Изобретение относится к области транспортных средств, предназначено для предотвращения их несанкционированного использования и может быть применено в автомобильном транспорте для предотвращения угона или кражи.
Известны способы предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством, согласно которым каждого из пользователей данным транспортным средством (то есть лиц, которым владелец транспортного средства разрешил пользоваться этим транспортным средством) снабжают собственным идентификационным транспондером, а на транспортное средство устанавливают стационарную часть охранного комплекса. При этом в стационарную часть и в каждый из транспондеров вводят индивидуальную для данного охранного комплекса функцию формирования ответа на любой из кодов запроса. Охранный комплекс практически всегда находится в состоянии охраны, при котором запрещен допуск любого лица в транспортное средство и пользование им. Состояние охраны снимается лишь на короткие промежутки времени (не более нескольких минут) после того, как охранный комплекс опознает один из собственных транспондеров. При опознавании стационарная часть охранного комплекса выдает псевдослучайный запрос, который принимает транспондер и формирует ответ на него. Запрос и ответ передаются в виде низкочастотных радиосигналов, которые возможно идентифицировать только внутри относительно небольшой зоны связи. Стационарная часть формирует ответ на поданный в транспондер запрос и сравнивает его с ответом транспондера. При полном совпадении охрана кратковременно снимается. Такие способы предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством и устройства их реализации описаны в большом числе патентов (например, DE 4318596 А1, В 60 R 25/00, 08.12.1994; RU 2155683 Cl, В 60 R 25/00, 10.09.2000; RU 2160675, В 60 R 25/00, 20.12.2000).
Как правило, пользователи транспортным средством имеют возможность подачи команд на стационарную часть охранного комплекса с помощью выносной клавиатуры, а также через пейджинговую сеть связи. Именно возможность подачи широкого спектра различных видов команд и определение взаимодействия между ними является предметом большинства таких изобретений. Различные варианты способов предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством реализованы, в частности, и в серийно выпускаемых автомобильных охранных системах. Сведения об автомобильных охранных системах, выпускаемых предприятием-заявителем, приведены в каталоге предприятия-заявителя ("АЛЬТОНИКА", Автомобильные охранные системы, Каталог 2002).
Необходимо отметить также, что в реально существующих охранных комплексах всегда нарушается принцип отключения охраны только в течение краткого промежутка времени. На деле, такой краткий промежуток пользователь всегда может превратить в сколь угодно большой. Это связано с тем, что наличие охранного комплекса не должно препятствовать техническому обслуживанию транспортного средства в автосервисе. Поэтому переключение охранного комплекса в режим, необходимый для ремонта или технического обслуживания транспортного средства, происходит в любом охранном комплексе по стандартной команде. Такая команда необходима, но ее наличие создает предпосылки угона транспортного средства. Это является общим недостатком указанных выше известных технических решений.
Другой предпосылкой угона является наличие относительно большой зоны связи (транспондеры могут быть удалены до 2,5 м от стационарной части охранного комплекса). Однако большая зона связи удобна тем, что позволяет пользователю не вынимать для опознавания транспондер из кармана.
Рассмотрим, по какой методике может быть проведен угон транспортного средства с установленным известным противоугонным комплексом. Методика угона рассчитана на выбор такого момента времени, когда пользователь временно покидает транспортное средство, направляясь от него в какое-либо общедоступное заведение (предприятие питания, магазин и тому подобное). Удаленность пользователя от транспортного средства составляет при этом около 100 м. Пустое транспортное средство оказывается на охране, временное снятие которой возможно только при внесении собственного транспондера в зону связи.
