Изобретение относится к медицине, к разделу восстановительной медицины, точнее, к лечебной физкультуре и может быть использовано для реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму.
Наиболее эффективно это изобретение может быть использовано в нейрохирургических стационарах и в реабилитационных центрах для восстановления физической сферы, познавательной активности и социально-бытовой ориентировки детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Дети, перенесшие тяжелую черепно-мозговой травму, имеют парезы (параличи) центрального генеза, а также выраженные нарушения в познавательной сфере, связанные с отсутствием интереса к окружающему предметному миру, навыков адекватного взаимодействия в нем.
Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных детским церебральным параличом (Б.Бобат и К.Бобат, М.Вейсс, А.Зембатый // Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с.114-131), согласно которому используют мяч для расслабления, подавления патологических рефлексов, прежде всего для освоения больным этапов физического развития: научить сидеть и при этом сохранять равновесие, стоять на коленях, улучшить опору на руки и т.д.
Недостатком способа является то, что, когда ребенок уже передвигается самостоятельно, но у него есть проблемы - повышенный тонус, начинающие формироваться контрактуры или еще не передвигается и не проявляет реакции (из-за тяжести травмы), - нужны 2-3 методиста и способы коррекции его уже сформированной позы и ходьбы.
Известен способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича (Патент РФ №2289381 - Кожевникова В.Т.), включающий упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, отличием которого является выполнение упражнений на растяжение на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см после общего расслабления спастических мышц и сочетание их с тренировкой вестибулярного аппарата, оказывающей положительное влияние на спастический мышечный тонус.
Недостатком способа является его направленность исключительно на стабилизацию двигательных функций через становление рефлекторных актов: разгибание и поворот головы, «выход» на четвереньки, ползание на четвереньках, ходьба на коленях и др.
Известен способ лечения отдаленных последствий черепно-мозговой травмы путем применения последовательных приемов краниальной мануальной терапии, которые устраняют патобиомеханические нарушения в области черепа, нормализуют ликворопроведение и ликвородинамику мозга, способствуют улучшению кровообращения мозга. При осуществлении способа обязательна строгая последовательность выполнения лечебного комплекса приемов (Патент РФ №2305535).
Недостатком способа является его клиническая направленность, накладывающая ограничение на познавательный потенциал психической сферы ребенка.
Известен способ психофизиологической реабилитации больных с черепно-мозговой травмой в посткоматозном периоде, включающий формулирование заданий больному на выполнение психомоторных упражнений, многократное повторение больным психомоторных упражнений с учетом изменения значений величин интенсивности и скорости реализации движений, соответствующих психомоторным упражнениям, причем еще до появления возможности понимания и выполнения больным психомоторных упражнений ему начинают предъявлять стимулы и раздражители для вызова элементарных физиологических ощущений, данные стимулы - тактильные, слуховые, вкусовые, обонятельные, зрительные - чередуют, меняя интенсивность и расположение источника воздействия, и путем повторного предъявления добиваются устойчивой вначале безусловно-рефлекторной, а затем и условно-рефлекторной реакции больного, попеременно предъявляют знакомые больному стимулы и не знакомые ему, после этого производят анализ реакций больного на данный комплекс раздражителей и оценивают уровень ответов больного, соответствие его состояния одной из стадий выхода из комы (открывание глаз, фиксация взора, эмоциональные реакции, понимание речи, собственная речь, ответы на вопросы, ориентировка, эффективность познавательных процессов, эмоционально-личностная адекватность), стимулам и раздражителям придают разнополярную эмоциональную окраску, учитывая их при моделировании реальных условий жизни, проверяют путем наблюдения наличие и адекватность реакции на них со стороны больного, затем в соответствии с полученными ответами инструктируют родственников и близких больному людей по выполнению совместно с больным приведенных выше мероприятий и упражнений в условиях реальной окружающей обстановки, после чего обеспечивают совместную деятельность больного и близких, результаты которой оценивают по переходу больных на следующую стадию выхода из комы (Патент РФ №2073532).
