СРЕДНЕТЕМПЕРАТУРНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК C10M161/00 C10M161/00 C10M125/02 C10M125/22 C10M143/06 C10M135/36 C10M117/00 

Описание патента на изобретение RU2202601C2

Изобретение относится к смазочным материалами, используемым в тяжело нагруженных узлах трения, - подшипниках качения и скольжения, в шарнирах, опорах, резьбовых соединениях, зубчатых и других передачах и т.д. при максимальных температурах до 200-250oС.

В настоящее время широко используется универсальная смазка Литол-24, имеющая сравнительно большой ресурс работы, и успешно заменяет натриевое и литиевые смазки общего назначения. Смазка имеет удовлетворительные противозадирные характеристики, работает при 110-130oС и может кратковременно выдерживать температуру до 200oС. Однако во многих случаях этого недостаточно для нормальной работы механизмов и агрегатов.

Смазка Литол-24, кроме всего, характеризуется хорошими консервационными свойствами, достаточно надежно защищает металлические изделия от коррозии, может закладываться в узлы трения как несменяемая смазка и является многоцелевой смазкой. По своим трибологическим характеристикам Литол-24 относится к смазкам для средненагруженных узлов трения.

Литол-24 может иметь разный состав, чаще всего Литол-24 готовят загущением смеси нафтеновых масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. При изготовлении Литола-24 на смеси масел И-50А и веретенного АУ в смазку вводят вязкостную присадку полиизобутилен П-20. Смазка на смеси масел из западносибирских нефтей (без добавки П-20) уступает смазке на бакинских маслах. Состав смазки Литол-24 (ГОСТ 21150-75), %:
Загуститель - литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 13
Присадки: антиокислительная дифениламин - 0,5
или неозон-Д - 0,7
Вязкостная - полиизобутилен П-20 - 4
Дисперсионная среда - смесь масел веретенного АУ и индустриального И-50А (1:3) или остаточных или дистиллятных масел западносибирских нефтей - До 100
Наряду со многими положительными характеристиками смазки Литол-24, делающей ее многоцелевой, что привело к ее широкому использованию в узлах трения, многие ее характеристики не удовлетворяют более тяжелым условиям эксплуатации, что требует современная техника, из-за ограниченности заложенных в ее характеристиках. Таким образом, основными недостатками смазки Литол-24 являются:
- низкие противоизносные и противозадирные свойства при высоких удельных нагрузках, т.е. в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения применение Литол-24 просто невозможно;
- верхний температурный рабочий интервал для Литол-24 составляет 110-130oС и кратковременно до 200oС, в тяжелонагруженных узлах трения обычно развивается температура порядка 200oС и иногда до 250oС;
- для современной техники ресурс работы Литол-24, применяемой как несменяемая смазка, недостаточный (например, в некоторых автомобильных узлах трения 1-2 года);
- Литол-24 не может быть использована для резьбовых соединений и в качестве термостойкой смазки (рабочая температура 200oС).

В основу изобретения поставлена задача создание среднетемпературной смазки для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения на основе мыльных смазок типа Литол-24, в которой с введением графита, дисульфида молибдена и присадки значительно повышаются противоизносные, противозадирные и антикоррозионные свойства, а также появляется возможность использования смазки при более высоких температурах.

В качестве прототипа выбрана среднетемпературная смазка по патенту UA 24433 А, 30.10.1998, которая в своем составе содержит загущенные нефтяные масла, графит, дисульфид молибдена и многофункциональную присадку. В качестве многофункциональной присадки применяется продукт присоединения диметилфосфита и 1,4-(арилсульфонил)хинонимина. Недостаток присадки: в данном случае не установлена точная химическая формула действующего вещества, что затрудняет контроль состава присадки, и обеспечение стабильности ее свойств.