Злоумышленники, естественно, не имеют возможности заполучить, транспондер, но один из них может находиться вблизи транспортного средства, а другой - установить слежку за пользователем. Для определенности назовем злоумышленника, находящегося вблизи транспортного средства "угонщиком", а установившего слежку за пользователем - "сообщником". Угонщик и сообщник должны иметь при себе специально для этого предназначенные носимые приемопередатчики. Угонщик помещает свой приемопередатчик в зону связи стационарной части охранного комплекса. Приемопередатчик угонщика воспринимает сигнал запроса стационарной части и в виде высокочастотных радиосигналов пересылает сигнал запроса на приемопередатчик сообщника. Приемопередатчик сообщника образует вокруг своей антенны зону связи, в которую должен попасть собственный транспондер. При этом приемопередатчик сообщника по принятому им от угонщика сообщению о запросе формирует сигнал запроса, повторяющий сигнал, который был выдан стационарной частью охранного комплекса. Собственный транспондер пользователя отвечает на полученный запрос. Ответ собственного транспондера воспринимает приемопередатчик сообщника и в виде высокочастотных радиосигналов пересылает сигнал ответа на приемопередатчик угонщика. В свою очередь, приемопередатчик угонщика по принятому им сообщению об ответе формирует сигнал ответа, повторяющий сигнал, который был выдан транспондером. В результате, на стационарную часть охранного комплекса поступает правильный ответ на запрос. При этом охранный комплекс временно снимает охрану. Угонщик сразу же проникает в транспортное средство и подает команду на перевод охранного комплекса в режим, соответствующий техническому обслуживанию транспортного средства. После этого угонщик должен запретить поступление команд на охранный комплекс по сети пейджинговой связи. Для этого достаточно механического отключения приемника пейджинговой связи от остальных частей охранного комплекса. Транспортное средство после этого оказывается под полным контролем угонщика - и угон может быть проведен успешно.
Данный общий недостаток способов предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством в полной мере проявляется и в способе, являющемся наиболее близким к предмету настоящего изобретения. Данный способ реализован в системе охраны от несанкционированного доступа для транспортных средств по патенту RU 2123441, В 60 R 25/00, 20.12.1998. Это способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством, согласно которому каждого из пользователей транспортным средством снабжают собственным транспондером, для которого устанавливают индивидуальный двоичный код признака пользователя, в стационарной части системы охраны при каждом формировании сигнала запроса выбирают псевдослучайный код запроса, определяют и запоминают соответствующий ему ожидаемый код ответа, дополняют код запроса рассчитанной контрольной суммой и передают в эфир в виде радиосигналов с низкочастотной несущей, при нахождении одного из собственных транспондеров внутри зоны связи, определяемой конфигурацией антенны стационарной части системы охраны, принимают на транспондер сигнал запроса, по коду запроса рассчитывают контрольную сумму и при ее совпадении с контрольной суммой, принятой в составе сигнала запроса, включают в сигнал ответа код признака пользователя и код ответа, соответствующий принятому в транспондере коду запроса, и передают сигнал ответа в эфир в виде радиосигналов с низкочастотной несущей, в стационарной части системы охраны принимают сигнал ответа, выделяют из него код ответа и сравнивают принятый код ответа с запомненным ожидаемым кодом ответа, при их совпадении начинают отсчет максимально допустимого промежутка времени сервисных установок, временно снимают с охраны стационарную часть системы, по принятому в составе сигнала ответа коду признака пользователя выбирают фиксированный для данного кода признака пользователя набор кодов сервисных установок, воздействуют на управляющие шины стационарной части системы охраны для изменения сигналов на сигнальных шинах до совпадения их кодов с кодами сервисных установок, при совпадении этих кодов или по окончании максимально допустимого промежутка времени сервисных установок прекращают воздействовать на управляющие шины, при прекращении воздействия на управляющие шины по окончании максимально допустимого промежутка времени сервисных установок формируют звуковые и/или световые сигналы предупреждения пользователя, при этом фиксированный для данного кода признака пользователя набор кодов сервисных установок выполняют с возможностью оперативной коррекции со стороны пользователя в режиме временного снятия с охраны стационарной части системы охраны.
Недостатком этого способа (так же как и указанных выше технических решений) является возможность угона транспортного средства при использовании двух приемопередатчиков, позволяющих передать на значительное расстояние (достаточно - хотя бы до 100 м) сигнал запроса (для транспондера) и сигнал ответа (для стационарной части).
Задачей изобретения является модификация способа, полностью исключающая указанную выше возможность угона и, кроме того, повышающая удобства пользования транспортным средством для пользователя, снабженного собственным транспондером.
Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством, согласно которому каждого из пользователей транспортным средством снабжают собственным транспондером, для которого устанавливают индивидуальный двоичный код признака пользователя, в стационарной части системы охраны при каждом формировании сигнала запроса выбирают псевдослучайный код запроса, определяют и запоминают соответствующий ему ожидаемый код ответа, дополняют код запроса рассчитанной контрольной суммой и передают в эфир в виде радиосигналов с низкочастотной несущей, при нахождении одного из собственных транспондеров внутри зоны связи, определяемой конфигурацией антенны стационарной части системы охраны, принимают на транспондер сигнал запроса, по коду запроса рассчитывают контрольную сумму и при ее совпадении с контрольной суммой, принятой в составе сигнала запроса, включают в сигнал ответа код признака пользователя и код ответа, соответствующий принятому в транспондере коду запроса, и передают сигнал ответа в эфир в виде радиосигналов с низкочастотной несущей, в стационарной части системы охраны принимают сигнал ответа, выделяют из него код ответа и сравнивают принятый код ответа с запомненным ожидаемым кодом ответа, при их совпадении начинают отсчет максимально допустимого промежутка времени сервисных установок, временно снимают с охраны стационарную часть системы, по принятому в составе сигнала ответа коду признака пользователя выбирают фиксированный для данного кода признака пользователя набор кодов сервисных установок, воздействуют на управляющие шины стационарной части системы охраны для изменения сигналов на сигнальных шинах до совпадения их кодов с кодами сервисных установок, при совпадении этих кодов или по окончании максимально допустимого промежутка времени сервисных установок прекращают воздействовать на управляющие шины, при прекращении воздействия на управляющие шины по окончании максимально допустимого промежутка времени сервисных установок формируют звуковые и/или световые сигналы предупреждения пользователя, при этом фиксированный для данного кода признака пользователя набор кодов сервисных установок выполняют с возможностью оперативной коррекции со стороны пользователя в режиме временного снятия с охраны стационарной части системы охраны, - расчет кода ответа в транспондере начинают непосредственно по окончании приема кода запроса, до окончания приема контрольной суммы, а сразу после установления совпадении принятой в составе сигнала запроса контрольной суммы с контрольной суммой, рассчитанной в транспондере, начинают передавать сигнал ответа, при этом в стационарной части системы охраны непосредственно по окончании передачи сигнала запроса начинают отсчет промежутка времени приема, в течение которого непрерывно отслеживают наличие на антенне стационарной части системы охраны радиосигнала с несущей, соответствующей несущей сигналов запроса и ответа, а при временном пропадании указанного радиосигнала в течение промежутка времени приема запрещают дальнейший прием сигналов ответа транспондера вплоть до выдачи стационарной частью системы охраны следующего сигнала запроса.
Решению поставленной задачи способствуют частные существенные признаки изобретения.
Каждой системе охраны присваивают двоичный код признака системы охраны, который запоминают как стационарной частью системы охраны, так и каждым транспондером, при формировании сигнала запроса код признака системы охраны передают в составе сигнала запроса перед передачей кода запроса, при приеме транспондером сигнала запроса сравнивают принятый код признака системы охраны с тем же кодом, запомненным данным транспондером, а при отсутствии их полного совпадения прекращают дальнейший прием сигнала запроса в данном транспондере.
Сигнал ответа транспондера передают с фазовой модуляцией, при этом на транспондере непосредственно после установления совпадения принятой в составе сигнала запроса контрольной суммы с контрольной суммой, рассчитанной в транспондере, начинают передавать непрерывный низкочастотный радиосигнал, продолжительность которого должна превышать промежуток времени приема, устанавливаемого в стационарной части системы охраны, а в стационарной части системы охраны по окончании промежутка времени приема формируют последовательность стробов радиочастоты, количество которых на единицу превышает число разрядов в сигнале ответа, при передаче кода ответа транспондером формируют сигналы, каждый из которых заканчивается во время очередного строба радиочастоты, а начинается либо во время предыдущего строба радиочастоты, что соответствует логической единице, либо спустя достаточный промежуток после его окончания, что соответствует логическому нулю, причем в стационарной части системы охраны распознают логические нули в принимаемом сигнале ответа по отсутствию радиочастоты на антенне в промежутках между стробами радиочастоты.
На чертеже представлена упрощенная блок-схема примера одного из возможных вариантов системы охраны, в которой реализован предлагаемый способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством.
На чертеже введены следующие обозначения: 1 - логический модуль; 2 - считыватель транспондера; 3 - транспондер; 4 - блок контроля частот; 5 - блок памяти индивидуальных сервисных установок; 6 - преобразователь сигналов состояния установок. При этом специально не показаны ни устройства ввода кодов с выносной клавиатурой, ни приемник пейджинговой связи (поскольку работа этих элементов, необходимых для построения системы охраны, не имеет никакого отношения к предмету изобретения).
