СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ Российский патент 2003 года по МПК B60R25/00 

Описание патента на изобретение RU2198803C1

Изобретение относится к области защиты транспортных средств (ТС) от угона, кражи, захвата и других видов несанкционированного воздействия и предназначено для противодействия попыткам нейтрализации охранных и противоугонных систем (комплексов) ТС.

Известны способы предотвращения несанкционированного пользования ТС, согласно которым каждого пользователя данным ТС (владельца и уполномоченных им лиц) снабжают одной или несколькими комплектными метками (транспондерами), а на ТС стационарно устанавливают блок считывания информации, который обеспечивает возможность опознавания комплектной метки, принадлежащей пользователю. При этом в блок считывания информации и в каждую из комплектных меток вводят индивидуальную для данного охранного комплекса программу формирования ответа на любой из заранее заданных кодов запроса. Охранный комплекс практически всегда находится в состоянии охраны, при котором запрещен допуск любого постороннего лица в ТС. Состояние охраны снимается лишь на короткие промежутки времени (не более нескольких минут), после того, как охранный комплекс опознает одну из комплектных меток. При опознавании этой метки блок считывания информации выдает псевдослучайный запрос, который принимает комплектная метка, и формирует ответ на него. Запрос и ответ передаются в виде низкочастотных радиосигналов, например, в диапазоне 130 кГц, которые возможно идентифицировать только в пределах ограниченной зоны связи (обычно до 2-2,5 м). В блоке считывания информации охранного комплекса полученный от метки ответ сравнивается с соответствующим данному запросу кодовым сообщением. При их полном совпадении охрана кратковременно снимается. Такие способы предотвращения несанкционированного использования ТС и устройства для их реализации описаны в большом числе патентов (например, DE 4318596, В 60 R 25/00, 08.12.1994; RU 2155683, В 60 R 25/00, 10.09.2000; RU 2160675, В 60 R 25/00, 20.12.2000). При этом, как правило, пользователи ТС имеют возможность подачи команд на охранный комплекс с помощью выносной клавиатуры, а также через пейджинговую сеть связи.

Различные варианты способов предотвращения несанкционированного пользования ТС реализованы в серийно выпускаемых автомобильных охранных комплексах. Сведения об автомобильных охранных комплексах, выпускаемых предприятием-заявителем, приведены в ежегодно обновляемом каталоге предприятия-заявителя (Автомобильные охранные системы, "АЛЬТОНИКА", Каталог 2002).

Необходимо отметить, что все реально существующие охранные комплексы потенциально уязвимы вследствие того, что их необходимо отключать на время технического обслуживания ТС в автосервисе. Переключение охранного комплекса в режим, необходимый для ремонта или технического обслуживания ТС, в любом охранном комплексе происходит по стандартной команде. Именно ее наличие создает предпосылки угона ТС. Другой предпосылкой угона является наличие постоянно действующего поля излучения, создаваемого установленным на ТС блоком считывания информации. Относительно большая зона связи (метки могут находиться на расстояниях до 2-2,5 м от блока считывания информации) удобна тем, что позволяет пользователю в процессе идентификации его охранным комплексом не вынимать метку из кармана одежды. Однако, с другой стороны, это дает возможность злоумышленнику перехватить сигнал запроса, излучаемый блоком считывания информации охранного комплекса, находясь вне ТС.

Рассмотрим, по какой методике может быть проведен угон ТС с установленным на нем охранным комплексом. Методика угона рассчитана на выбор такого момента времени, когда пользователь временно покидает ТС, направляясь, например, в магазин. ТС оказывается на охране, временное снятие которой возможно только при внесении комплектной метки в зону действия блока считывания информации, входящего в состав охранного комплекса.