Путем предъявления стимулов и раздражителей разной модальности происходит вызов элементарных физиологических ощущений, которые постепенно оказывают активизирующее воздействие на психику, переводя ее из неосознаваемой в сознательную деятельность. Этот способ выбран в качестве прототипа.
Недостатком способа является его направленность на взрослых пострадавших.
Задачей изобретения является создание комплекса упражнений для последовательного восстановления двигательной активности и познавательной деятельности детей на ранних этапах реабилитации у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Техническим результатом, направленным на решение этой задачи, является раннее восстановление физического и познавательного потенциала через установление у ребенка рефлекторно-двигательного стереотипа, активизацию его психической деятельности через вызывание ориентировочных реакций, восстановление способов усвоения общественного опыта, понимание речи.
Указанный технический результат достигается тем, что для способа восстановления двигательной активности и познавательной деятельности детей на ранней стадии реабилитации тяжелой черепно-мозговой травмы разработан комплекс упражнений для адаптивно-сенсомоторного восстановления.
Адаптивно-сенсомоторный комплекс (АСК) представлен в триаде взаимодействия: методист, педагог и ребенок, перенесший тяжелую черепно-мозговую травму. АСК направлен на восстановление функций тела и психики ребенка через обучающие воздействия взрослых, повышающие качество его жизни на раннем этапе реабилитации.
Способ осуществляется путем проведения совместного занятия методиста лечебной физкультуры (ЛФК) и педагога-дефектолога с применением комплекса упражнений, выполняемых в строгой последовательности.
Сущность изобретения заключается в том, что руками методиста ЛФК ребенку формируют траекторию «правильного» движения конечности в сторону предмета для вызова межфункциональной связи «глаз-рука-предмет» через внешние воздействия «рефлекс-локомоцию», затем отрабатывают внешние воздействия, меняя интенсивность внешних усилий методиста ЛФК и поясняя с помощью словесной инструкции «путь» движения конечности к предмету или к месту ее фиксации, формируя кратковременную память, затем педагог-дефектолог попеременно предъявляет больному ребенку игрушки с учетом его возраста, после этого методист ЛФК совместно с педагогом-дефектологом анализируют действия ребенка, используя предметы и игрушки, учитывая их орудийно-бытовую направленность, оценивают качество выполнения, соответствие состояния психической деятельности ребенка уровню ее активности относительно понимания обращенной к нему речи и отработанным движениям, проверяют путем наблюдения наличие и адекватность их применения с изменением мышечной силы и оценки устойчивости позы со стороны ребенка.
Комплекс упражнений для адаптивно-сенсомоторного восстановления.
Упражнение 1 (рис.1, рис.2, рис.3).
Цель: вызывание у ребенка рефлекторного поворота головы и восстановление активного поворота через сгибание; вызывание фиксации взора на предмете.
Исходное положение: ребенок лежит на ровной поверхности, на спине; руки расположены вдоль туловища (если отмечается наличие контрактур, используется фиксирующая лента вертикализатора); голова находится по средней линии, лицом вверх на валике длиной 20 см, диаметром 10 см или теплой грелке; ноги выпрямлены и зафиксированы (обязательна обувь).
Описание упражнения: Методист поворачивает голову ребенка в правую сторону, педагог предъявляет предмет для фокусировки взгляда. Произносится речевая инструкция, ребенок совершает активный поворот головы влево за перемещающимся предметом и фиксирует взгляд на нем (до 3-х счетов). Методист контролирует поворот головы через ее сгибание. Далее педагог вкладывает новую игрушку в правую руку ребенка (методист помогает согнуть руку в плечевом суставе, ладонью вверх), произносится речевая инструкция и совершается активный поворот головы в сторону предмета. Затем педагог звенит предметом и ребенок совершает поворот головы на звук, но без речевой команды.
Дозировка: каждое движение повторяется 3-4 раза.
Упражнение 2 (рис.4, рис.5, рис.6).
Цель: увеличение опорной функции верхнего плечевого пояса, активизация работы мышц верхних и нижних конечностей (гомо- и контролатерально), формирование зрительно-двигательной координации.
