Изобретение относится к области психофизиологических исследований и может быть применено при плановых профосмотрах операторов различных транспортных средств.
Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ определения профессиональной пригодности оператора технических средств производства, заключающийся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления технического средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора tреакц с эталонным tпред.доп, а затем определяют пригодность оператора к деятельности по формуле Т=tреакц/tпред.доп≤1 (пат. РФ 2131701, кл. МПК А 61 В 5/16, опубл. 20.06.99, Бюл. 17).
Недостатком предложенного способа является возможность отбраковки опытных операторов из-за допущения ошибок при выполнении операций низкого уровня сложности.
Технической задачей предложенного способа является повышение достоверности исследований.
Задача достигается тем, что в способе контроля профессиональной пригодности оператора, заключающемся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными, контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или не своевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности, и при правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на преложенную ситуацию.
Предложенный способ осуществляется следующим образом.
Перед началом тестирования оператор проходит медицинский осмотр и при положительных результатах допускается к выполнению заданий первого уровня сложности. Оператора размещают на рабочем месте и при помощи системы отображения информации имитируют обстановку в кабине, где осуществляется деятельность оператора, и в закабинном пространстве. В качестве системы отображения информации могут использоваться приборные панели и система экранов, окружающих оператора и создающих видимость изменения обстановки в закабинном пространстве.
В процессе выполнения задания оператор выполняет манипуляции органами управления транспортным средством (под органами управления понимаются ручки управления транспортным средством, педали, тумблеры, кнопки), а установленные на них датчики (в качестве датчиков могут использоваться микропереключатели кнопки, реостаты, фотодиоды и излучающие диоды) регистрируют их положение и траектории движения. Полученные показания датчиков, установленных на органах управления транспортным средством, в реальном масштабе времени сравнивают с эталонными значениями положений и перемещений органов управления транспортным средством. По результатам сравнений определяют правильность и своевременность действий оператора.
Если при выполнении заданий первого уровня сложности оператор допустит ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию превысит допустимое время реакции в количестве 2 (то есть номер уровня плюс один), то ему предлагают выполнить задания второго уровня сложности.
Если при выполнении заданий второго уровня сложности оператор допустит ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию превысит допустимое время реакции в количестве 3, то ему предлагают выполнить задания третьего уровня сложности и т.д. При правильном и своевременном выполнении всех заданий уровня оператору предлагают выполнить задания того уровня, на котором первоначально оператор допустил ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию отклонялось от эталонного времени реакции на данную ситуацию. После выполнения заданий всех уровней сложности оператор признается годным к трудовой деятельности.
Таким образом, за счет предложения оператору выполнения заданий более высоких уровней сложности при допущении ошибок или несвоевременной реакции на предложенные задания на более низком уровне сложности повышается интеллектуальная деятельность оператора, что позволит ему нормально реагировать на предложенные задания и устранит возможность отстранения от трудовой деятельности опытных операторов.
Изобретение относится к области психофизиологических исследований и может быть применено при плановых профосмотрах операторов различных транспортных средств. Устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными. Контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или несвоевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности. При правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на предложенную ситуацию. Способ позволяет повысить достоверность исследования.
Способ контроля профессиональной пригодности оператора, заключающийся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными, отличающийся тем, что в нем контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или несвоевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности, и при правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на предложенную ситуацию.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА | 1997 |
|
RU2131701C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРА К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖУЩИМИСЯ И СТАЦИОНАРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ | 1996 |
|
RU2134062C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ | 2000 |
|
RU2164776C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1999 |
|
RU2146494C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЛЕТЧИКА В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2111698C1 |
Авторы
Даты
2003-02-27—Публикация
2001-09-18—Подача