Изобретение относится к антенным устройствам, а именно к выдвижным телескопическим мачтам, и может быть использовано в мобильных радиолокационных установках.
Известна телескопическая мачта (ТМ) (авт. св. СССР 1626287, опубл. 07.02.91 г. ), содержащая основание, наружную, промежуточные и внутреннюю секции, привод поступательного перемещения, выполненный в виде штока и гидроцилиндра, на котором установлена с возможностью вращения головка, угловое положение которой изменяется в процессе работы посредством шагового поворотного механизма, замки развернутого и свернутого состояния мачты и механизмы управления замками, причем замки развернутого состояния установлены в верхних частях секций, а замки сложенного состояния установлены в нижних (внутренних) частях тех же секций.
Данная конструкция достаточно сложна из-за гидравлического привода, увеличивается время на развертывание и свертывание мачты из-за циклического движения гидроцилиндра; для нее характерна низкая эксплуатационная надежность из-за установки замков сложенного состояния в малодоступной зоне.
Известен телескопический подъемник (авт. св. СССР 1230982, опубл. 15.05.86 г.), содержащий смонтированные на основании неподвижную и выдвижные вертикальные секции, приводной винт с проточкой для размещения закрепленных в нижней части каждой выдвижной секции гаек, в верхней части которых установлены пружинные защелки, взаимодействующие с фасонной поверхностью свободного конца винта и проточками в верхних частях секций.
В данной конструкции замки секций установлены в малодоступной внутренней зоне и секции, в сложенном положении удерживаются только усилием пружины, т. е. отсутствует жесткая кинематическая связь, и при случайном сопротивлении между секциями начнется их самопроизвольное выдвижение, что снижает надежность мачты.
Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении надежности телескопической мачты.
Это достигается тем, что мачта образована неподвижной наружной, подвижными промежуточными и внутренней секциями, соединенными между собой шпоночными соединениями. Днища в нижних частях подвижных секций выполнены в виде гаек, взаимодействующих с приводом поступательного перемещения, выполненного в виде приводного винта с проточкой для размещения гаек в сложенном состоянии и расположенного на оси секций. С целью недопущения в процессе схода с приводного винта гайки одной подвижной секции и заходе на резьбу приводного винта гайки следующей секции, неполного зацепления сразу обеих гаек (т.е. одна гайка частично сошла с резьбы, а другая только частично вошла в зацепление с резьбой приводного винта), рабочая длина винта выполнена больше хода выдвижения секций не менее чем на две рабочих высоты гаек. В сложенном положении с резьбой приводного винта зацеплена только одна гайка внутренней секции, остальные гайки расположены в проточке приводного винта и не взаимодействуют с его резьбой.
Кроме того, мачта снабжена замками сложенного и развернутого состояний, а также механизмами их выключения. Замки развернутого состояния содержат расположенные в верхних частях промежуточных секций и имеющие выполненные на них скосы фиксаторы с пружиной сжатия и ответные отверстия в нижних частях в соответствующих предыдущих подвижных секциях, включая внутреннюю. Механизм выключения замка развернутого состояния содержит кронштейн, установленный на каждой промежуточной секции, следующей за секцией, имеющей фиксатор замка развернутого состояния, а также на неподвижной секции, и имеющей скос для взаимодействия со скосом, выполненном на соответствующем фиксаторе.
Замки сложенного состояния расположены в верхних частях промежуточных и неподвижной секциях и исключают перемещение более одной секции. Каждый содержит поворотный рычаг с захватом и пружиной кручения. Механизм выключения каждого замка сложенного состояния содержит толкатель со скосом, установленный внутри верхней части каждой промежуточной секции с возможностью взаимодействия с рычагом соответствующего замка сложенного состояния, и планки со скосом, установленной на внешней нижней части каждой предыдущей подвижной секции. Причем, с целью уменьшения люфта ТМ в азимутальной плоскости отверстия для захода фиксаторов замков развернутого состояния в фиксируемых секциях выполнены конусными, а заходная часть фиксаторов - в виде усеченных конусов.
Повышение надежности мачты достигается тем, что замки сложенного и развернутого состояний секций установлены на их верхних наружных концах, все замки и их механизмы выключения, в том числе и замки сложенного состояния секций, имеют жесткую кинематическую связь, что исключает самопроизвольное движение секций как при их выдвижении, так и при их свертывании, к тому же на всех секциях замков и их механизмах выключения как сложенного, так и развернутого состояний установлено не менее двух.
На фиг. 1 показан общий вид мачты; на фиг.2 - вид А фиг.1 (вид сверху, платформа поз.30 не показана); на фиг.3 - разрез Б-Б фиг.2 (платформа поз.30 не показана); на фиг.4 - разрез В-В фиг.1 (шпоночное соединение); на фиг.5 - разрез Г-Г фиг.1; на фиг.6 - разрез Д-Д фиг.5 - замок развернутого состояния секции ТМ в исходном положении; на фиг.7 - разрез Д-Д фиг.5 - замок развернутого состояния секции ТМ в рабочем положении; на фиг.8 - вид Ж фиг.5 - кронштейны механизмов выключения замков развернутого состояния в сложенном положении.
