СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ТУРБИНЕ И ТУРБИНА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2003 года по МПК F01D1/32 

Описание патента на изобретение RU2200848C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим, пневматическим и паровым турбинам для привода электрогенераторов, компрессоров холодильных установок, тепловых насосов и тому подобное.

Известен способ получения механической энергии в турбине, включающий подачу рабочего тела в каналы ротора турбины и разгон рабочего тела при истечении из каналов в одном направлении с обеспечением вращения ротора, рабочее тело из каналов ротора подают в образованное оболочкой закрытое пространство вокруг ротора и оно взаимодействует с трением с оболочкой и истекает через отверстия в оболочке, разгоняясь в одном направлении. Истечение из каналов ротора и оболочки осуществляется в одну сторону. Ротор и оболочка приводят во вращение один вал, на котором они жестко закреплены (патент США 3282560, НКИ: 415-80, 1965).

Недостатком известного способа является невозможность получения механической энергии для турбины от ее ротора, так как момент, создаваемый на роторе при истечении из его каналов рабочего тела, по закону сохранения момента количества движения, компенсируется обратным моментом, создаваемым при торможении отработанного рабочего тела в роторе на внутренней поверхности оболочки, а полезный момент создается лишь при истечении рабочего тела из отверстий оболочки под давлением, оставшимся после расширения рабочего тела в каналах ротора, что приводит к большим потерям энергии (~ 50%).

Известен способ получения механической энергии в турбине, включающий подачу рабочего тела в каналы ротора турбины и разгон рабочего тела при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу ротора, с обеспечением вращения ротора, рабочее тело из каналов ротора подают в образованное оболочкой пространство вокруг ротора и оно взаимодействует с трением с оболочкой и истекает через отверстия в оболочке, разгоняясь в одном направлении с обеспечением ее вращения. Оболочка выполнена в виде радиальной лопаточной турбины и вращается встречно ротору (патент Швейцарии 669428, МПК: F 01 D 1/28, 1989, ближайший аналог).

Недостатком известного способа является недостаточно высокое количество получаемой механической энергии вследствие того, что при истечении через четыре канала ротора рабочего тела и подачи его в образованное оболочкой в виде лопаточной турбины пространство вокруг ротора и истечении через отверстия в оболочке между лопатками турбины рабочее тело, находящееся между лопатками, в момент соприкосновения с потоками от каналов ротора выталкивается - "выколачивается", разгоняясь до скорости потока, попадающего из каналов ротора, на что затрачивается часть энергии потока.

При истечении через отверстия в оболочке в виде радиальной лопаточной турбины существуют потери на ускорение рабочего тела в радиальных лопатках от центробежных сил.

Кроме того, есть потери на вентиляцию за счет циркуляции рабочего тела между лопатками при истечении через отверстия в оболочке.

Также из вращающейся оболочки в виде радиальной лопаточной турбины рабочее тело истекает со скоростью, значительно отличающейся от скорости вращения оболочки, что приводит к потерям энергии.

Известна струйная реактивная турбина, содержащая рабочее колесо, выполненное в виде трубы с закрытым концом, скрепленной соосно с валом, установленной с возможностью вращения, на трубе радиально закреплена с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков с открытыми концами, оболочку, установленную с возможностью вращения и охватывающую колесо, охватывающий колесо и оболочку корпус с отверстиями для размещения вала и со штуцерами для подачи и выхода рабочего тела. На оболочке закреплена с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков с открытыми концами. Оболочка и рабочее колесо установлены на одном валу (патент США 3282560, НКИ: 415-80, 1965).

Недостатком известной турбины является жесткая связь оболочки и рабочего колеса, установленных на едином валу, и вращение рабочего колеса и оболочки в одну сторону, что обеспечивает получение механической энергии только от одной оболочки, а патрубки рабочего колеса являются лишь дросселирующими давление подачи рабочего тела элементами турбины, приводящими к бесполезным потерям энергии и низкому коэффициенту полезного действия.