Все указанные блоки, кроме транспондера 3, входят в стационарную часть системы охраны, а транспондер 3 предназначен для постоянного ношения каждым из пользователей транспортного средства.
В качестве логического модуля 1 может быть использован стандартный бортовой компьютер или микропроцессор с соответствующими портами. Логический модуль 1 предназначен для приема сигналов от сигнальных шин транспортного средства. При этом логический модуль 1 обнаруживает несанкционированное проникновение в транспортное средство и, воздействуя на управляющие шины, включает режим предупреждения (световая и звуковая сигнализация, а также радиосигнал предупреждения пользователя или охранника) и иммобилайзер транспортного средства. Кроме того, логический модуль 1 реализует метод выдачи сигналов запроса транспондеров, воздействуя при этом на считыватель 2 транспондера.
Считыватель 2 транспондера включает в свой состав передатчик и приемник для обмена кодами (запрос - ответ) с транспондером 3. При этом обмене кодами используется формирование, передача и прием радиосигналов с низкочастотной несущей. Для определенности в тексте всегда будет упоминаться используемая для обмена кодами несущая 130 кГц. Антенна считывателя 2 транспондера образует зону связи (для определенности считается, что зона связи представляет собой круг с радиусом 2,5 м, центром которого является антенна считывателя 2 транспондера).
В состав изображенного на чертеже транспондера 3 входят следующие элементы: 3.1 - демодулятор; 3.2 - регистр приема; 3.3 - первая схема сравнения; 3.4 - формирователь; 3.5 - вторая схема сравнения; 3.6 - выходной регистр; 3.7 - модулятор. Транспондер 3 должен быть помещен в зону связи для обмена кодами (запрос - ответ) со считывателем 2 транспондера.
Блок 4 контроля частоты выполнен с возможностью контроля наличия в антенне считывателя 2 транспондера сигналов с несущей 130 кГц.
Блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок предназначен для хранения кодов индивидуальных сервисных установок, выбранных каждым из пользователей. Эти индивидуальные сервисные установки проводит система охраны при временном снятии с охраны после отождествления транспондера 3. Используя шину УСТАНОВКА, пользователь может производить оперативную коррекцию сервисных установок.
Преобразователь 6 сигналов состояния установок преобразует сигналы, поступающие на него по сигнальным шинам, в коды установок, которые могут быть запомнены в блоке 5 памяти индивидуальных сервисных установок.
Разберем детально работу системы охраны транспортных средств, в которой реализован предлагаемый способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством. Упрощенная блок-схема примера реализации такой системы приведена на чертеже.
Логический модуль 1, входящий в состав стационарной части охранной системы, каким-либо установленным методом формирует на своем выходе управления считывателем сигналы управления считывателем 2 транспондера. При таком управлении в считывателе 2 транспондера формируются псевдослучайно выбранный код запроса и единственно допустимый код ответа на этот запрос, сформированный, например, с помощью алгоритма динамического кодирования KeeLoQ (фирмы MicroСhip, США). После этого считыватель 2 транспондера начинает передавать код запроса.
При каких именно условиях логический модуль 1 формирует сигналы управления считывателем 2 транспондера зависит от логики работы установленной на транспортном средстве охранной системы и от сигналов, поступающих на логический модуль 1 по сигнальным шинам. Определение этих условий для иллюстрации заявляемого способа несущественно. Пусть, для определенности, реализован простейший случай периодического формирования сигналов управления, например, пять раз в секунду. То есть, между моментами начала передачи считывателем 2 транспондера двух следующих друг за другом сигналов запроса всегда проходит по 200 мс. Допустим, что при этом продолжительность передачи всех разрядов сигнала запроса не превышает 50 мс.
При передаче считывателем 2 транспондера кода запроса формируются низкочастотные радиосигналы (например, с несущей частотой 130 кГц) последовательно передающие следующие разряды:
- разряды признака системы охраны;
- разряды запроса;
- разряды контрольной суммы.
