СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F02B47/04 F02B51/00 

Описание патента на изобретение RU2196903C2

Изобретение относится к области работы двигателей внутреннего сгорания. например поршневых, газотурбинных и т.д., а именно - к техническим решениям, направленным на осуществление возможности периодического форсирования их мощности путем ввода газообразующих добавок к обычному высококалорийному топливу, например углеводородному.

В последние годы в ряде стран ведутся исследования по использованию водотопливных эмульсий, содержащих до 30-50% воды в качестве топливных композиций для двигателей внутреннего сгорания (Иванов В.Н. и др. Применение топливоводяных эмульсий в двигателях внутреннего сгорания. Сб. Новые методы сжигания топлива. М. : Наука, 1965 г., с. 162). Накопленный положительный опыт показывает, что совместное применение штатного углеводородного топлива и воды снижает выход токсичных газов и, при небольшом содержании воды, может повысить термомеханический КПД рабочего цикла. Однако известный способ не может значительно повысить мощность двигателя. т.к. принципиальным недостатком его является то, что вода в составе топливных композиций является балластом, снижающим энерговооруженность двигательной установки.

Известно также промотирующее влияние органических нитратов на процессы воспламенения и сгорания топливовоздушных смесей. Добавка к основному топливу даже небольшого количества органических нитропроизводных, например нитрометана, существенно влияет на пусковые и эксплуатационные характеристики двигателя (Журнал "Мото", 2000 г. 4, с.26-27). Добавлением органических нитропроизводных к метиловому спирту удастся повысить мощность двигателей на 20% за счет роста температуры и давления в камере сгорания. Промотирующий эффект алкилнитратов объясняется созданием дополнительных активных центров и локальных повышений температуры при развитии экзотермических реакций. Сильный форсирующий эффект органических нитратов при большом содержании в топливе объясняется высокой концентрацией энергии в молекулах нитропродуктов, которая в случае использования нитрометана превышает теплоту взрыва тринитротолуола. Существенным недостатком использования в качестве добавок органических нитратов являются их высокая стоимость, токсичность и взрывоопасность.

Предложен способ форсирования двигателей внутреннего сгорания, включающий подачу в камеру сгорания базового высококалорийного топлива, например углеводородного, и форсирующей газообразующей добавки.

Отличием является то, что в качестве форсирующей добавки вводят в диспергированном виде водный раствор на основе нитрата аммония и водорастворимого горючего в соотношении к базовому высококалорийному топливу от 1:10 до 10:1.

В качестве водорастворимого горючего могут быть использованы карбамид, уротропин, аммиак, спирты, углеводы и др. с добавками для подавления детонационных процессов при сгорании воздушно-топливного заряда.

Водонитратные растворы можно использовать в качестве активной экологической присадки, т.к. продукты термораспада растворов на основе нитрата аммония, с учетом присутствия воды-растворителя, более чем на 50% состоят из водяного пара, снижающего выход токсичных продуктов базового топлива. Для форсирования мощности водонитратные растворы целесообразно использовать совместно с высококалорийным топливом или в составе топливных композиций. Полная идеальная работа окислительсодержащего энергоносителя на единицу выделяющегося тепла может быть значительно выше, т.к. степень полезного расширения продуктов сгорания воздушно-топливных зарядов для поршневых двигателей не превышает 10-21, а расширение водонитратного газогенератора начинается из объема жидкости с плотностью на 2 порядка большей (плотность молекулярной упаковки). Использование водонитратных композиций позволяет существенно форсировать мощность силовых установок при "пиковых" нагрузках, при этом снижаются токсичность выхлопа, максимальная температура цикла и температура отработавших газов.

Водонитратные композиции вводят в диспергированном состоянии, например непосредственным впрыском раствора совместно с базовым высококалорийным топливом, аналогично известному процессу использования водотопливных эмульсий. При этом величина форсирования мощности двигателя будет ограничена конструкционным запасом прочности двигателя и производительностью системы форсажного впрыска. Поскольку плотность и объемное энергосодержание растворов водонитратного энергоносителя может на 2-3 порядка превышать характеристики базовых воздушно-топливных смесей, теоретически допустимо кратковременное форсирование мощности двигателя в десятки раз. Регулирование уровня форсирования, а также содержания водяных паров в продуктах реакции достигается изменением соотношения расхода базового и водонитратного энергоносителей, а также изменением концентрации раствора газогенератора в воде.