Кроме того, низкая прочность длинной цилиндрической оболочки с многими отверстиями на ее поверхности ограничивает окружную скорость оболочки и еще больше понижает коэффициент полезного действия турбины.

Известна двухвальная радиальная турбина, содержащая сегнерово колесо, выполненное в виде трубы с закрытым концом, скрепленной соосно с валом, установленной с возможностью вращения, на трубе радиально закреплена с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков с отогнутыми в противоположные стороны от их оси открытыми концами, причем оси отогнутых открытых концов патрубков перпендикулярны плоскости проходящей через оси пары патрубков и ось трубы, а в стенке трубы соответственно патрубкам выполнены отверстия, оболочку, скрепленную соосно с валом, установленным с возможностью вращения, и охватывающую сегнерово колесо, охватывающий сегнерово колесо и оболочку корпус с отверстиями для размещения трубы сегнерова колеса и валов сегнерова колеса и оболочки и со штуцером для выхода рабочего тела. Оболочка выполнена в виде лопаточной турбины (патент Швейцарии 669428, МПК: F 01 D 1/28, 1989, ближайший аналог).

Недостатком известной турбины является то, что в оболочке, выполненной в виде лопаточной турбины, лопатки крепятся к диску по его торцу, что увеличивает центробежную нагрузку на лопатки за счет дополнительного момента, а узел крепления лопаток неспособен нести высокую нагрузку, что требует понижения окружных скоростей лопаточной турбины и снижает коэффициент полезного действия лопаточной турбины.

Для прохода между лопатками поток рабочего тела от сопел ротора должен быть направлен на лопатки под определенным углом, определяемым формой лопаток и формой потока из сопел. В известной турбине поток рабочего тела из сопел попадает на лопатки под разными углами, что в среднем приведет к увеличенным углам, принятым в турбинах с отдельным сопловым аппаратом, и падению коэффициента полезного действия.

Использование полого ротора (сегнерова колеса) приводит к потерям на трение за счет возникновения в полости ротора циркуляции рабочего тела, увлекаемого за счет вязкости на стенках, и обратного течения в средней части полости ротора (сегнерова колеса), то есть образованием парного вихря. В результате теряется мощность, отбираемая от ротора с полостью.

При парциальном подводе рабочего тела к оболочке (лопаточной турбине) от четырех сопел ротора (сегнерова колеса), которое само вращается в обратную сторону, рабочее тело, находящееся между лопатками, при низком давлении, в момент соприкосновения с потоками от сопел ротора выталкивается - "выколачивается", разгоняясь до скорости потока, попадающего из сопел ротора, на что затрачивается часть энергии потока.

В оболочке (лопаточной турбине) существуют потери на ускорение рабочего тела в радиальных лопатках от центробежных сил.

Кроме того, есть потери на вентиляцию за счет циркуляции рабочего тела между лопатками при истечении через отверстия в оболочке.

Также из вращающейся оболочки в виде лопаточной турбины рабочее тело истекает со скоростью, значительно отличающейся от скорости вращения оболочки, что приводит к потерям энергии.

Известная турбина имеет сложную конструкцию и сложную технологию изготовления вследствие использования в качестве оболочки лопаточной турбины.

Предлагаемым способом получения механической энергии в турбине решается задача увеличения механической энергии, получаемой в турбине, путем увеличения коэффициента полезного действия за счет максимального использования кинетической энергии потока отработанного рабочего тела, истекающего из каналов ротора турбины, и обеспечения минимальной абсолютной скорости потока при истечении из каналов оболочки.

Задача создания способа получения механической энергии в турбине решается тем, что в способе получения механической энергии в турбине, включающем подачу рабочего тела в каналы ротора турбины и разгон рабочего тела при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу ротора, с обеспечением вращения ротора, рабочее тело из каналов ротора подают в образованное оболочкой пространство вокруг ротора и оно взаимодействует с трением с оболочкой и истекает через отверстия в оболочке, разгоняясь в одном направлении с обеспечением ее вращения, согласно изобретению образованное оболочкой пространство выполнено закрытым и по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора, а истекающее через отверстия в оболочке рабочее тело разгоняется вдоль окружности перпендикулярно радиусу оболочки в направлении, противоположном истечению из ротора.