Существует три возможности по отношению к приему низкочастотных радиосигналов сигнала запроса:
- в зоне связи со считывателем 2 транспондера (например, внутри круга с радиусом 2,5 м, центром которого является антенна считывателя 2 транспондера) может не быть ни одного транспондера 3, тогда сигнал запроса не будет принят;
- сигнал запроса принимается транспондером 3, не являющимся комплектным по отношению к считывателю 2 транспондера;
- сигнал запроса принимается комплектным транспондером 3.
Демодулятор 3.1 транспондера 3 фиксирует, что после продолжительного перерыва (по окончании последнего обмена кодами между транспондером 3 и считывателем 2 транспондера) вновь начинается прием сигналов на разрешенной для этого несущей частоте (130 кГц). При этом демодулятор 3.1 проводит необходимые начальные установки в блоках транспондера 3, после чего начинает последовательно принимать разряды сигнала запроса в специально отведенный регистр приема 3.2. При приеме разрядов запроса транспондер 3 производит анализ этого кода.
После поступления в регистр приема 3.2 разрядов признака системы охраны эти разряды контролируются первой схемой сравнения 3.3. Если они не совпадают с допустимыми (хранящимися в памяти), значит транспондер 3 принимает сигнал постороннего считывателя 2 транспондера. То есть, транспондер 3 случайно оказался в "чужой" зоне связи. В этом случае первая схема сравнения 3.3 останавливает (на время 50 - 100 мс) прием транспондером 3 сигналов считывателя 2 транспондера.
Если разряды признака системы охраны соответствуют именно тому считывателю 2 транспондера, с которым должен работать данный транспондер 3, то прием разрядов сигнала запроса продолжается. После того, как заканчивается прием разрядов запроса, формирователь 3.4 начинает подсчет контрольной суммы запроса, а также - единственно допустимого сигнала ответа. Рассчитанная формирователем 3.4 контрольная сумма передается во вторую схему сравнения 3.5, а единственно допустимый ответ (после того, как он будет вычислен) - в выходной регистр 3.6. После приема контрольной суммы вторая схема сравнения 3.5 проверяет, совпадает ли принятая в составе сигнала запроса контрольная сумма подсчитанному значению контрольной суммы. Если совпадения нет, вторая схема сравнения 3.5 запрещает дальнейший прием сигнала запроса (на время 50-100 мс). Если контрольная сумма совпадает с рассчитанной величиной, то по сигналу второй схемы сравнения 3.5 транспондер 3 сразу же переключается в режим передачи кода ответа. При этом расчет единственно допустимого кода ответа в формирователе 3.4 может быть еще не закончен.
К передаваемым в составе кода ответа разрядам относятся:
- разряды признака пользователя;
- разряды единственно допустимого сигнала ответа.
Окончание расчета единственно допустимого кода ответа (в формирователе 3.4 транспондера 3) необходимо провести не позднее окончания передачи транспондером 3 последнего из разрядов признака пользователя.
Одним из возможных методов передачи кода ответа является фазовый метод передачи в следующем виде:
- по окончании передачи последнего разряда контрольной суммы запроса формирование сигналов с несущей частотой 130 кГц в считывателе 2 транспондера прекращается;
- если транспондер 3 переключился в режим передачи кода ответа, то по сигналу модулятора 3.7 в антенну транспондера 3 и далее в эфир зоны связи поступает радиосигнал с частотой 130 кГц (он начинается еще до окончания передачи последнего разряда контрольной суммы запроса);
- находящийся в стационарной части системы охраны блок 4 контроля частоты фиксирует, что спустя установленный промежуток времени после окончания передачи последнего разряда контрольной суммы запроса на антенне считывателя 2 транспондера присутствует радиочастота 130 кГц (от транспондера 3) и подает на считыватель 2 транспондера сигнал о наличии транспондера 3 в зоне связи;
- по сигналу блока 4 контроля частоты считыватель 2 транспондера переключается в режим последовательного формирования стробов радиочастоты 130 кГц (количество стробов на единицу больше числа разрядов в формируемом транспондером 3 коде ответа);
- по каждому стробу радиочастоты модулятор 3.7 транспондера 3 последовательно формирует разряды кода ответа в виде радиосигнала с частотой 130 кГц, заканчивающегося во время следующего строба радиочастоты считывателя 2 транспондера (при этом логической единице соответствует начало передачи разряда кода ответа до окончания строба, а логическому нулю - начало передачи спустя определенную паузу после окончания соответствующего строба);
- при приеме разрядов кода ответа в стационарной части системы охраны учитывается срабатывание блока 4 контроля частоты между стробами радиочастоты (фиксируется перерыв в присутствии на антенне считывателя 2 транспондера частоты 130 кГц); если блок 4 контроля частоты сработал, значит принят логический ноль, если не сработал - логическая единица;
- по окончании передачи последнего из разрядов кода ответа транспондер 3 переключается в режим ожидания поступления на его антенну очередного запроса.