Один из злоумышленников может находиться вблизи ТС, а другой - установить слежку за пользователем. Для определенности, назовем злоумышленника, находящегося вблизи ТС, "угонщиком", а установившего слежку за пользователем - "сообщником". Угонщик и сообщник могут иметь при себе по приемопередатчику. Комплект из двух указанных приемопередатчиков будем в дальнейшем для краткости называть радиоудлинителем. Угонщик помещает свой приемопередатчик в зону связи блока считывания информации. Приемопередатчик угонщика воспринимает сигнал запроса этого блока, переносит его на высокочастотную несущую и пересылает на приемопередатчик сообщника. Приемопередатчик сообщника образует вокруг своей антенны зону индуктивной связи, в которую должна попасть комплектная метка пользователя ТС. Комплектная метка пользователя отвечает на полученный запрос. Ответ комплектной метки воспринимает приемопередатчик сообщника, переносит его на высокочастотную несущую и пересылает на приемопередатчик угонщика. В свою очередь, приемопередатчик угонщика по принятому им сообщению посылает на блок считывания информации сигнал ответа, повторяющий сигнал, который был выдан комплектной меткой. В результате, на блок считывания информации поступает ожидаемый ответ на запрос, по которому происходит временное снятие ТС с охраны. Угонщик сразу же проникает в ТС и подает команду на перевод охранного комплекса в режим, соответствующий техническому обслуживанию ТС. После этого угонщик должен отключить подачу команд по сети пейджинговой связи (иначе пользователь, обнаружив факт угона, может по сети пейджинговой связи включить блокировку двигателя ТС, отключение которой возможно только через сеть пейджинговой связи). Для борьбы с подачей команд по сети пейджинговой связи достаточно механического отключения приемника (или приемопередатчика) пейджинговой связи от остальных частей охранного комплекса. ТС после этого оказывается под полным контролем угонщика, и угон может быть успешно проведен.

Незащищенность ТС в подобных ситуациях является существенным недостатком существующих и разрабатываемых охранных комплексов. Указанный недостаток присущ и известному способу предотвращения несанкционированного пользования ТС по патенту RU 2172263, В 60 R 25/00, 20.08.2001, который является ближайшим к заявляемому.

Согласно этому способу предотвращения несанкционированного пользования ТС, осуществляют дистанционное управление охранной и противоугонной частями системы защиты ТС с использованием находящихся в одежде или на теле пользователей комплектных меток, стационарно установленного на ТС блока считывания информации и Мастер-метки, причем предварительно записывают в постоянное запоминающее устройство Мастер-метки информацию о конфигурации и установках системы защиты ТС, кодах комплектных меток для управления блокированием и разблокированием двигателя ТС, задания сервисных функций, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего дистанционное оповещение о несанкционированном воздействии на ТС, приоритетности команд, передаваемых различными комплектными метками и через приемопередатчик канала пейджинговой связи, помещают Мастер-метку в зону действия блока считывания информации и переписывают из нее информацию в блоки управления соответственно охранной и противоугонной частями системы защиты ТС, а для внесения изменений в режимы работы системы защиты ТС изменяют содержание Мастер-метки и считывают с помощью блока считывания информации из Мастер-метки уточненную информацию.

Задачей изобретения является снижение вероятности угона ТС в описанных выше ситуациях, когда угонщик действует совместно с сообщником и в их распоряжении имеется радиоудлинитель.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в известном способе предотвращения несанкционированного пользования ТС, согласно которому осуществляют дистанционное управление охранной и противоугонной частями системы защиты ТС с использованием находящихся в одежде или на теле пользователей комплектных меток, стационарно установленного на ТС блока считывания информации и Мастер-метки, причем предварительно записывают в постоянное запоминающее устройство Мастер-метки информацию о конфигурации и установках системы защиты ТС, кодах комплектных меток для управления блокированием и разблокированием двигателя ТС, задания сервисных функций, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего дистанционное оповещение о несанкционированном воздействии на ТС, приоритетности команд, передаваемых различными комплектными метками и через приемопередатчик канала пейджинговой связи, помещают Мастер-метку в зону действия блока считывания информации и переписывают из нее информацию в блоки управления соответственно охранной и противоугонной частями системы защиты ТС, а для внесении изменений в режимы работы системы защиты ТС изменяют содержание Мастер-метки и считывают с помощью блока считывания информации из Мастер-метки уточненную информацию, - часть комплектных меток выполняют, как блокирующие с высшим приоритетом в части подачи команд блокирования двигателя и оповещения о несанкционированном воздействии на ТС, при этом при нахождении блокирующей метки в зоне взаимодействия блока считывания информации с комплектными метками помещают блокирующую метку в экранирующую оболочку, препятствующую попаданию сигналов запроса с блока считывания информации, а при нахождении блокирующей метки вне зоны взаимодействия блока считывания информации с комплектными метками, освобождают ее от экранирующей оболочки и размещают в непосредственной близости от комплектной метки, например, в одежде или на теле пользователя.