Водонитратный энергоноситель вводят в камеру сгорания в соотношении к расходу базового топлива от 1:10 до 10:1. При соотношении компонентов менее 1: 10 форсирующий эффект является незначительным, а при увеличении соотношения более 10:1 - суммарный расход топлива чрезмерно возрастает.

Ниже приведен пример осуществления изобретения.

Пример.

Процесс сгорания углеводородного (базового) топлива и раствора газогенератора (водонитратный энергоноситель) из нитрата аммония 80 вес. ч., водорастворимого горючего, например карбамида, 20 вес. ч., и воды 5 вес. ч. с одинаковым удельным расходом по массе 1:1 обоих компонентов описывается суммарным уравнением:
2 -CH2- + 3О2 + 13N2 + 0,1[3NH4NO4 + CO(NH2)2 + Н2О] = 2,1CO2 + 2,9H2O + 13,4N2
При вводе в камеру сгорания дополнительно водонитратного энергоносителя с тем же секундным расходом, что и базового топлива, тепловой эффект суммарной реакции возрастает на 8% с одновременным увеличением количества образующихся газов на 8%, что, с учетом неизменной работы на сжатие исходного объема воздуха, повысит работоспособность двигателя внутреннего сгорания примерно на 15%. Образование водяных паров относительно оксидов углерода при этом увеличится примерно в 1,4 раза.

В таблице приведены характеристики сгорания стехиометрических соотношений дешевых водорастворимых горючих с окислителем, которые можно использовать в составе водонитратного энергоносителя для форсирования мощности двигателей внутреннего сгорания.

Из таблицы следует, что энергосодержание стехиометрических водонитратных энергоносителей примерно на порядок ниже теплопроизводительности углеводородов, но выход водяных паров в продуктах реакции нитрата аммония с горючими веществами в 7-9 раз выше. Это объясняется тем, что при горении на воздухе газообразный окислитель неограниченно расходуется из окружающей атмосферы, тогда как в растворе двадцать процентов активного кислорода сопровождают выход 45% водяного пара из селитры.

В качестве дополнительного окислителя при сгорании комбинированного топлива можно использовать атмосферный воздух. В этом случае массовая доля горючих веществ в растворе окислителя увеличивается сверх стехиометрического до 30-60%, а недостающий кислород будет расходоваться из воздуха по обычному циклу работы двигателя на базовом топливе. Наиболее перспективно совместное использование водонитратного энергоносителя и углеводородов или их производных, что позволит снизить до 50-70% расход штатных нефтепродуктов. Это можно реализовать в системах совместной или раздельной подачи компонентов, например, в двигателях с воспламенением от сжатия.

Свойства нитрата аммония (аммиачной селитры) хорошо изучены в теории взрывчатых веществ: это дешевое и, при обычных условиях, безопасное в обращении азотное удобрение, хорошо растворимое в воде.

Предлагаемый способ обеспечивает возможность многократного форсирования мощности двигательных установок, в частности, на транспорте, а по экологичности и стоимостным показателям превосходит известные способы.