Выполнение образованного оболочкой пространства закрытым и по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора и разгон истекающего через отверстия в оболочке рабочего тела вдоль окружности перпендикулярно радиусу оболочки в направлении, противоположном истечению из ротора, позволяет обеспечить вращение оболочки турбины за счет полезного использования избыточной кинетической энергии рабочего потока, истекающего из каналов ротора турбины, и приводит к увеличению механической энергии, получаемой в турбине.

Кроме того, истечение через отверстия в оболочке рабочего тела происходит со скоростью, близкой к окружной скорости оболочки в обратном направлении, так что абсолютная скорость потока рабочего тела близка к нулю, что снижает потери механической энергии.

Нагрузка может быть приложена к ротору и оболочке так, чтобы установить одинаковые окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки.

Приложение нагрузки к ротору и оболочке так, чтобы установить одинаковые окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки позволяет получить наибольший коэффициент полезного действия турбины.

Предлагаемой турбиной решается задача увеличения механической энергии, получаемой в турбине, путем увеличения коэффициента полезного действия вследствие минимальных потерь энергии при истечении рабочего тела из оболочки, а также упрощения конструкции турбины.

Задача создания турбины решается тем, что в турбине, содержащей сегнерово колесо, выполненное в виде трубы с закрытым концом, скрепленной соосно с валом, установленной с возможностью вращения, на трубе радиально закреплена с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков с отогнутыми в противоположные стороны от их оси открытыми концами, причем оси отогнутых открытых концов патрубков перпендикулярны плоскости, проходящей через оси пары патрубков и ось трубы, а в стенке трубы соответственно патрубкам выполнены отверстия, оболочку, скрепленную соосно с валом, установленным с возможностью вращения, и охватывающую сегнерово колесо, охватывающий сегнерово колесо и оболочку корпус с отверстиями для размещения трубы сегнерова колеса и валов сегнерова колеса и оболочки и со штуцером для выхода рабочего тела, согласно изобретению оболочка выполнена в виде цилиндрического барабана, цилиндрический поясок барабана примыкает к отогнутым концам патрубков сегнерова колеса с зазором, на цилиндрическом пояске барабана радиально закреплена с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков с открытыми концами, отогнутыми в разные стороны от их оси, противоположные сторонам патрубков сегнерова колеса, причем оси отогнутых открытых концов патрубков барабана перпендикулярны плоскости, проходящей через оси пары патрубков барабана и ось трубы, в стенке пояска соответственно патрубкам выполнены отверстия.

Выполнение оболочки в виде цилиндрического барабана, примыкание цилиндрического пояска барабана к отогнутым концам патрубков сегнерова колеса с зазором, закрепление на цилиндрическом пояске барабана радиально с противоположных сторон по крайней мере одной пары патрубков с открытыми концами, отогнутыми в разные стороны от их оси, противоположные сторонам патрубков сегнерова колеса, причем оси отогнутых открытых концов патрубков барабана перпендикулярны плоскости, проходящей через оси пары патрубков барабана и ось трубы, а в стенке пояска соответственно патрубкам выполнены отверстия позволяет отработанному рабочему телу, выходящему из сегнерова колеса, взаимодействовать с цилиндрическим пояском барабана, установленным очень близко на расстоянии зазора от отогнутых концов патрубков сегнерова колеса, приводя его во вращение, и при истечении из открытых концов патрубков барабана усиливать вращение барабана, а также позволяет упростить конструкцию и технологию изготовления за счет замены лопаточной турбины.