Исходное положение: ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища, голова по средней линии, методист изменяет угол вертикализатора (45, 65, 80°). (Кроме 1 п., все элементы выполняются по команде и словесной стимуляции).
Описание упражнения: Методист поворачивает голову ребенка в правую сторону и отводит правую руку до угла 45-60°, педагог вкладывает в руку ребенка предмет, и он фиксирует взгляд на нем в течение 30 сек. Затем ребенок совершает приведение руки (до средней линии туловища), методист плавно сгибает правую ногу в коленном суставе и ребенок дотрагивается предметом до колена. По команде педагога ребенок смотрит прямо, голова неподвижна, методист помогает в отведении руки вправо и ребенок активно разгибает ногу в коленном суставе (приведение в/конечности в супинации, отведение в пронации). Дозировка: по 2-4 отведения в каждом положении вертикализатора.
Упражнение 3 (рис.7, рис.8, рис.9).
Цель: достижение рефлекторной связи между шейнотоническим рефлексом, последовательным разгибанием спины и работой нижних конечностей, формирование опорной функции в локтевых суставах; совершенствование сенсомоторной координации, совершение предметного действия.
И.п.: лежит на животе, под грудью валик, руки согнуты в локтевых суставах в опоре перед валиком, на локтях (плечевой и локтевой суставы в одной плоскости).
Описание упражнения: Педагог привлекает внимание ребенка предметом, методист контролирует разгибание позвоночника в шейном отделе, ребенок фиксирует взгляд на предмете. По инструкции педагога ребенок тянется правой рукой вперед и вверх до звукового предмета, в этот момент методист сгибает левую ногу в «лягушку». Положение фиксируется до 4-6 счетов. Затем ребенок активно разгибает ногу и руку ставит в опору. Дозировка: по 3-4 раза.
Упражнение 4 (рис.10, рис.11).
Цель: достижение рефлекторного «выхода» на четвереньки и опора на локти, формирование силы и активизация гибкости мышц спины, укрепление ягодичных мышц (которые являются антигравитационными); стабилизация функции плавного прослеживания за предметом (вверх).
И.п.: ребенок лежит на животе, под грудью валик, опора на согнутые в локтях руки, предплечья параллельно друг другу, пальцы рук разогнуты.
Описание упражнения: Педагог привлекает внимание ребенка предметом, методист контролирует разгибание позвоночника в шейном отделе, ребенок прослеживает взглядом за перемещающимся предметом вверх. Методист разгибает левую нижнюю конечность и направляет ребенка в исходное положение - сед на правый голеностопный сустав, спина находится в разогнутом положении, взгляд фиксирован до 5 счетов. Далее педагог перемещает предмет вниз и методист направляет последовательное сгибание в коленном и тазобедренном суставах с выходом в опору на колени и локти.
Дозировка: по 3-5 раз каждой ногой.
Упражнение 5 (рис.12).
Цель: достижение у ребенка рефлекторной согласованности мышц спины и верхних конечностей (одна сторона в опоре, другая в движении); увеличение силы мышц спины; совершенствование зрительно-двигательной координации, предметного действия.
И.п.: лежит на животе, правая рука согнута в плечевом, локтевом суставах и приподнята (в руке предмет), голова повернута в сторону согнутой руки. Левая нижняя конечность согнута в «лягушку». Левая верхняя конечность опущена вдоль туловища.
Описание упражнения: По словесной команде ребенок приподнимает голову, смотрит вперед (опирается на правое предплечье) и левой рукой тянется вперед к предмету, методист помогает ребенку удержать это положение до 5-7 счетов. Затем педагог перемещает предмет с левой стороны назад и методист направляет разгибание левой руки в плечевом и локтевом суставах, что способствует активному повороту головы ребенком. Дозировка: 3-4 раза.
Упражнение 6 (рис.13, рис.14).
Цель: восстановление активного поворота тела ребенка на бок (через рефлекторный поворот); закрепление сенсомоторной координации.
