СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2004 года по МПК G05D1/00 

Описание патента на изобретение RU2240587C1

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов.

Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ поддержки оператора летательного аппарата в опасных ситуациях, заключающийся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ полета, а также по результатам анализа и опыта исследований авиационных катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность бортового оборудования летательного аппарата и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий полета, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу летательного аппарата из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление летательным аппаратом системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении летательного аппарата от возможных программ полета управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления (Патент РФ №2205442, МПК G 05 D 1/00, опубл. 27.05.2003. Бюл. №15).

Недостатком данного способа является то, что в нем непредусмотрены действия в случае невозможности парирования опасной ситуации и перерастания ее в катастрофическую.

Технической задачей предложенного способа является обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства, заключающемся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам и системам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства.

Предложенное изобретение реализуется следующим образом. Перед началом движения формируют базу знаний, на основании которой при помощи экспертной системы производят:

- оценку работоспособности бортового оборудования транспортного средства,

- оценку обстановки в закабинном пространстве (например, грозовая угроза, сейсмологическая опасность, приближение урагана, магнитные и электромагнитные возмущения и др.),

- оценку физико-механических характеристик окружающей среды в закабинном пространстве (например, давление, влажность, температура, скорость и направление ветра и т.д.),

- оценку обстановки в кабине транспортного средства (например, наличие задымленности, наличие возгорания, давление, влажность, температура и т.д.),

оценку работоспособности оператора транспортного средства

и прогнозируют аварийные ситуации.

Во время движения, проходящего в нормальных условиях, при помощи систем контроля (системы контроля представляют собой совокупность датчиков, реостатов, оптических датчиков, систем видеонаблюдения, или в качестве системы контроля может быть использована бортовая активная система безопасности полетов, в случае если транспортным средством является летательный аппарат) ведут наблюдение за работой оператора, за режимами работы органов управления, за режимами работы бортового радиоэлектронного оборудования, за режимами работы бортового оборудования, за обстановкой в закабинном пространстве, за параметрами среды внутри транспортного средства и в закабинном пространстве, производят сравнение заданных параметров движения транспортного средства с истинными (параметры движения транспортного средства контролируют при помощи навигационных систем, систем GPS, ГЛОНАСС и т.п.).

При возникновении опасной ситуации оценивают ее класс и степень сложности. Опасные ситуации подразделяют на три класса:

- опасная ситуация, не требующая быстрого реагирования,

- опасная ситуация, требующая незамедлительного реагирования.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как не требующая быстрого реагирования, то экспертная система выдает оператору рекомендации по выходу из опасной ситуации и разрешает ему выполнять управление транспортным средством самостоятельно. При не выполнении оператором рекомендаций экспертной системы управление транспортным средством передают автоматической системе управления.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как требующая незамедлительного реагирования, то экспертная система передает управление транспортным средством автоматической системе управления, предварительно задав ей необходимую программу действий по выводу из опасной ситуации.

Если при помощи экспертной системы определяют, что транспортное средство отклонилось от возможных программ движения, то управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления.

В том случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, при помощи экспертной системы с транспортного средства в эфир передают радиосообщение с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду), в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, например регистрационный номер или номер завода изготовителя, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства. Затем в зависимости от местоположения транспортного средства с наземного пункта управления следят за рекомендациями и командами экспертной системы и вносят в них корректировки. Например, если транспортное средство находится в или над многонаселенным пунктом, дают команду автоматической системе управления покинуть этот населенный пункт или, если транспортным средством является летательный аппарат, уйти на безопасную высоту, а оператору и пассажирам покинуть транспортное средство. После чего, зная точно географические координаты транспортного средства, на место катастрофы высылаются спасательные бригады для спасения и оказания помощи пострадавшим, а также для эвакуации груза и устранения последствий катастрофы.

Если при помощи экспертной системы выявлено, что навигационные системы неисправны или связь с ними отсутствует, то при ее помощи передают в эфир с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду) радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и определяют его местоположение любым известным способом, например при помощи радиолокации.

Таким образом, за счет передачи в эфир радиосообщения, в котором указывается бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, и внесения соответствующих местоположению транспортного средства корректировок в рекомендации и команды экспертной системы обеспечивается управление транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Похожие патенты RU2240587C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 2001
  • Сухолитко В.А.
RU2205442C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2370416C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Поплавский Борис Кириллович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
RU2339547C9
Способ интеллектуальной поддержки экипажа 2020
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Аракчеев Никита Андреевич
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Воробьев Александр Анатольевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Евграфов Сергей Сергеевич
  • Елесин Илья Алексеевич
  • Задорнова Татьяна Игоревна
  • Земляный Егор Сергеевич
  • Куликов Иван Игоревич
  • Новикова Яна Юрьевна
  • Сухомлинов Алексей Борисович
  • Тектов Матвей Викторович
  • Шевадронов Александр Сергеевич
  • Шелагурова Марина Сергеевна
RU2767406C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Вид Вильгельм Имануилович
  • Абакумов Пётр Николаевич
  • Полтавец Владимир Афанасьевич
RU2388663C1
СПОСОБ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2005
  • Сухолитко Валентин Афанасьевич
RU2308069C2
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ САМОЛЕТА ОТ ОШИБОЧНЫХ ИЛИ УМЫШЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К КАТАСТРОФЕ 2001
  • Берестов Л.М.
  • Харин Е.Г.
  • Кондратов А.А.
  • Мирошниченко Л.Я.
  • Калинин Ю.И.
RU2228885C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Сухолитко Валентин Афанасьевич
RU2279120C1
СПОСОБ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РАДИООХРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТРУЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2238590C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Сухолитко В.А.
RU2150886C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов. Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства заключается в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора транспортного средства, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства. Технический результат - обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Формула изобретения RU 2 240 587 C1

Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства, заключающийся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора транспортного средства, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, то передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора, управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, отличающийся тем, что в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства, и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240587C1

СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 2001
  • Сухолитко В.А.
RU2205442C1
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Симонов М.П.
  • Корчагин В.М.
  • Лернер И.И.
  • Петров А.Б.
RU2151714C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Сухолитко В.А.
RU2150886C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 1996
  • Берестов Л.М.
  • Харин Е.Г.
  • Якушев А.Ф.
  • Волков В.К.
  • Кожурин В.Р.
  • Сидоров Н.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Полтавец В.А.
  • Павлов М.М.
  • Борис С.Ю.
  • Вид В.И.
  • Дедеш В.Т.
  • Сапарина Т.П.
  • Головнев В.Ф.
RU2128854C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОПЕРАТОР - ОБЪЕКТ 1996
  • Лернер Илья Израильевич
  • Петров Андрей Борисович
RU2114456C1

RU 2 240 587 C1

Авторы

Сухолитко В.А.

Даты

2004-11-20Публикация

2004-01-21Подача