На чертеже представлена упрощенная структурная схема одного из возможных вариантов построения системы защиты ТС, в которой реализован предлагаемый способ предотвращения несанкционированного пользования ТС.

На чертеже введены следующие обозначения: 1 - комплектная метка; 2 - блок считывания информации; 3 - Мастер-метка; 4 - блок управления охранной частью системы защиты ТС; 5 - блок управления противоугонной частью системы защиты ТС; 6 - охранная часть системы защиты ТС; 7 - противоугонная часть системы защиты ТС; 8 - приемопередатчик канала пейджинговой связи; 9 - блокирующая метка; 10 - экранирующая оболочка блокирующей метки.

Комплектная 1 и блокирующая 9 метки, а также экранирующая оболочка 10 блокирующей метки, входят в состав носимого блока дистанционного управления системой защиты ТС и предназначены для постоянного ношения в одежде или на теле владельцем ТС и уполномоченными им лицами (пользователями ТС).

Блок 2 считывания информации устанавливается стационарно на борту ТС и включает в себя передатчик и приемник для обмена кодами (запрос-ответ) с носимым блоком дистанционного управления системой защиты ТС. При этом используются операции формирования, передачи и приема радиосигналов с низкочастотной несущей. Для определенности, в тексте упоминается несущая с частотой 130 кГц. Антенна блока 2 считывания информации образует зону индуктивной связи (для определенности считается, что зона связи представляет собой круг с радиусом 2-2,5 м, центром которого является фазовый центр антенны блока 2 считывания информации).

Комплектная метка 1 должна быть помещена в зону связи для обмена кодами (запрос-ответ) с блоком 2 считывания информации. Наибольшее удобство использования достигается в том случае, когда комплектная метка 1 выполнена в виде пластиковой карточки, размещаемой в кармане пользователя.

Принцип действия системы защиты ТС определяется способом программирования и основан на дистанционном опознавании кодов носимого блока дистанционного управления системой защиты ТС. С помощью одной или нескольких комплектных меток 1 может осуществляться управление как охранными, так и противоугонными функциями системы защиты ТС. Каждая из комплектных меток 1 имеет уникальный код. Система защиты ТС с помощью блока 2 считывания информации дистанционно определяет наличие или отсутствие в зоне ее действия комплектной метки 1 и реагирует адекватным образом.

Так, при распознавании комплектной метки 1, как принадлежащей пользователю ТС, система защиты позволяет беспрепятственно пользоваться ТС. Дальность опознавания комплектной метки 1, составляющая 2-2,5 м, позволяет пользователю управлять системой защиты ТС, не вынимая метку из кармана.

В память блока 2 считывания информации системы защиты ТС могут быть записаны коды нескольких различных меток 1. Возможно и удаление кодов утерянных комплектных меток 1. Запись новых меток и удаление кодов утерянных меток проводится посредством Мастер-метки 3.

Система защиты позволяет запрограммировать различные сервисные функции для конкретных комплектных меток 1. Например, после опознавания определенной комплектной метки 1 система защиты будет устанавливать кресло водителя, рулевую колонку и зеркало в положения, удобные для конкретного пользователя, как только он снимет ТС с охраны.

В режиме технического обслуживания ТС возникает необходимость отключения сигнальных и противоугонных функций. Включить такой режим можно при помощи комплектной метки 1 или вводом секретного кода в блоки управления 4 и 5 охранной и противоугонной частей системы защиты ТС соответственно.