И.п.: ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища, голова по средней линии.
Описание упражнения: Педагог просит ребенка взять предмет, который находится перед лицом на расстоянии 40-50 см и передать его методисту, стоящему слева от ребенка. Методист правой рукой принимает предмет и направляет сгибание в правой нижней конечности с последующим поворотом туловища влево. Педагог стоит справа от ребенка и привлекает внимание ребенка, совершающего активный поворот головы в правую сторону, методист помогает повороту туловища в исходное положение. Дозировка: 3-4 раза в каждую сторону.
Упражнение 7 (рис.15, рис.16).
Цель: формирование предпосылок к статическому удержанию вертикального положения: развитие силы и выносливости мышц спины, стабилизация опоры на стопы; закрепление шейнотонического рефлекса, глазодвигательного и лабиринтно-тонического рефлексов; формирование интереса к выполнению предметных действий.
И.п.: лежит на животе, на мяче (не полностью накаченном) диаметром 120 см, голова повернута в правую сторону, руки в опоре на предплечьях на мяче.
Описание упражнения: Методист устанавливает стопы ребенка на полу, педагог привлекает внимание ребенка к предмету, перемещающемуся вверх, ребенок разгибает голову и спину, опираясь на стопы. Педагог перемещает предмет вправо, влево на уровне глаз, методист помогает удержать принятое положение 10-15 сек. Далее методист направляет сгибание в шейном отделе позвоночника и ребенок совершает активное возвращение в исходное положение.
Дозировка: 3-4 раза в каждую сторону.
Изобретение является новым, так как оно не известно из уровня техники в области лечебной физкультуры для больных детей, перенесших ТЧМТ, и связанных с этой травмой последствий.
АСК показан детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму, находящимся в раннем периоде реабилитации. Характерным для этих детей являются выраженные психофизические нарушения в социальной, познавательной и физической сферах. У детей снижен интерес к окружающему, они не владеют навыками самообслуживания, отсутствует речь, что делает их зависимыми от взрослых.
В предлагаемом способе используют средства адаптивно-сенсомоторного комплекса: стол - вертикализатор, фитбол с диаметром 120 см (не полностью накаченный), валик диаметром 20-25 см; предметы развивающей направленности: наборы предметов и игрушек для активизации сенсомоторики.
Перед началом занятий, на которых используется адаптивно-сенсомоторный комплекс, всем детям проводятся функциональные пробы: полуортостаз или ортостаз на вертикализаторе.
Перевод ребенка в вертикальное положение осуществляется медленно, на основе контроля за деятельностью сердечно-сосудистой и вестибулярной систем.
Все упражнения методики выполняют плавно, с приложением адекватных усилий в момент пассивно-активного проявления движения и коррекцией ребенка в момент установочной реакции в активных точках, используется четкая короткая инструкция.
После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд возврат туловища и конечностей в исходное положение следует совершать медленно, после чего контролируется его расслабление и словесное поощрение. Фиксация движения совершается строго при вовлечении глазодвигательного, шейнотонического и лабиринтного рефлекса.
Абсолютным противопоказанием для применения комплекса АСК является наличие у больного ребенка органических контрактур и деформаций суставов, врожденных и приобретенных заболеваний и деформаций позвоночника, повышенная температура тела.
Относительным противопоказанием является чувство страха перемещений тела, резкий плач, вегетативные проявления со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Существенным отличием заявляемого способа является понимание того, что двигательные акты, являясь основной группой процессов, где организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и активно воздействует на него, позволило выделить значимый компонент их построения - достижение результата, который связан с моделью потребного будущего, а именно теми предпосылками, которые создаются в человеческом мозге для осуществления двигательных отправлений. В принципе созревания двигательной активности от примитивных тропизмов до сложных форм направленного воздействия реализуется целеустремленность организма, в которой мобилизация центральных настроечных систем мозга служит для программирования стратегии совершаемого движения, а осознаваемые и вербализованные коды выступают представителями его высокоразвитых форм. Адаптационные движения ребенка управляются руками методиста, который руководствуется взаимодействием трех уровней тела: голова - глаза, плечевой пояс - верхние конечности, тазовый пояс - нижние конечности. Перемещение в пространстве каждой из установочной частей позволяет вызывать желаемые установочные рефлексы. При каждодневных занятиях и стимуляции к повторению эти рефлексы закрепляются, снижается действие патологических тонических рефлексов, выстраивается целенаправленное действие.