Кроме того, истечение из открытых концов цилиндрического барабана рабочего тела происходит со скоростью, близкой к окружной скорости цилиндрического барабана в обратном направлении, так что абсолютная скорость потока рабочего тела близка к нулю, что повышает коэффициент полезного действия турбины.

Использование одной и более пар патрубков позволяет приводить во вращение барабан и получать от него дополнительную механическую энергию.

Таким образом, появляется дополнительная механическая энергия от вращения барабана, что повышает коэффициент полезного действия турбины.

Патрубки сегнерова колеса могут быть выполнены обтекаемой формы.

Выполнение патрубков сегнерова колеса обтекаемой формы, то есть имеющей внешние очертания, обеспечивающие при движении наименьшее сопротивление встречного потока рабочего тела, например в поперечном сечении в виде каплевидного профиля, позволяет снизить аэродинамические потери на трение при вращении сегнерова колеса в барабане, заполненном рабочим телом, что позволяет увеличить механическую энергию, получаемую в турбине.

Обтекаемая форма патрубков сегнерова колеса может быть выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла.

Выполнение обтекаемой формы патрубков сегнерова колеса в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла,
позволяет создать наиболее оптимальные условия при снижении аэродинамических потерь на трение при вращении сегнерова колеса в барабане, заполненном рабочим телом.

Патрубки барабана могут быть выполнены обтекаемой формы.

Выполнение патрубков барабана обтекаемой формы, то есть имеющей внешние очертания, обеспечивающие при движении наименьшее сопротивление встречного потока рабочего тела, например в поперечном сечении в виде каплевидного профиля, позволяет снизить аэродинамические потери на трение при вращении барабана в корпусе, заполненном рабочим телом.

Обтекаемая форма патрубков барабана может быть выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла.

Выполнение обтекаемой формы патрубков барабана в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла,
позволяет создать наиболее оптимальные условия при снижении аэродинамических потерь на трение при вращении барабана в корпусе, заполненном рабочим телом.

На фиг. 1 изображен общий вид турбины в разрезе; на фиг.2 - вид по А на фиг.1; на фиг.3 - продольное сечение патрубка сегнерова колеса или барабана, выполненное в поперечном сечении в виде крыловидного профиля; на фиг.4 - разрез по А-А на фиг.3; на фиг.5 - разрез по Б-Б на фиг.3.

Турбина содержит сегнерово колесо, выполненное в виде трубы 1 с закрытым концом, скрепленной соосно с валом 2, труба 1 с валом 2 установлены с возможностью вращения на подшипниках. На трубе 1 закреплены радиально с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков 3 с отогнутыми в противоположные стороны открытыми концами 4, оси отогнутых открытых концов 4 патрубков 3 перпендикулярны плоскости, проходящей через оси пары патрубков 3 и ось трубы 1, а в стенке трубы 1 соответственно патрубкам 3 выполнены отверстия 13. Открытые концы 4 могут быть выполнены в виде сопел. Цилиндрический барабан 5, скрепленный соосно с валом 6, установлен соосно трубе 1 с возможностью вращения на подшипниках и охватывает сегнерово колесо. Цилиндрический поясок 7 цилиндрического барабана 5 примыкает к отогнутым открытым концам 4 патрубков 3 сегнерова колеса с зазором. На цилиндрическом пояске 7 цилиндрического барабана 5 закреплены радиально с противоположных сторон по крайней мере одна пара патрубков 8 с открытыми концами 9, отогнутыми в разные стороны от их оси, противоположные сторонам патрубков 3 сегнерова колеса. Оси отогнутых открытых концов 9 патрубков 8 цилиндрического барабана 5 перпендикулярны плоскости, проходящей через оси пары патрубков 8 цилиндрического барабана 5 и ось трубы 1. В стенке цилиндрического пояска 7 цилиндрического барабана 5 соответственно патрубкам 8 выполнены отверстия 10. Имеется корпус 11, охватывающий сегнерово колесо и цилиндрический барабан 5, с отверстиями для размещения трубы 1 сегнерова колеса и валов 6 и 2 цилиндрического барабана 5 и сегнерова колеса и со штуцером 12 для выхода рабочего тела. Корпус 11 соединен с входным патрубком 14 подачи рабочего тела. Труба 1 сегнерова колеса имеет на входной его части многочисленные проточки 15, образуя вместе с входным патрубком 14 лабиринтные уплотнения, обеспечивающие минимальные утечки рабочего тела, подаваемого в турбину.