В системе защиты ТС с помощью приемопередатчика 8 канала пейджинговой связи осуществляется дистанционное оповещение пользователя ТС о несанкционированном воздействии на его ТС. Дистанционное управление охранной частью системы защиты по пейджинговому каналу связи, при котором команды оператора пейджингового центра поступают на систему охраны ТС через приемопередатчик 8 канала пейджинговой связи, программируется Мастер-меткой 3, как правило, с приоритетом по отношению к управлению с помощью комплектных меток 1.

Вся информация об установках системы защиты хранится в многостраничном постоянном запоминающем устройстве Мастер-метки 3. Для внесения изменений в режимы работы системы защиты необходимо с помощью специальной компьютерной программы изменить содержание Мастер-метки 3, а затем переписать информацию Мастер-метки 3 с помощью блока 2 считывания информации в блок 4 управления охранной частью и/или в блок 5 управления противоугонной частью системы защиты ТС.

Рассмотрим теперь работу системы защиты ТС, в которой реализован предлагаемый способ, для того случая, когда ТС стоит на охране, а угонщик со своим сообщником, вооруженные радиоудлинителем (см. выше), стремятся совершить угон. Угонщик располагает свой приемопередатчик рядом с угоняемым ТС. На приемопередатчик угонщика поступает сигнал запроса от блока 2 считывания информации. Угонщик должен передать этот запрос своему сообщнику, который находится где-то рядом с пользователем. Допустим, что приемопередатчик угонщика в аналоговом режиме модулирует свою несущую частоту передачи (к примеру, 400 МГц) частотой опросного сигнала, излучаемого блоком 2 считывания информации (130 кГц). Приемопередатчик сообщника должен находиться в непосредственной близости от пользователя ТС. Этот приемопередатчик принимает сигнал от угонщика и демодулирует его, в результате чего на антенне приемопередатчика сообщника образуется сигнал, повторяющий запрос блока 2 считывания информации. Этот запрос принимается комплектной меткой 1 пользователя. Поскольку ретранслированный сигнал запроса полностью повторяет реальный сигнал запроса, комплектная метка 1 формирует правильный ответ, содержащий код разблокирования, который ретранслируется радиоудлинителем на блок 2 считывания информации и через него поступает в блоки 4 и 5 управления соответственно охранной и противоугонной частями системы защиты ТС. При этом охранная часть 6 системы защиты ТС и противоугонная часть 7 системы защиты ТС переводятся в состояния, аналогичные воздействию на систему защиты комплектной метки 1 пользователя ТС.

После этого угонщик может воспользоваться ТС и совершить угон. Однако этого не произойдет, если в кармане пользователя, кроме комплектной метки 1, будет находиться специальная блокирующая метка 9 с более мощным, чем у комплектной метки 1 выходным сигналом. Блокирующая метка 9 примет ретранслированный радиоудлинителем запрос блока 2 считывания информации и ответит на него кодами блокирования двигателя и передачи через приемопередатчик 8 канала пейджинговой связи тревожного оповещения о факте несанкционированного воздействия на охраняемое ТС. Указанные коды будут ретранслированы радиоудлинителем на борт ТС и поскольку согласно изобретению они обладают приоритетом по отношению к кодам других комплектных меток 1, то не позволят отключить систему защиты ТС. Теперь отключение системы защиты ТС и блокировки его двигателя возможно только по команде оператора сети пейджинговой связи (после того, как с ним свяжется пользователь ТС).

При нахождении пользователя в непосредственной близости от блока 2 считывания информации блокирующая метка 9 согласно изобретению помещается в экранирующую оболочку 10. В этом случае действие блокирующей метки 9 не проявляется, и система защиты ТС адекватным образом реагирует на команды разблокирования двигателя и сервисные установки, поступающие от комплектной метки 1, находящейся у пользователя.

Таким образом, благодаря описанному выше способу противодействия, групповые действия угонщика и его сообщника с применением специфического технического средства - радиоудлинителя - могут быть нейтрализованы. Это позволяет решить поставленную задачу - повысить устойчивость существующих и разрабатываемых охранных комплексов к воздействию злоумышленников в описанных выше ситуациях, чем существенно повышается эффективность применения охранных комплексов.