Клинические примеры осуществления способа с помощью адаптивно-сенсомоторного комплекса (АСК).
Пример 1. Больной Рустам К., 8 лет. Диагноз: ТЧМТ, спастический тетрапарез, состояние спастического подвывиха правой ключицы. При поступлении в зал ЛФК самостоятельных движений не отмечалось, в правой верхней конечности мышечный тонус - 3 балла, правая нижняя конечность в эквинусной установке, голова повернута вправо. Отмечалось наличие патологического шейнотонического рефлекса, снижение глазодвигательного рефлекса. Психическая деятельность на уровне нечеткого проявления сенсомоторных реакций, фиксация взора - кратковременная, за предметом не прослеживал.
Проводилось лечение по АСК методике 2 курса (по 10 занятий).
Задачи 1 курса были направлены: на снижение патологического шейнотонического рефлекса, укрепление глазодвигательных мышц и стимуляцию мышц спины, восприятия конечностей в опорной функции; восстановление ориентировочных реакций и формирование стабильной сенсомоторной активности.
Задачи 2 курса включали: укрепление мышц спины и формирование опорной функции нижних конечностей, повышение общей двигательной активности; закрепление сенсомоторной активности; формирование зрительно-двигательной координации и произвольных реакций на обращенную речь.
В результате лечения зафиксирована положительная динамика восстановления психической деятельности. Мальчик стал понимать обращенную речь, выполнять элементарные просьбы (пожать руку, попрощаться жестом, вытереть нос платком и др.). Наряду с этим отмечалось четкое слежение взором за предметом, повороты головы в сторону стимула по команде без помощи (через сгибание головы), опора на предплечья, по команде активное сгибание в коленных и тазобедренных суставах; улучшение биомеханической работы в правом тазобедренном суставе и уменьшение эквинуса стопы. У ребенка улучшилась опорная функция нижних конечностей, появилась опора на стопы; зафиксировано увеличение силы мышц нижних конечностей (правая: сгибание 3 балла, разгибание 3 балла, левая нижняя конечность: 4 балла. Вертикальное положение с помощью и замедленная ходьба (только с помощью).
Пример 2. Виолетта Ч., 10 лет. Диагноз: ТЧМТ с длительным коматозным состоянием, грубый психоорганический синдром, тетрапарез, более выраженный в левых конечностях. Поступила на лечение ЛФК на 123 сутки пребывания в стационаре. В истории болезни отмечались: сформированный патологический шейнотонический рефлекс, снижение глазодвигательного рефлекса, мышечная сила в левой верхней конечности - сгибание 2б, разгибание - 4б, отведение, приведение без ограничений, сгибательная контрактура в левом лучезапястном суставе; в правой верхней конечности мышечная сила - 4-5 балов, объем движений полный. Грубые нарушения статики, координации и устойчивости (может стоять на расставленных ногах 5-10 секунд). Психическая деятельность на уровне понимания элементарной инструкции с выраженными нарушениями в познавательной сфере: снижено восприятие, мышление, отсутствовала активная фразовая речь и др.
Проводилось лечение по АСК методике 2 курса (по 15 занятий).
При проведении первого курса зафиксировано улучшение глазодвигательного и лабиринтных рефлексов, статического удержания головы и укрепление мышц спины, формирование рефлекторных биомеханических связей и опоры на локти, кисти, колени. Появилось активное желание к передвижению. В познавательной сфере отмечались ориентировки на свойства предметов, активные речевые «вокализации», предметные действия (стала сама есть, вытирать руки полотенцем, пробовала писать ручкой).