Телескопическая мачта содержит неподвижную наружную секцию 1 (фиг.1), на которой закреплен электрический двигатель 2 и внутри которой установлен планетарный редуктор 3 (фиг.3), в состав которого входят солнечная шестерня 4, два сателлита 5, коронная шестерня 6, водило 7, соединенное с приводным винтом 8. В корпусе редуктора также расположен шариковый радиальный однорядный подшипник 9.
Внутри неподвижной наружной секции 1 размещены подвижная внутренняя 10 и подвижные промежуточные секции 11-14, снабженные в верхней части выступами Н. Днищем каждой подвижной секции являются гайки 15-19, причем гайка 15 внутренней секции 10 установлена на резьбе приводного винта 8, гайки 16-19 промежуточных секций 11-14 в сложенном состоянии ТМ расположены в этот момент в проточке приводного винта 8 и не соприкасаются с его резьбой. На внутренней поверхности промежуточных секций 11-14 и неподвижной секции 1 (фиг.4) установлены шпонки 20.
На промежуточных секциях 11-14 (фиг.3) и неподвижной секции 1 установлены замки развернутого состояния (фиг.5, фиг.6). Замок развернутого состояния выполнен в виде подвижного фиксатора 21 со скосом Ф (фиг.8), пружиной сжатия 22 (фиг.6), кроме того, подвижные секции 10-14 (фиг.3) имеют в своей нижней части ответные отверстия П (фиг. 3, фиг-7), выполненные конусными. Также снаружи в верхней части промежуточных секций 11-14 (фиг.3) и неподвижной секции 1 установлены механизмы выключения замков развернутого состояния, выполненные в виде кронштейнов 23 со скосами Т (фиг.8).
На промежуточных секциях 11-14 (фиг.3) и неподвижной секции 1 установлены замки сложенного состояния. Они выполнены в виде поворотных рычагов 24 с захватами М, установленных на осях вращения 25 с пружинами кручения 26. Внутри промежуточных секций 11-14 размещены механизмы выключения замков сложенного состояния, выполненные в виде толкателей 27 со скосом Р, а на наружной поверхности в нижней части подвижных секций 10-13 установлены планки 28 с ответным скосом С.
Снаружи подвижных секций 10 установлена платформа 30 для размещения поднимаемого груза (фиг.1).
На неподвижной секции 1 мачты установлены конечные выключатели 31 и 32 (фиг.2).
Телескопическая мачта работает следующим образом.
Подъем ТМ происходит за счет передачи крутящего момента от электрического двигателя 2 (фиг.3) через планетарный редуктор 3 на приводной винт 8, в результате происходит поступательное перемещение внутренней секции 10 по шпонке 20 промежуточной секции 11, удерживающей внутреннюю секцию 10 от проворота. При подходе гайки 15 внутренней секции 10 к концу приводного винта 8 закрепленная снаружи внутренней секции 10 планка 28 со скосом С набегает на толкатель 27, который, перемещаясь, преодолевает усилие пружины кручения 26 и поднимает поворотный рычаг 24, закрепленный на промежуточной секции 12 и удерживающий промежуточную секцию 11 от несвоевременного перемещения, т.е. промежуточная секция 11 расстопаривается. Перед сходом с приводного винта 8 внутренняя секция 10 упирается своим выступом Л в выступ У промежуточной секции 11, и тянет ее за собой, при этом происходит сход фиксатора 21, расположенного на промежуточной секции 11 с кронштейна 23 (фиг.6, фиг. 8) промежуточной секции 12 (фиг.3), стопорение внутренней секции 10 относительно промежуточной секции 11, т.е. фиксатор 21 (фиг.6, фиг.8) заходит под действие пружины сжатия 22 в ответное отверстие П (фиг.3, фиг.7) внутренней секции 10 (фиг.3). Далее внутренняя секция 10, продолжая перемещение по приводному винту 8 и упираясь в выступ У промежуточной секции 11, затягивает гайку 16 промежуточной секции 11 на резьбу приводного винта 8. Зашедшая на приводной винт 8 промежуточная секция 11 выдвигается из неподвижной секции 1 вместе с секцией 10. После чего происходит сход гайки 15 секции 10 с приводного винта 8. За счет того, что рабочая длина винта 8 выполнена больше хода выдвижения секции на две рабочих высоты гаек, то в момент, предшествующий сходу гайки 15 выдвинутой внутренней секции 10 с приводного винта 8, на последнем находятся две гайки - гайка 15 внутренней секции 10, находящаяся на конце приводного винта 8, и гайка 16 промежуточной секции 11, начавшей выдвижение. Т.е. обеспечивается обязательное зацепление с приводным винтом 8 всей рабочей поверхности не менее одной гайки.
Аналогично происходит выдвижение остальных секций 11-14.