Патрубки 3 сегнерова колеса могут быть выполнены обтекаемой формы, например в поперечном сечении в виде каплевидного профиля.

Обтекаемая форма патрубков 3 сегнерова колеса может быть выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла.

Патрубки 8 цилиндрического барабана 5 могут быть выполнены обтекаемой формы, например в поперечном сечении в виде каплевидного профиля.

Обтекаемая форма патрубков 8 цилиндрического барабана 5 может быть выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5,
где L - хорда крыла,
b - наибольшая толщина крыла.

Выбор наименьших аэродинамических интегральных потерь при вращении патрубков 3 сегнерова колеса и патрубков 8 цилиндрического барабана 5, выполненных в поперечном сечении в виде крыловидного профиля, например симметричного профиля Жуковского, осуществлен по значению профильного сопротивления Сх= 0,02 по методике, изложенной в книге Г.И. Абрамовича "Прикладная газовая динамика", издательство "Наука", редакция физико-математической литературы, М, 1969, с. 545, рис. 10.12. Симметричный профиль Жуковского показан на фиг.3, 4 и 5.

Турбина работает следующим образом.

Рабочее тело подают во входной патрубок 14 и трубу 1 сегнерова колеса и далее подают в каналы каждой пары патрубков 3. Рабочее тело истекает с высокой скоростью из противоположных открытых концов 4 патрубков 3, разгоняясь в одном направлении вдоль окружности перпендикулярно радиусу сегнерова колеса с обеспечением его вращения за счет создания момента реактивных сил.

Отработанный поток рабочего тела из открытых концов 4 патрубков 3 с высокой скоростью попадает в полость закрытого пространства вокруг сегнерова колеса, создаваемого цилиндрическим барабаном 5, и взаимодействует с трением со стенкой цилиндрического барабана 5, приводя его во вращение. Далее рабочее тело попадает в пару патрубков 8 цилиндрического барабана 5 и истекает через открытые концы 9 с высокой скоростью, разгоняясь и приводя во вращение цилиндрический барабан 5 за счет создания момента реактивных сил.

В процессе вращения цилиндрического барабана 5 истекающий из открытых концов 4 поток рабочего тела затормаживается внутри цилиндрического барабана 5 силами трения до его окружной скорости, создавая момент трения, вращающий цилиндрический барабан 5. Одновременно, при вращении цилиндрического барабана 5 внутри него на рабочее тело действуют центробежные силы, создавая центробежное давление, под действием которого происходит истечение рабочего тела из открытых концов 9 цилиндрического барабана 5, создавая добавочный момент, суммирующийся с моментом трения.

От вращающихся сегнерова колеса и цилиндрического барабана 5 вращения передаются соответственно валам 2 и 6 и от них - к потребителю.

Таким образом, происходит полезное использование энергии отработанного в сегнеровом колесе рабочего тела и получение дополнительной мощности.

Далее рабочее тело поступает в корпус 11 и выходит через штуцер 12 для выхода рабочего тела.

Использование патрубков 3 и 8 соответственно сегнерова колеса и цилиндрического барабана 5 обтекаемой формы позволяет снизить аэродинамические потери при вращении патрубков и повысить полученную механическую энергию в турбине.

Способ получения механической энергии в турбине осуществляют следующим образом.

Рабочее тело подают в каналы ротора турбины. Рабочее тело разгоняют, то есть увеличивают его скорость, при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности радиуса ротора с обеспечением вращения ротора и получения механической энергии. При этом вместе с ротором вращается и его вал, с которого снимается полезная энергия.