После второго курса: девочка стала статически устойчива и вынослива. При оценке прямостояния - была способна стоять на расставленных ногах более 30 сек с опорой на палку (в правой руке), ходить с опорой на палку - более 10 м.
В познавательной сфере отмечалось восстановление активной речи, предметных действий и некоторых учебных навыков (чтение задач (5-6 строк), решение простых примеров, интерес к продуктивным видам деятельности - обведение контура предметов, лепка из пластилина, конструирование из палочек по образцу).
Пример 3. Валерия К., 14 лет. Диагноз: ТЧМТ, диффузно-аксональное повреждение мозга, посттравматическая гидроцефалия, посттравматическая энцефалопатия, правосторонний гемипарез.
Поступила на лечение ЛФК на 84 сутки пребывания в стационаре, отмечались мышечный тонус в правых конечностях до 3 баллов (выраженный в верхней конечности), тремор правой верхней конечности, в двигательных действиях сформированная компенсация за счет левой верхней конечности. В постели самостоятельно переворачивалась на правый и левый бока, присаживалась с помощью. Самостоятельно не стояла.
Психическая деятельность на уровне понимания простой речевой инструкции, снижения познавательной активности, трудностей в коммуникативной сфере и социально-бытовых навыках.
Проводилось лечение по АСК методике 2 курса (по 15 занятий).
В ходе лечения отмечалась положительная динамика восстановления психической деятельности. В двигательной сфере были стабилизированы навыки прямосидения (на стуле со спинкой и подлокотниками) с опорой на локти со значительным уменьшением тремора в верхних конечностях); самостоятельное прямостояние и замедленная ходьба с опорой на палку (1-2 мин). В познавательной и социально-бытовой сфере появились интерес к предметам быта, желание их использовать (зубная щетка, чашка, ложка, полотенце); к предметам косметики и аксессуарам (заколка, бижутерия и др.); активная речь в ответ на обращенную (вопрос-ответ).
Пример 4. Саша Л., 5,5 лет. Диагноз: Огнестрельное слепое проникающее ранение головы в лобно-теменной области. Правосторонняя гемиплегия. Мальчик поступил на занятия ЛФК (спустя 46 дней после травмы): отмечалась сниженная двигательная и познавательная активность, болевой синдром, произвольные действий левой рукой, отсутствие активных движений в обеих нижних конечностях и правой руке; отсутствие активной речи. Был проведен 1 курс (5 занятий). Отмечалась положительная динамика восстановления психической деятельности. В двигательной сфере восстановилась подвижность конечностей, мальчик стал сидеть в коляске, активизировалась опорная функция стоп. Появились активные движения верхних конечностей (более сильные в левой руке): мальчик стал брать разные предметы, играть с ними. Отмечались попытки совершать предметные действия правой рукой. При использовании фитбола наблюдалась активизация движений всего туловища с активными поворотами головы в сторону предметов и игрушек; направленными действиями рук на функциональное назначение предмета (стучать молоточком, греметь бубном, стучать палочкой металлофона и др.), появился интерес к предметам окружающей среды (стал самостоятельно совершать повороты на кровати; просить жестом и словом дать предмет со стола (машинку, мяч).
Пример 5. Сережа К., 10 лет. Диагноз: Тяжелая сочетанная травма, Ушиб головного мозга тяжелой степени, Эпидуральная гематома левой височной области. На лечение в ЛФК поступил на 15 сутки после травмы. Состояние средней тяжести, присутствовали реакции на прикосновение и речь, нечеткая фиксация взора, избирательное выполнение простых инструкций (пожимал руку), ограничено движение глаз вверх и вправо, движения в левых конечностях снижены (мышечная сила 2 балла), в кровати поворачивался на левый бок самостоятельно и спонтанно, прямостояния не отмечалось. Был проведен 1 курс по методике АСК (8 занятий). Отмечалась положительная динамика со стороны ОДА, координационных способностей, глазодвигательных реакций; познавательной сферы.