Но в отличие от предыдущей последняя промежуточная секция 14 не фиксируется относительно неподвижной секции 1, и ее гайка 19 остается на резьбе приводного винта 8. При полностью выдвинутых подвижных секциях срабатывает конечный выключатель 31 (фиг. 2) на отключение электрического двигателя 2 (фиг. 3) и выдвижение прекращается. От вращения под действием веса секций и поднятого груза приводной винт 8 удерживается электромагнитным тормозом электрического двигателя 2.
При складывании мачты направление вращения двигателя меняется на противоположное вращению при выдвижении. Движение передается на приводной винт 8, в результате гайка 19 промежуточной секции 14 вместе с закрепленными на последней подвижными секциями 10-13 движется вниз. При подходе гайки 19 промежуточной секции 14 к концу резьбы приводного винта 8 на последний заходит гайка 18 промежуточной секции 13, после чего гайка 19 сходит с резьбы приводного винта 8. Одновременно с этим фиксатор 21 своими скосами Ф (фиг.8) набегает на ответные скосы Т кронштейна 23, закрепленные на неподвижной секции 1, и выходит из отверстия П (фиг.7) промежуточной секции 14 (фиг.3), преодолевая действие пружины сжатия 22 (фиг.6). Т.е происходит расстопорение промежуточных секций 14 (фиг.3) и 13 между собой. Промежуточная секция 14 останавливается. При сходе планки 28 промежуточной секции 14 с толкателя 27 поворотный рычаг 24 перемещается под действием пружины кручения 26 к оси мачты, т.е. поворотный рычаг 24 становится в положение "закрыто". При приближении верхнего торца промежуточной секции 14 к торцу неподвижной секции 1 поворотный рычаг 24, расположенный на неподвижной секции 1, своими скосами М упирается в выступ Н промежуточной секции 14 и поднимается, после чего происходит опускание поворотного рычага 24, и промежуточная секция 14 стопорится в походном положении.
Аналогично происходит опускание рычагов 24 остальных подвижных секций 10-13. При приближении внутренней секции 10 к крайнему нижнему положению опорная платформа 30 (фиг.1) воздействует на конечный выключатель 32 (фиг. 2), который останавливает электрический двигатель 2 (фиг.3).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электромеханическое грузоподъемное устройство с механизмом приведения в действие концевых выключателей | 2016 |
|
RU2645197C1 |
Телескопическая мачта с пакетным выдвижением секций с механизмом подъема на основе цепи | 2021 |
|
RU2760061C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ МАЧТА | 2019 |
|
RU2717122C1 |
ДИСКОКОНУСНАЯ АНТЕННА ДЛЯ УСТАНОВКИ НА ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ МАЧТЕ | 2008 |
|
RU2386198C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ МАЧТА | 2015 |
|
RU2604906C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ МАЧТА | 2018 |
|
RU2695952C1 |
ВЫДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО | 2001 |
|
RU2205770C2 |
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2200359C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ БЕЗЫГОЛЬНЫЙ ИНЪЕКТОР | 1999 |
|
RU2155015C1 |
Телескопическая мачта и замок секции телескопической мачты | 1989 |
|
SU1626287A1 |
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к антенным устройствам, и касается телескопической мачты, используемой в мобильных радиолокационных установках. Телескопическая мачта содержит закрепленную на основании неподвижную наружную секцию, подвижные промежуточные и внутреннюю секции, в нижних частях которых установлены гайки, приводной винт с проточкой для размещения гаек, замки сложенного и развернутого состояний. Замки развернутого состояния содержат расположенные в верхних частях промежуточных секций и имеющие выполненные на них скосы фиксаторы с пружиной сжатия и ответные отверстия в нижних частях в соответствующих предыдущих подвижных секциях, включая внутреннюю, а замки сложенного состояния расположены в верхних частях промежуточных и неподвижной секций и содержат каждый поворотный рычаг с захватом и пружиной кручения, при этом упомянутая мачта снабжена механизмами выключения замков развернутого и сложенного состояний. Механизм выключения замка развернутого состояния содержит кронштейн, установленный на каждой промежуточной секции, следующей за секцией, имеющей фиксатор замка развернутого состояния, а также на неподвижной секции, и имеющий скос для взаимодействия со скосом, выполненном на соответствующем фиксаторе. Механизм выключения каждого замка сложенного состояния содержит толкатель со скосом, установленный внутри верхней части каждой промежуточной секции с возможностью взаимодействия с рычагом соответствующего замка сложенного состояния, и планку со скосом, установленную на внешней нижней части предыдущей промежуточной секции. На всех секциях, кроме внутренней, установлено не менее двух замков сложенного состояния, а во всех промежуточных секциях установлено не менее двух замков развернутого состояния. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Телескопический подъемник | 1984 |
|
SU1230982A1 |
Телескопическая мачта | 1990 |
|
SU1796779A1 |
DE 3116770 A1, 18.11.1982 | |||
US 4586399 A, 06.05.1986. |
Авторы
Даты
2003-02-10—Публикация
2000-12-13—Подача