Рабочее тело поступает из каналов ротора в закрытое пространство вокруг ротора и взаимодействует с трением с оболочкой, образующей закрытое пространство и выполненной по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора. Выполнение оболочки по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов позволяет вращаться оболочке вокруг ротора, а взаимодействие с трением рабочего тела с оболочкой приводит во вращение оболочку, одновременно создавая центробежное давление внутри оболочки. Оболочка, например, может быть выполнена в виде барабана.

Далее рабочее тело истекает под действием центробежного давления через отверстия в оболочке (это могут быть, например отверстия 10 в цилиндрическом барабане 5 и отверстия в патрубках 8), разгоняясь в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу оболочки и в противоположном направлению истечения из ротора с обеспечением вращения оболочки и получения механической энергии. Истечение с разгоном (увеличением скорости) из отверстий оболочки в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу оболочки, позволяет приводить во вращение оболочку, а торможение рабочего тела, истекающего из каналов ротора в оболочку, позволяет усиливать эффект вращения за счет сил трения рабочего тела об оболочку и реактивных сил. При этом вместе с оболочкой вращается ее вал, с которого снимается дополнительная полезная энергия.

Нагрузка может быть приложена к ротору и оболочке так, чтобы установить одинаковые окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки. Это осуществляется подключением потребителей энергии, например электрогенераторов, к валам ротора и оболочки и установления таких режимов их работы, чтобы окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки были одинаковы. В этом случае можно получить наибольший коэффициент полезного действия турбины.

По закону сохранения момента количества движения момент вращения, действующий на ротор M1, равен суммарному моменту вращения М2, действующему на оболочку: M1= М2. Если скорость истечения 1 кг/с рабочего тела из каналов ротора будет W1 на радиусе R, то
M1=M2=(W1-V1)•R,
где V1 - окружная скорость вращения ротора.

Развиваемая ротором мощность при угловой скорости
ω1 = V1/R
N1=(W1-V1)•R•V1/R=(W1-V1)•V1.

Соответственно при том же моменте M12 мощность, развиваемая оболочкой, будет при ω2 = V2/R, где V2 - окружная скорость вращения оболочки
N2=(W1-V1)•R•V2/R=(W1-V1)•V2.

Следовательно, при одинаковых окружных скоростях V1=V2 и отсутствии аэродинамических и других потерь наличие вращающейся оболочки позволяет дополнительно получить такую же мощность, как и мощность ротора, то есть удвоить суммарную мощность системы ротор - оболочка и получить максимальный теоретический коэффициент полезного действия турбины.

При V1=V2=V коэффициент полезного действия составляет:
η=(N1+N2)/W12/2=4(V/W1-V2/W12).

При соотношении V/W1=0,25
η=4(0,25-(0,25)2)=0,75.

В качестве рабочего тела в турбине могут использоваться жидкость, газ и пар.

Пример применения способа.

Турбина работает на водяном пару. Используют ротор типа сегнерово колесо с двумя каналами. Подают водяной пар в два канала ротора и разгоняют поток водяного пара при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу ротора, до скорости 790 м/с. Используют ротор с радиусом r=0,48 м и числом оборотов n=5000 об/мин. Окружная скорость ротора 251 м/с. Ротор вращается, и с его вала снимается механическая энергия.

Далее водяной пар из каналов ротора поступает в закрытое пространство вокруг ротора и взаимодействует с трением с оболочкой, образующей закрытое пространство и выполненной по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора. Через отверстия в оболочке водяной пар истекает, разгоняясь до скорости 251 м/с в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу оболочки и в противоположном направлению истечения из ротора с обеспечением вращения оболочки. Радиус оболочки незначительно превышает радиус ротора и составляет 0,4805 м, а число оборотов оболочки n=4990 об/мин. Окружная скорость оболочки 251 м/с. Оболочка вращается, и с ее вала снимается дополнительная механическая энергия.