При этом продолжительность передачи всех разрядов кода ответа не должна превышать 50 мс.
Разряды признака пользователя определяют для стационарной части системы охраны код пользователя транспортным средством. Эти разряды для любого транспондера 3 строго постоянны. Разряды единственно допустимого сигнала ответа должны совпасть с разрядами, занесенными в считыватель 2 транспондера по сигналам из логического модуля 1. При наличии такого совпадения после полного приема кода ответа в блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок поступает принятый считывателем 2 транспондера признак пользователя. В соответствии с этим признаком, блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок передает на логический модуль 1 сигналы о том, какие сервисные установки выбраны пользователем, собственный транспондер 3 которого имеет признак, поступивший из считывателя 2 транспондера на блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок. Логический модуль 1 при этом временно снимает транспортное средство с охраны.
Сигналы из блока 5 памяти индивидуальных сервисных установок вызывают у логического модуля 1 формирование определенных сигналов на управляющих шинах (для воздействий на органы транспортного средства, вызывающих, например, изменение положения рулевой колонки и зеркала заднего вида). Логика этого воздействия не относится к предмету данного изобретения. По сигналам на управляющих шинах меняются сигналы на сигнальных шинах, в частности, подключенных к преобразователю 6 сигналов состояния установок. Преобразователь 6 сигналов состояния установок кодирует поступающие на него сигналы и передает сформированные коды на блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок. Как только коды с выхода преобразователя 6 сигналов состояния установок будут полностью совпадать с кодами, запомненными в блоке 5 памяти индивидуальных сервисных установок, блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок отключит сигналы, подаваемые на логический модуль 1. На этом индивидуальные сервисные установки при временном снятии транспортного средства с охраны заканчиваются. Считается, что сделаны установки, заранее выбранные данным пользователем.
Однако такие выбранные пользователем установки не всегда могут быть достигнуты (например, существует какое-либо механическое препятствие для поворота зеркала). В логический модуль 1 должен быть заложен предельно допустимый интервал времени на проведение сервисных установок. Если по истечении этого интервала не все выходные сигналы блока 5 памяти индивидуальных сервисных установок отключены (то есть, не все сервисные установки полностью проведены), то логический модуль 1 прекращает режим сервисной установки и, используя для этого управляющие шины, подает звуковые и/или световые сигналы, специальным образом информирующие пользователя о том, какие из сервисных установок не удалось произвести.
После проведения временного снятия с охраны пользователь может изменить индивидуальные сервисные установки (которые хранятся в блоке 5 индивидуальных сервисных установок). Для этого он может вручную установить органы транспортного средства в выбранные им положения. Код этих положений будет сформирован на выходе преобразователя 6 сигналов состояния установок. Затем пользователь может подать специальный сигнал УСТАНОВКА (вид и форма подачи этого сигнала в рамках настоящей заявки на изобретение не рассматриваются, в простейшем случае - подача воздействия на специальную шину УСТАНОВКА). По сигналу УСТАНОВКА в блок 5 памяти индивидуальных сервисных установок заносятся коды, сформированные в преобразователе 6 сигналов состояния установок. Теперь, если этот же пользователь в следующий раз будет временно снимать охрану, то органы транспортного средства будут устанавливаться именно в те положения, в каких они были при последней подаче данным пользователем сигнала УСТАНОВКА.
