Изобретение относится к методикам улучшения зрения у людей с нарушенной функцией зрительного восприятия и может найти применение при коррекции отдельных форм функциональных расстройств органов зрения.
Известен аппаратный способ развития способностей по коррекции зрения, включающий воздействие на моторные центры системы зрительного восприятия путем тренировочного экранирования поля зрения обучаемого дифференциальными квазиоптическими дырчатыми очками, фиксацию и регистрацию результатов воздействия тренировочных операций на остроту зрения (Школа зоркости: Методы сохранения и восстановления зрения. Сост. И.В.Смирнов, М., КРОН-ПРЕСС, 1998, стр.147).
Недостатком известного способа является неестественное экранирующее воздействие на функциональные системы зрения, сопровождающееся неприятными ощущениями. По данному методу необходимо ежедневно носить квазиоптические очки периодически от нескольких минут до нескольких часов.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ развития способностей по коррекции функций зрительного восприятия, заключающийся в воздействии на психомоторные центры обучаемого путем тренировки мышц глазного аппарата, фиксацию его реакции на поэтапное воздействие и регистрацию результатов изменения функции зрительного восприятия обучаемого (Школа зоркости: Методы сохранения и восстановления зрения. Сост. И.В.Смирнов, М., КРОН-ПРЕСС, 1998, стр.244).
Известный способ характеризуется воздействием на различные двигательные центры системы зрения обучаемого: на мышечную сумку хрусталика каждого глаза или обоих глаз, на системы аккомодации, связанные с эллиптической формой глазного яблока, и на функции синхронизации движения глаз.
Периодическое повторение ряда тренировочных упражнений по известному способу не позволяет использовать его для коррекции вывиха хрусталика, отслоения сетчатки, косоглазия и нарушения цветовосприятия, поскольку использует лишь механическое повторение движений отдельных групп глазных мышц без связи с психомоторными функциями других систем обучаемого.
Решаемой задачей предлагаемого изобретения является применение методики комплексного воздействия на функционально связанные со зрением отделы опорно-двигательной и мышечной систем, а также центральной и периферийной нервных систем обучаемого для восстановления и коррекции нарушений зрения.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе развития способностей по коррекции функции зрительного восприятия, заключающемся в поэтапном воздействии на психомоторные центры обучаемого, фиксации его реакции на указанное воздействие и регистрации результатов изменения функции зрительного восприятия обучаемого, воздействие на психомоторные центры обучаемого осуществляет последовательными действиями, приводящими к полному расслаблению мышечной системы опорно-двигательного аппарата, глазных мышц и управляющих зрением нервных центров обучаемого, после которого задают последовательность действий по нагрузке его глазных мышц на первом этапе обучения в течение 0,5-15 мин, с помощью речевых и визуальных команд воздействуют на слуховые и двигательные центры обучаемого до достижения состояния бодрствующего расслабления всей мышечной системы обучаемого, затем в течение 0,5-40 мин по крайней мере за один сеанс при глубине зрительного восприятия обучаемого 0,1-3 м с помощью внешних речевых или визуальных команд сказывают управляющее воздействие на зрительную систему обучаемого путем фокусировки или перефокусировки взгляда по крайней мере на одном концентраторе внимания при изменении по крайней мере одного из следующих параметров: освещенности, цвета, формы, положения экранов и концентраторов внимания в поле зрения обучаемого, после этого в режиме обратной связи фиксируют реакцию обучаемого на управляющие воздействия, а затем с помощью тестовых таблиц проверяют состояние зрения обучаемого.
Поставленная задача также решается тем, что в упомянутом способе обучение осуществляют с использованием аппаратных средств и аудио и видеоаппаратуры.
Такое выполнение способа позволяет решить поставленную задачу развития способностей по коррекции функции зрительного восприятия обучаемого как в режиме пооперационного выполнения программы обучения под руководством специалиста-оператора, так и в режиме выполнения данной программы, нанесенной на механический или электронный носитель в виде аудиовизуального ряда без участия оператора.
Предварительное воздействие в течение 0,5-15 мин на двигательные и слуховые центры обучаемого до достижения состояния бодрствующего расслабления осуществляется внешними командами по предварительной программе, разработанной для решения данной задачи. Достижение состояния бодрствующего расслабления у обучаемого позволяет подготовить отделы центральной и периферийной нервных систем организма к эффективному восприятию следующих этапов обучения. Затем внешними командами формируют управляющее воздействие на отделы зрительной системы обучаемого по основной программе коррекции нарушенной функции в течение 0,5-40 мин за один или несколько сеансов с периодом 0,5-2 часа при доступной обучаемому глубине зрительного восприятия 0,1-3 м. Данное воздействие на основном этапе обучения осуществляют путем фокусировки и/или перефокусировки взгляда по крайней мере на одном концентраторе внимания, выполненном, например, в виде сферы.
Указанное воздействие осуществляют также по заданной программе основного этапа обучения с использованием только аппаратных средств или с помощью оператора в помещении, имеющем средства для фокусировки на заранее подготовленных концентраторах внимания. В ряде случаев для коррекции данной функции зрения требуется изменение фоновой освещенности и/или цвета, формы и положения экранов в поле зрения обучаемого.
Воздействие на обучаемого для достижения бодрствующего расслабления осуществляется не менее 0,5 мин по причине слабого суггестивного влияния и не более 15 мин из-за возможного торможения восприятия обучаемого в цикле предварительного этапа обучения.
