1. Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам самовытаскивания автомобиля при попадании на грунт с малой несущей способностью.
2. Уровень техники
Известны различные устройства по самовытаскиванию автомобиля, основанные на использовании колесных цепей, тросовых барабанов, закрепляемых на дисках колес, приводных лебедок, установленных рядом с моторным отсеком, и пр.
Наиболее близким прототипом является заявка РФ на изобретение 97114378/28 с приоритетом 05.08.97 (Шлеппер Я.А.), в которой используется грунтозацеп с храповым механизмом и противооткатным приспособлением в виде лыжи.
Главными недостатками многих известных устройств являются:
- необходимость выхода из кабины для подготовки устройства к работе;
- наличие в месте вынужденной остановки деревьев, пней и других опорных объектов.
Задачей изобретения является создание такого автономного устройства, которое бы позволяло, не выходя из кабины автомобиля и не пользуясь опорными объектами, преодолевать болотистые, песчаные и заснеженные места на пути следования.
3. Сущность изобретения
Принципиальная схема устройства показана на фиг.1.
Оно состоит из силового корпуса 1, скользящего по направляющим 2, прикрепленным к кузову автомобиля, длина которых определяет расстояние вытаскивания за один проход силового корпуса. На корпусе смонтированы: штыковой зацеп 3, устройство 4 расстыковки и опускания штыкового зацепа, управляемое рукояткой 5 из кабины. Корпус имеет выступ 6 для упора штыкового зацепа при вытаскивании.
Корпус соединен с двух сторон кольцевой роликовой цепью 7, охватывающей звездочки 8 и 9, причем звездочка 8 является приводной и установлена на валу червячного редуктора 10 с реверсивным электродвигателем постоянного тока 11. На концах направляющих 2 установлены концевые выключатели 12
Размещение самовытаскивателя на автомобиле показано на фиг.2. Он устанавливается в специальном горгроте, оборудованном в кузове автомобиля.
Устройство работает следующим образом.
При попадании на грунт с малой несущей способностью автомобиль погружается в грунт и нуждается в постороннем тяговом усилии для его вытаскивания для преодоления этой преграды или ухода в сторону.
Не выходя из кабины, рукояткой 5 расстыковывают силовой корпус 1 от рукоятки и одновременно опускают штыковой зацеп 3 на грунт, включают прямой ход электродвигателя 11 и с помощью червячного редуктора и цепной передачи, состоящей из звездочек 8 и 9 и роликовой цепи 7, тянут силовой корпус 1 назад, при этом штыковой зацеп 3 врезается в грунт и автомобиль начинает медленно двигаться вперед до тех пор, пока силовой корпус 1 не упрется в задние концевые выключатели 12. Двигатель 11 переходит в режим реверса, и силовой корпус начинает движение вперед, при этом штыковой зацеп выталкивается из грунта и, скользя по нему, возвращается в исходное положение. За один силовой ход автомобиль продвигается на 3 м вперед и далее процедура повторяется до выхода автомобиля на грунт с высокой несущей способностью.
Пример
Берем внедорожник с общей массой 2,5 т. Принимаем коэффициент трения колес о грунт равным 0,5.
Для самовытаскивания необходимо тяговое усилие, равное 1,25 т.
Принимаем длину протаскивания за один ход штыкового зацепа равной 3 м и скорость продвижения в процессе самовытаскивания равной 1 м за 2 мин, т.е. 0,008 м/с.
Потребная мощность электродвигателя будет составлять 100 Вт, т.е. используется мощность автомобильного генератора, работающего в буфере с аккумуляторной батареей.
При диаметре звездочки 4 см за один ее оборот продвижение автомобиля будет составлять 12 см.
Для преодоления расстояния в 3 м потребуется 25 оборотов. Так как время протаскивания за один ход составляет 6 мин, червячный редуктор должен обеспечить 4-5 оборотов звездочки в минуту, при этом его передаточное число при использовании малооборотного реверсивного электродвигателя постоянного тока должно быть равным 300-400.
4. Перечень фигур
Фиг.1 - принципиальная схема конструкции устройства для самовытаскивания автомобиля.
Фиг.2 - схема действия устройства для самовытаскивания автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБРЕЖНЫЙ МОРСКОЙ БАКЕН | 2000 |
|
RU2185303C2 |
МОБИЛЬНАЯ МУСОРОСЖИГАЮЩАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2190157C2 |
ОБРУШИВАТЕЛЬ СОСУЛЕК | 2001 |
|
RU2187595C1 |
СНЕГОХОД-АМФИБИЯ | 2001 |
|
RU2203810C2 |
АНТИСКОЛЬЗИТЕЛЬ ДЛЯ ЗИМНЕЙ ОБУВИ | 2001 |
|
RU2182809C1 |
СКАЛЫВАТЕЛЬ НАЛЕДИ С ТРОТУАРОВ | 2001 |
|
RU2200219C2 |
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ВЕРТОЛЕТА | 2000 |
|
RU2197308C2 |
ЩЕТКА ДЛЯ МЫТЬЯ ВАНН | 2001 |
|
RU2189770C1 |
МИЛИЦЕЙСКАЯ ПЫЛЕСТРЕЛЯЮЩАЯ ДУБИНКА | 2000 |
|
RU2199072C2 |
СПОСОБ УБОРКИ СНЕГА В МЕГАПОЛИСАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2197577C2 |
Самовытаскиватель автомобиля с грунтозацепом состоит из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по двум направляющим длиной до 3 м. На корпусе смонтированы штыковой зацеп, устройство расстыковки и опускания штыкового зацепа с рукояткой управления и Т-образные выступы для упора штыкового зацепа при вытаскивании. Корпус соединен с двух сторон роликовой цепью, охватывающей две звездочки, причем задняя звездочка является приводной и установлена на валу червячного редуктора с малооборотным реверсивным электродвигателем постоянного тока, а на концах направляющих установлены концевые выключатели. В результате увеличивается проходимость автомобиля. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫТАСКИВАНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЗ ГРУНТА С МАЛОЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ | 1997 |
|
RU2130837C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ТЕХНИКИ | 1998 |
|
RU2145929C1 |
US 4287925 A, 08.09.1981. |
Авторы
Даты
2003-02-10—Публикация
2001-01-24—Подача