Мальчик быстро освоил позиционные установки (опора на локти, четвереньки, колени и двигательные акты ходьбы на коленях, обычной ходьбы) (по шкале устойчивости - 4 балла). Появилась активная речь, замедленная, с запинками. Восстановились коммуникативные средства (стал здороваться жестом и словом, стал просить о помощи). Отмечалось появление орудийных действий (стал самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться зубной щеткой); появился интерес к учебной деятельности (стал читать короткие стихи, рассказы и др.). В целом наблюдалось восстановление адекватных способов взаимодействия с взрослыми: отвечает на вопросы, выполняет «задания на дом» (артикуляционные упражнения и др.). Старается в быту проявлять самостоятельность.
Комплекс, включающий последовательное выполнение семи упражнений, позволяет создать основные двигательные качества в сочетании биомеханической связи мышц и суставов; активизировать познавательную деятельность ребенка и социально его адаптировать.
Заявленный способ восстановления двигательной активности не претендует на быстрое решение проблем, связанных с последствиями ТМЧТ у детей, вместе с тем предлагается авторами в качестве ведущего способа активной функциональной терапии на основе создания принципиальной взаимосвязи адаптивной физической культуры и восстановления сенсомоторных возможностей организма.
Только комплексный патогенетический подход к лечению обеспечивает положительную клиническую динамику и позволяет эффективно повышать качество жизни детей изучаемой категории.
Адаптивно-сенсомоторный комплекс, отражающий взаимодействие методиста и педагога, способствует восстановлению работы тела и психики ребенка, перенесшего тяжелую черепно-мозговую травму, тем самым повышая качество его жизни.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ активизации психических возможностей у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2016 |
|
RU2625650C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2464962C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2017 |
|
RU2681712C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ лечения детей с синдромом двигательных нарушений при перинатальном поражении нервной системы | 2021 |
|
RU2807470C2 |
СПОСОБ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПЕРЕЛОМАМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ | 2011 |
|
RU2460484C1 |
Изобретение относится к восстановительной медицине, лечебной физкультуре (ЛФК) при реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму. Способ включает последовательное выполнение ребенком семи специфических упражнений адаптивно-сенсомоторного комплекса, приведенных в формуле изобретения, с помощью методиста ЛФК и словесных инструкций педагога-дефектолога, что позволяет создать основные двигательные качества в сочетании биомеханической связи мышц и суставов, активизировать познавательную деятельность ребенка и социально его адаптировать. Способ обеспечивает ранее поэтапное восстановление физического и познавательного потенциала через установление у ребенка рефлекторно-двигательного стереотипа, активизацию психической деятельности через вызывание ориентировочных реакций, восстановление способов усвоения общественного опыта, понимания речи. 16 ил.
Способ восстановления двигательной активности и познавательной деятельности детей на ранней стадии реабилитации тяжелой черепно-мозговой травмы, отличающийся тем, что формулируют инструкцию ребенку на выполнение психомоторных упражнений комплекса адаптивно-сенсомоторного восстановления с многократным повторением ребенком этих упражнений и формированием у него траектории правильного движения конечностей в сторону предмета: для первого упражнения исходное положение (ИП) - лежа на спине, на ровной поверхности, руки вдоль туловища, голова по средней линии, ноги прямые, зафиксированы, методист поворачивает голову ребенка в сторону, педагог-дефектолог с речевой инструкцией предъявляет предмет с другой стороны для фокусировки взгляда ребенка, ребенок активно поворачивает голову за перемещающимся предметом и фиксирует взгляд на нем до 3-х счетов, методист контролирует поворот головы через ее сгибание, далее - то же в другую сторону, затем педагог звенит предметом, и ребенок совершает