К валам ротора и оболочки прикладывают нагрузку установкой отдельных электрогенераторов на оба вала и устанавливают такие режимы работы электрогенераторов, чтобы окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки стали одинаковы 251 м/с. В этом случае с турбины снимается наибольшая механическая энергия при теоретическом коэффициенте полезного действия η=0,86.

Предложенный способ получения механической энергии в турбине подтвержден экспериментально и турбина, реализующая этот способ, успешно прошла испытания.

Похожие патенты RU2200848C1

название год авторы номер документа
ТУРБИНА 2002
  • Воробьев Р.Н.
  • Зелинский А.М.
RU2217596C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ТУРБИНЕ, ТУРБИНА И СЕГНЕРОВО КОЛЕСО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Сычиков Виктор Иванович
  • Дяченко Сергей Андреевич
  • Сембиев Абдулрахман Усманович
  • Козырев Георгий Александрович
RU2280168C1
ТУРБИНА 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2771106C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОДНОПОТОЧНАЯ И ДВУХПОТОЧНАЯ РЕАКТИВНЫЕ ТУРБИНЫ И ТУРБОРЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Исаев Сергей Константинович
  • Шрамко Андрей Валерьевич
  • Омаров Валерий Игоревич
  • Дементьев Дмитрий Георгиевич
RU2673431C2
Струйно-детандерный генератор (варианты) 2021
  • Серазитдинов Ринат Шигабутдинович
  • Тонконог Владимир Григорьевич
  • Хабибуллин Искандер Мидхатович
  • Серазетдинов Булат Фаатович
  • Беккер Игорь Петрович
  • Явкин Владимир Борисович
  • Громов Владимир Сергеевич
  • Акбиров Зиннур Рашидович
RU2764566C1
Турбогенератор 2002
  • Зелинский А.М.
  • Воробьев Р.Н.
  • Акаро А.И.
RU2217601C1
Турбогенератор 2002
  • Воробьев Р.Н.
  • Зелинский А.М.
RU2217600C1
СТРУЙНО-РЕАКТИВНАЯ ТУРБИНА 2015
  • Королев Сергей Константинович
  • Овчаренко Андрей Юрьевич
  • Король Алексей Андреевич
RU2614946C2
РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ, ТУРБИНА И ТУРБИНА ПАРОВАЯ НА ЕГО ОСНОВЕ 2004
  • Козинский Александр Владимирович
RU2276731C2
ПАРОВАЯ ТУРБИНА 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2764946C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 200 848 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ТУРБИНЕ И ТУРБИНА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Способ получения механической энергии в турбине, содержащей сегнерово колесо, включает в себя подачу рабочего тела в каналы ротора турбины и разгон рабочего тела при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу ротора, с обеспечением вращения ротора. Рабочее тело из каналов ротора подают в образованное оболочкой пространство вокруг ротора. Рабочее тело взаимодействует с трением с оболочкой и истекает через отверстия в оболочке, разгоняясь в одном направлении с обеспечением ее вращения. Образованное оболочкой пространство вокруг ротора выполнено закрытым по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора. Истекающее через отверстия в оболочке рабочее тело разгоняется вдоль окружности перпендикулярно радиусу оболочки в направлении, противоположном истечению из ротора. Изобретение позволяет увеличить кпд. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 200 848 C1