Диапазон 0,5-40 мин управляющего воздействия на обучаемого на основном этапе обусловлен, во-первых, обеспечением достаточного времени воздействия на зрительную систему обучаемого и, во-вторых, ограничением избыточного воздействия, вызывающего усталостные процессы в его управляющих нервных центрах. Глубина зрительного восприятия в процессе обучения в большинстве случаев находится в пределах 0,1-3 м в зоне практического видения.
Фиксацию реакций обучаемого на управляющие воздействия осуществляют поэтапно в режиме обратной связи с оператором или по тестовым таблицам. Регистрацию сигналов о завершении обучения и результирующей коррекции нарушенной функции зрения осуществляют также либо в режиме обратной связи с оператором, либо самостоятельно по контрольным таблицам тестовых изображений остроты и качества функций зрения. В качестве базовых программных и аппаратных средств обучения могут быть использованы программы определенного аудиовизуального ряда и средства кабинетного воздействия в виде подвижных экранов, регуляторов освещенности, концентраторов и т.д.
Пример конкретного выполнения способа
Перед оператором стоит задача развития способностей обучаемого по коррекции частично нарушенной функции пониженной остроты зрения на оба глаза, связанной с проблемами стрессовых состояний. На начальном этапе предварительной программы в течение 5-6 минут оператор воздействует на обучаемого внешними командами на расслабление в сидячем положении: руки на коленях расслаблены, спина выпрямлена, голова откинута слегка назад, глаза открыты, дыхание ровное, повторением ряда успокаивающих фраз добиваются уравновешивания психического состояния обучаемого. На основном этапе обучения по основной программе оператор в течение 10-15 мин с перерывом 0,5-1 час в течение трех сеансов осуществляет воздействие на зрительные центры головного мозга путем фокусировки взгляда обучаемого на несветящемся предмете, расположенном на расстоянии около 80 см в течение 30-70 с при максимальном напряжении внимания обучаемого, после чего повторно снимают возникшее напряжение мышц тела обучаемого, как описано ранее. После этого перефокусируют взгляд обучаемого на расстояние, превышающее исходное на 10-20%. При этом глубина перефокусировки взгляда обучаемого составляет 10-20 см при естественной освещенности, спокойном цветовом фоне экранных поверхностей (стен). В качестве концентраторов внимания использовались участки лица оператора.
Указанную основную программу обучения повторяют 3-7 раз с периодичностью 0,1-1,5 часа в течение одного - трех дней. Фиксация реакции обучаемого производилась поэтапно в режиме обратной связи словесно, по тестовым таблицам определения остроты зрения и т.д. После всего цикла обучения оператор регистрировал сигналы о восприятии тестовых изображений в режиме диалога с обучаемым, а также по видимому изображению окружающих предметов, которых обучаемый ранее не мог видеть. В результате проведенных операций по обучению функция зрения обучаемого повышается на 0,05-0,12 D в зависимости от физического состояния обучаемого, возраста, состояния здоровья, сроков и длительности нарушений зрительного восприятия и т.д.
Другие примеры коррекции функции зрительного восприятия связаны, в частности, в целом или частично с дальнозоркостью, косоглазием, цветовосприятием и т.д. Основная программа восстановления указанных функций зрения корректируется оператором в соответствии с данным способом путем приближения указанных параметров способа и режимов воздействия на обучаемого по улучшению данной функции зрения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2533986C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА | 1999 |
|
RU2148275C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ПРОГРАММ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2340281C2 |
Способ лечения психосоматических проявлений дорсопатий при заболеваниях опорно-двигательного аппарата | 2024 |
|
RU2823158C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ | 1997 |
|
RU2105534C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ МИОПИЕЙ | 2006 |
|
RU2339410C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА | 2004 |
|
RU2270037C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772400C1 |
Способ относится к медицине, а именно к методикам улучшения зрения, и предназначен для развития способностей по коррекции функции зрительного восприятия. Для этого поэтапно воздействуют на обучаемого командами, оказывающими управляющее воздействие на функционально связанные со зрением отделы опорно-двигательной и мышечной систем и нервной системы. При этом сперва воздействие на обучаемого осуществляют командами, приводящими к полному расслаблению мышечной системы опорно-двигательного аппарата и глазных мышц. Затем в течение 0,5-15 мин с помощью речевых и визуальных команд воздействуют на обучаемого до достижения состояния бодрствующего расслабления. Затем по крайней мере за один сеанс в течение 0,5-40 мин оказывают управляющее воздействие на зрительную систему обучаемого путем фокусировки и перефокусировки взгляда по крайней мере на одном концентраторе внимания при изменении по крайней мере одного из следующих параметров: освещенности, цвета, формы, положения экранов и концентраторов внимания в поле зрения обучаемого. При этом фиксацию реакций обучаемого на управляющее воздействие осуществляют поэтапно в режиме обратной связи с оператором или по тестовым таблицам. Способ позволяет комплексно воздействовать на обучаемого. 1 з.п. ф-лы.
БРЭГГ П.С | |||
Формула совершенства | |||
- М.: Церера, 1994, с.334-342 | |||
RU 95104954 А1, 20.12.1996 | |||
RU 95110256 A1, 20.06.1997 | |||
Профилактика и лечение приобретенной близорукости | |||
Методические рекомендации | |||
- Ижевск, 1997, c.3-5. |
Авторы
Даты
2003-03-20—Публикация
1999-12-28—Подача