повороты головы на звук, без речевой команды, повторяют 3-4 раза; для второго упражнения ИП то же, методист меняет угол вертикализатора, поворачивает голову ребенка в одну сторону и отводит одноименную руку до угла 45-60°, далее ребенок выполняет приемы по словесной инструкции: педагог вкладывает в руку ребенка предмет, и он фиксирует взгляд на нем в течение 30 с, затем ребенок совершает приведение руки до средней линии туловища, методист плавно сгибает одноименную ногу в коленном суставе, и ребенок дотрагивается предметом до колена, по команде педагога ребенок смотрит прямо, голова неподвижна, методист помогает в отведении одноименной руки, и ребенок активно разгибает ногу в коленном суставе, повторяют по 2-4 отведения в каждом положении вертикализатора; для третьего упражнения ИП лежа на животе, под грудью валик, руки согнуты в локтевых суставах в опоре перед валиком, на локтях, плечевой и локтевой суставы в одной плоскости, педагог привлекает внимание ребенка предметом, методист контролирует разгибание позвоночника в шейном отделе, ребенок фиксирует взгляд на предмете, по инструкции педагога ребенок тянется рукой вперед и вверх до звукового предмета, одновременно методист сгибает противоположную ногу ребенка в «лягушку», фиксирует положение до 4-6 счетов, затем ребенок активно разгибает ногу и ставит руку в опору, повтор 3-4 раза; для четвертого упражнения ИП то же, предплечья параллельны друг другу, пальцы рук разогнуты, педагог привлекает внимание ребенка предметом, методист контролирует разгибание позвоночника в шейном отделе, ребенок следит взглядом вверх за перемещающимся предметом, методист разгибает одну ногу и направляет ребенка в ИП - сед на голеностопный сустав другой ноги, спина в разогнутом положении, взгляд ребенка фиксирован до 5 счетов, далее педагог перемещает предмет вниз, методист направляет последовательное сгибание в коленном и тазобедренном суставах с выходом в опору на колени и локти, по 3-5 раз каждой ногой; для пятого упражнения ИП - лежа на животе, одна рука согнута в плечевом, локтевом суставах и приподнята, в руке - предмет, голова повернута в сторону согнутой руки, противоположная нога согнута в «лягушку», другая рука - вдоль туловища, по словесной инструкции ребенок приподнимает голову, смотрит вперед, опирается на предплечье согнутой руки и другой рукой тянется вперед к предмету, методист помогает ребенку удержать это положение до 5-7 счетов, затем педагог перемещает предмет назад, методист направляет разгибание вытянутой руки в плечевом и локтевом суставах с активным поворотом головы, 3-4 раза; для шестого упражнения ИП - лежа на спине, руки вдоль туловища, голова по средней линии, педагог просит ребенка взять предмет, который находится перед лицом на расстоянии 40-50 см, и передать его методисту, стоящему слева от ребенка, методист правой рукой принимает предмет и направляет сгибание в правой ноге ребенка, с последующим поворотом туловища влево, педагог стоит справа от ребенка и привлекает его внимание для совершения активного поворота головы в правую сторону, методист помогает повороту туловища в ИП, повтор 3-4 раза в каждую сторону; для седьмого упражнения ИП - лежа на животе, на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, голова повернута вправо, руки в опоре на предплечьях на мяче, методист устанавливает стопы ребенка на полу, педагог привлекает внимание ребенка к предмету, перемещающемуся вверх, ребенок разгибает голову и спину, опираясь на стопы, педагог перемещает предмет вправо, влево на уровне глаз, методист помогает удержать принятое положение 10-15 с, далее направляет сгибание в шейном отделе позвоночника, и ребенок активно возвращается в ИП, повтор 3-4 раза в каждую сторону.
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ В ПОСТКОМАТОЗНОМ ПЕРИОДЕ | 1992 |
|
RU2073532C1 |
RU 2070816 С1, 27.12.1996 | |||
US 4969096, 06.11.1990 | |||
БЫКОВСКАЯ Е.Ю | |||
и др | |||
Отногенетическая гимнастика | |||
- Орел, 2006, с.6-8, 35-42, 60-61, 65-67, 71-76, 80-81, 84-85, 114-115, 133-134 | |||
ЕВСЕЕВ С.П., ШАПКОВА Л.В | |||
Адаптивная физическая культура | |||
- М.: Советский спорт, 2000, с.175-186, 194-197 | |||
Лечебная физическая культура |
Авторы
Даты
2011-09-10—Публикация
2009-07-06—Подача