Похожие патенты RU2196903C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА ДЛЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН 2002
  • Макаров А.Ф.
  • Долженко Владимир Анатольевич
  • Трунин А.С.
RU2230917C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Горбатенков Александр Иванович
  • Копаев Егор Владимирович
RU2338077C1
СОСТАВ ГОРЮЧЕГО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВВ 2007
  • Макаров Андрей Фадеевич
  • Белов Виктор Иванович
  • Белов Павел Викторович
  • Панчишин Виктор Ярославович
RU2343139C2
ЭМУЛЬСИОННЫЙ ВЗРЫВЧАТЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШПУРОВЫХ ЗАРЯДОВ 2012
  • Варнаков Юрий Владимирович
  • Варнаков Кирилл Юрьевич
  • Макаров Андрей Фадеевич
RU2520483C1
РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО 2021
  • Шеленин Андрей Валерьевич
RU2761188C1
Эмульсионное взрывчатое вещество (варианты) 2020
  • Горинов Сергей Александрович
  • Маслов Илья Юрьевич
RU2753071C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЭМУЛЬСИОННЫЙ ВЗРЫВЧАТЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ШПУРОВЫХ ЗАРЯДОВ 2013
  • Варнаков Юрий Владимирович
  • Варнаков Кирилл Юрьевич
  • Макаров Андрей Фадеевич
RU2526994C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФОРСИРОВАНИЯ 2014
  • Цейтлин Дмитрий Моисеевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2562822C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ 2015
  • Якобашвили Давид
  • Ревенко Игорь Анатольевич
  • Коростелев Вячеслав Викторович
RU2577857C1
ТЕРМОСТОЙКОЕ ГАЗОГЕНЕРИРУЮЩЕЕ КИСЛОТООБРАЗУЮЩЕЕ ВЫСОКОПРОЧНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СКВАЖИННЫХ АППАРАТОВ 2015
  • Голубев Андрей Евгеньевич
  • Афиатуллов Энсар Халиуллович
  • Панов Иван Васильевич
  • Знаменская Любовь Борисовна
  • Денисова Ольга Валерьевна
  • Поносова Людмила Михайловна
RU2603373C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 903 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области работы двигателей внутреннего сгорания, а именно к техническим решениям, направленным на осуществление возможности периодического форсирования их мощности путем ввода газообразующих добавок к обычному (базовому) углеводородному топливу. Предложен способ форсирования двигателей внутреннего сгорания, включающий подачу в камеру сгорания базового высококалорийного топлива, например углеводородного, и форсирующей добавки, разлагающейся с образованием дополнительного количества газов и паров воды. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве форсирующей добавки в камеру сгорания вводят в диспергированном виде водный раствор на основе нитрата аммония и водорастворимого горючего, например карбамида, в соотношении к базовому высококалорийному топливу от 1:10 до 10:1. В качестве водорастворимого горючего могут быть использованы карбамид, уротропин, аммиак, спирты, углеводы и др. При вводе в камеру сгорания дополнительного водонитратного энергоносителя с тем же или большим секундным расходом, что и базового топлива, тепловой эффект суммарной реакции возрастает с одновременным увеличением объема газов, что повышает работоспособность двигателя. Регулирование уровня форсирования, а также содержания водяных паров в продуктах реакции достигается изменением соотношения расхода базового топлива и водонитратного энергоносителя, а также концентрацией раствора последнего. Технический результат заключается в обеспечении форсирования мощности двигателей, в частности, на транспорте, в повышении экологических показателей и улучшении стоимостных показателей. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 196 903 C2

Способ форсирования мощности двигателей внутреннего сгорания, включающий подачу в камеру сгорания высококалорийного топлива, отличающийся тем, что в камеру сгорания дополнительно вводят в диспергированном виде водный раствор на основе нитрата аммония и водорастворимого горючего в соотношении к высококалорийному топливу от 1: 10 до 10: 1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196903C2

СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СНИЖЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Вологодский Вадим Борисович
RU2093692C1
Способ питания дизеля 1977
  • Запевалов Петр Павлович
  • Антонов Валерий Николаевич
SU742616A1
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ НИЗКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА 1994
  • Пашинцев И.В.
  • Авзалов А.Ф.
  • Литвиненко А.Н.
  • Литвиненко А.А.
  • Литвиненко Н.А.
RU2084655C1
Способ работы двигателя внутреннего горения 1936
  • Быбкин П.А.
SU49653A1
DE 4126705 A1, 18.02.1993
US 3716040 A, 03.02.1973
US 4362130 A, 07.12.1982.

RU 2 196 903 C2

Авторы

Макаров А.Ф.

Даты

2003-01-20Публикация

2001-04-04Подача