимися с пневмошинами низкого давления, а устройством для убирания снабжено размещенное в расположенной спереди нише запасное колесо и(или) запасное колесо, установленное сзади, за кузовом автомобиля.
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2042560C1 |
Камнерезный станок | 1988 |
|
SU1576346A1 |
Авторы
Даты
2003-01-10—Публикация
2000-12-18—Подача