1. Способ получения механической энергии в турбине, включающий подачу рабочего тела в каналы ротора турбины и разгон рабочего тела при истечении из каналов в одном направлении вдоль окружности, перпендикулярном радиусу ротора, с обеспечением вращения ротора, рабочее тело из каналов ротора подают в образованное оболочкой пространство вокруг ротора и оно взаимодействует с трением с оболочкой и истекает через отверстия в оболочке, разгоняясь в одном направлении с обеспечением ее вращения, отличающийся тем, что образованное оболочкой пространство вокруг ротора выполнено закрытым по радиусу окружности вдоль выходных отверстий каналов ротора, а истекающее через отверстия в оболочке рабочее тело разгоняется вдоль окружности перпендикулярно радиусу оболочки в направлении, противоположном истечению из ротора. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что прикладывают нагрузку к ротору и оболочке так, чтобы установить одинаковые окружные скорости вращения наружного диаметра ротора и внутреннего диаметра оболочки. 3. Турбина, содержащая сегнерово колесо, выполненное в виде трубы с закрытым концом, скрепленной соосно с валом, установленной с возможностью вращения, на трубе радиально закреплена с противоположных сторон, по крайней мере, одна пара патрубков с отогнутыми в противоположные стороны от их оси открытыми концами, причем оси отогнутых открытых концов патрубков перпендикулярны плоскости, проходящей через оси патрубков и ось трубы, а в стенке трубы соответственно патрубкам выполнены отверстия, оболочку, скрепленную соосно с валом, установленным с возможностью вращения, и охватывающую сегнерово колесо, охватывающий сегнерово колесо и оболочку корпус с отверстиями для размещения трубы сегнерова колеса и валов сегнерова колеса и оболочки со штуцером для выхода рабочего тела, отличающаяся тем, что оболочка выполнена в виде цилиндрического барабана, цилиндрический поясок барабана примыкает к отогнутым концам патрубков сегнерова колеса с зазором, на цилиндрическом пояске барабана радиально закреплена с противоположных сторон, по крайней мере, одна пара патрубков с открытыми концами, отогнутыми в разные стороны от их оси, противоположные сторонам патрубков сегнерова колеса, причем оси отогнутых открытых концов патрубков барабана перпендикулярны плоскости, проходящей через оси патрубков барабана и ось трубы, а в стенке пояска соответственно патрубкам выполнены отверстия. 4. Турбина по п. 3, отличающаяся тем, что патрубки сегнерова колеса выполнены обтекаемой формы. 5. Турбина по п. 4, отличающаяся тем, что обтекаемая форма патрубков сегнерова колеса выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5, где L - хорда крыла, b - наибольшая толщина крыла. 6. Турбина по п. 3, или 4, или 5, отличающаяся тем, что патрубки барабана выполнены обтекаемой формы. 7. Турбина по п. 6, отличающаяся тем, что обтекаемая форма патрубков выполнена в поперечном сечении в виде крыловидного профиля с отношением L/b≥5, где L - хорда крыла, b - наибольшая толщина крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2200848C1

Узел соединения колбы вакуумного прибора с ножкой 1977
  • Гурьянов Валерий Сергеевич
  • Лапук Александр Григорьевич
  • Калантаров Михаил Андреевич
  • Румянцев Евгений Дмитриевич
  • Юдовина Галина Ароновна
  • Боровкова Нина Иосифовна
  • Андреев Борис Павлович
  • Виленчик Арсений Миронович
SU669428A1
US 3282560 А, 01.11.1966
КОМПОЗИЦИЯ для ПОЛУЧЕНИЯМАТЕРИАЛА 0
SU294831A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИАЛКИЛАМИДОВ АЛКИЛ(АРИЛ)ДИФТОРМОНОГИДРИДОВ ФОСФОРЛр'^ТГ'Г!'^'"-"' ' •'' и.; — s.iO:^^*^ I ;/•--1О глт;:;;т;;о •-Ц]'.'..'.'••'':'.'''.] 0
  • С. К. В. Караванов Г. И. Дрозд
SU172795A1
СТЕКЛОБЛОЧНЫЙ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР 2015
  • Ежов Владимир Сергеевич
  • Семичева Наталья Евгеньевна
  • Березин Сергей Владимирович
RU2592938C1
Реактивная турбина внутреннего сгорания 1947
  • Смирнов Б.И.
SU71661A1
Реактивная паровая турбина 1927
  • Шувалов В.М.
SU9803A1

RU 2 200 848 C1

Авторы

Воробьев Р.Н.

Зелинский А.М.

Даты

2003-03-20Публикация

2002-03-11Подача