Рассмотрим теперь работу системы в том случае, когда транспортное средство стоит на охране, а угонщик со своим сообщником, вооруженные соответствующей аппаратурой, стремятся совершить угон. Угонщик располагает свой приемопередатчик рядом с угоняемым транспортным средством. На приемопередатчик угонщика поступает сигнал запроса от считывателя 2 транспондера. Этот запрос угонщик должен передать своему сообщнику, который находится где-то рядом с пользователем. Приемопередатчик угонщика не может проводить демодуляцию сигнала запроса с последующей модуляцией и передачей на приемопередатчик сообщника. Операции модуляции и демодуляции осуществляются довольно медленно (тем более, что их придется повторять неоднократно). Поэтому при передаче неизбежно появятся задержки, которые по окончании передачи кода запроса вызовут прерывание сигнала с несущей частотой 130 кГц на антенне считывателя 2 транспондера. На это будет реагировать блок 4 контроля частоты, прерывая свой неизменный выходной разрешающий сигнал.
Итак, приходится допускать, что приемопередатчик угонщика в аналоговом режиме модулирует свою несущую частоту передачи (допустим - 400 МГц) частотой сигнала считывателя 2 транспондера (несущая которого около 130 кГц). При этом частота 130 кГц отфильтровывается и на антенну приемопередатчика угонщика не попадает.
Приемопередатчик сообщника угонщика должен находиться в непосредственной близости от пользователя транспортным средством. Этот приемопередатчик принимает передачу угонщика и демодулирует ее, в результате чего на антенне приемопередатчика сообщника образуется сигнал, повторяющий запрос считывателя 2 транспондера. Этот запрос принимает собственный транс-пондер 3 пользователя. Поскольку сигнал полностью повторяет реальный сигнал запроса, транспондер 3 формирует правильный сигнал ответа и передает его в эфир зоны связи.
Однако при выбранном режиме передачи кода ответа от транспондера 3 на считыватель 2 транспондера ни приемопередатчик угонщика, ни приемопередатчик сообщника не удается правильно засинхронизировать. Это объясняется тем, что в любом случае, если на антенне формируется выходной сигнал с частотой 130 кГц, то абсолютно невозможно на той же антенне зафиксировать, когда начался формируемый другой антенной сигнал с той же частотой. В сигналах, поступающих на считыватель 2 транспондера, неизбежно будут возникать паузы, и все разряды ответа считыватель 2 транспондера воспримет как сплошные нули.
Таким образом, предлагаемый способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством гарантирует полную недоступность для угонщиков охраняемого транспортного средства. С другой стороны, предлагаемый способ позволяет устанавливать и оперативно корректировать сервисные установки при временном снятии с охраны для каждого из пользователей транспортным средством.
На предприятии было освоено мелкосерийное производство противоугонных систем для транспортных средств, в которых реализован предлагаемый способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством. Испытания показали высокую надежность охраны, которую обеспечивают данные системы.
Кроме того, пользователям пришелся по вкусу удобный и надежный метод запуска системы охраны. Транспондер всегда лежит в кармане пользователя, и ему не требуется совершать никаких действий для снятия и постановки транспортного средства на охрану. С другой стороны, индивидуальные сервисные установки (к тому же легко и оперативно корректируемые) обеспечивают максимальное удобство в использовании транспортного средства каждым конкретным пользователем.
Изобретение относится к защите транспортных средств (ТС). Пользователей снабжают транспондерами с индивидуальными кодами. На ТС при формировании запроса псевдослучайным кодом определяют и запоминают ожидаемый код ответа, дополняют код запроса рассчитанной контрольной суммой и передают в эфир. При нахождении транспондера в зоне связи по коду запроса рассчитывают контрольную сумму, при ее совпадении с принятой включают в сигнал ответа код признака пользователя и код ответа, соответствующий коду запроса, и передают ответ в эфир. На ТС принимают сигнал, выделяют код ответа и сравнивают с ожидаемым. При совпадении производят сервисные установки. Отличие состоит в том, что расчет кода ответа в транспондере начинают непосредственно по окончании приема кода запроса, а ответ начинают передавать сразу после установления совпадения принятой контрольной суммы с рассчитанной. На ТС непосредственно по окончании передачи запроса начинают отсчет промежутка времени приема, в течение которого непрерывно отслеживают наличие радиосигнала с несущей сигналов запроса и ответа. При пропадании радиосигнала в течение промежутка времени приема запрещают дальнейший прием ответа вплоть до следующего сигнала запроса. Изобретение повышает эффективность защиты ТС. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1997 |
|
RU2123441C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОХРАННАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2160675C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАННОЙ СИСТЕМОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2155683C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2098297C1 |
Авторы
Даты
2003-02-20—Публикация
2002-06-13—Подача