Похожие патенты RU2198803C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2002
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2204497C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
RU2220061C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 2001
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2185297C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ, УЗЛАМИ И АГРЕГАТАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
RU2235028C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2002
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Грибок В.П.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2198802C1
РАДИООХРАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2194635C1
СИСТЕМА ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2250844C1
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2002
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2198801C1
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГОНУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
  • Яцык М.В.
RU2264935C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2001
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Терещенко В.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2179122C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Изобретение относится к защите транспортных средств (ТС) от угона, кражи, захвата и других видов несанкционированного воздействия. Согласно способу осуществляют дистанционное управление охранной и противоугонной частями системы защиты ТС с использованием находящихся в одежде или на теле пользователя комплектных меток и стационарно установленного на ТС блока считывания информации. С помощью Мастер-метки предварительно программируют режимы работы системы защиты. Одну из комплектных меток выполняют блокирующей с высшим приоритетом в отношении подачи команд блокирования двигателя и оповещения пользователя о несанкционированном воздействии на его ТС. При нахождении блокирующей метки в зоне взаимодействия блока считывания информации с комплектными метками помещают ее в экранирующую оболочку, препятствующую попаданию сигналов запроса с блока считывания информации, а при нахождении блокирующей метки вне зоны взаимодействия освобождают ее от экранирующей оболочки и размещают в непосредственной близости от комплектной метки, например в одежде или на теле пользователя. Изобретение позволяет противодействовать злонамеренному воздействию на систему защиты ТС и тем самым обеспечивает повышение ее эффективности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 198 803 C1

Способ предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством, согласно которому осуществляют дистанционное управление охранной и противоугонной частями системы защиты транспортного средства с использованием находящихся в одежде или на теле пользователей комплектных меток, стационарно установленного на транспортном средстве блока считывания информации и Мастер-метки, причем предварительно записывают в постоянное запоминающее устройство Мастер-метки информацию о конфигурации и установках системы защиты транспортного средства, кодах комплектных меток для управления блокированием и разблокированием двигателя транспортного средства, задания сервисных функций, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего дистанционное оповещение пользователя о несанкционированном воздействии на транспортное средство, приоритетности команд, передаваемых различными комплектными метками и через приемопередатчик канала пейджинговой связи, помещают Мастер-метку в зону действия блока считывания информации и переписывают из нее информацию в блоки управления, соответственно, охранной и противоугонной частями системы защиты транспортного средства, а для внесении изменений в режимы работы системы защиты транспортного средства изменяют содержание Мастер-метки и считывают с помощью блока считывания информации из Мастер-метки уточненную информацию, отличающийся тем, что часть комплектных меток выполняют блокирующими с высшим приоритетом в отношении подачи команд блокирования двигателя и оповещения пользователя о несанкционированном воздействии на транспортное средство, при этом при нахождении блокирующей метки в зоне взаимодействия блока считывания информации с комплектными метками помещают блокирующую метку в экранирующую оболочку, препятствующую попаданию сигналов запроса с блока считывания информации, а при нахождении блокирующей метки вне зоны взаимодействия блока считывания информации с комплектными метками освобождают ее от экранирующей оболочки и размещают в непосредственной близости от комплектной метки, например в одежде или на теле пользователя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2198803C1

СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОХРАННОЙ И ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2172263C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОХРАННАЯ СИСТЕМА 2000
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2160675C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАННОЙ СИСТЕМОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2155683C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Иоилев Герман Федорович
  • Зайцев Виталий Иванович
  • Киселев Владимир Константинович
  • Поздеев Анатолий Николаевич
  • Сайчев Валентин Павлович
  • Смородинов Сергей Борисович
  • Третьяков Василий Егорович
RU2098297C1

RU 2 198 803 C1

Авторы

Бондарик А.Н.

Герасимчук А.Н.

Харченко Г.А.

Шептовецкий А.Ю.

Даты

2003-02-20Публикация

2002-06-13Подача