Поставленная техническая задача решается тем, что в состав смазки Литол-24, или другой на основе Li или, NaCa-мыл дополнительно введены графит, дисульфид молибдена и многофункциональная присадка, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Графит - 4 - 15
Дисульфид молибдена - 3 - 9
Полиизобутилен, П-20 - 2 - 4
Многофункциональная присадка - 0,5 - 5,0
Загущеные мылами масла, (например, готовые смазки Литол-24, и др.) - До 100
Графит - дешевый доступный материал. В составе смазки - основной антифрикционный наполнитель, позволяющий при кратковременном повышении температуры в узле трения до 400-450oС обеспечивать восстановительную среду, не позволяющую окислять другие компоненты смазки. Таким образом, графит повышает противоизносные, противозадирные, антикоррозионные свойства смазки и повышает рабочую температуру смазки.

Оптимальные количества графита 6-15 мас.ч., нижний и верхний пределы определяются смазывающими свойствами графита и консистентностью смазки, которая, в свою очередь, определяется эксплуатационными требованиями. В этих пределах эффективность графита как антифрикционной добавки высокая.

Дисульфид молибдена введен в состав смазки как эффективная антифрикционная присадка, улучшающая условия работы тяжело нагруженного узла трения, повышает ресурс работы смазки, становится возможным использование смазки в резьбовых соединениях.

В качестве вязкостной присадки предлагается использовать полиизобутилен П-20. Эта присадка добавляется при необходимости, в зависимости от используемой основы.

Например, если используется в качестве основы Литол-24 - присадка не нужна, а если используется в качестве основы смазка 1-13 - добавляется 3-4% присадки.

Оптимальные количества дисульфида молибдена 3-9 мас.ч. Нижний и верхний пределы определяются смазывающими свойствами дисульфида молибдена. В данной смазке при содержании дисульфида молибдена ниже 3 мас.ч. антифрикционные свойства смазки резко уменьшаются, а при содержании выше 9 мас.ч. они остаются практически неизменными.

Многофункциональная присадка представляет собой 1,4-ди-(N-арилсульфониламино)-2-(тиобензтиазол)бензол.

Многофункциональная присадка повышает:
- антикоррозионные свойства смазки при повышенных температурах;
- противозадирные и противоизносные свойства смазки, особенно в тяжело нагруженных узлах трения качения и скольжения, что делает возможным применение смазки в резьбовых соединениях.

Оптимальное содержание многофункциональной присадки определено лабораторными испытаниями, значительная эффективность ее проявляется при содержании выше 0,5 мас. ч., а выше 5 мас.ч. рост противоизносных и противозадирных свойств незначителен. Присадка имеет следующее строение:

где R - Н-,-СН3.

Предлагаемая присадка обладает антикоррозионными свойствами.

Для испытания антифрикционных присадок было приготовлено несколько пластических смазок на основе известных смазок Литол-24 и 1-13. Испытания проведены в сравнении со смазками Литол-24 и 1-13. Исследования выполнены на лабораторной машине трения СМЦ-2 по схеме колодка-ролик. Диаметр ролика 50 мм, площадь трения 1 см, угловая скорость 330 об/мин. Как видно из табл.2, смазки, в состав которых входит присадка, обладают лучшими антифрикционными свойствами по сравнению со смазками Литол-24 и 1-13. Кроме того, они обеспечивают работу узла трения при более тяжелых нагрузках. Для испытаний трибологических свойств были взяты примеры смазок, приведенные в табл.1.

Обработка статистических данных противоизносных свойств консистентных смазок на основе Li-, Na-, Ca-мыл, а также результаты испытаний противоизносных свойств предложенной смазки различных составов позволяет утверждать, что ее противоизносные свойства выше чем у смазок типа Литол-24, 1-13, что увеличивает срок службы трущихся пар и что подтверждается примерами реализации смазок.

Примеры реализации смазок
1. Смазка 1 на основе пластической смазки Литол-24. Использовалась в подшипниках прокатного стана АОЗТ МММЗ при высокой температуре - 250oС. Однократная закладка смазки в подшипники прокатного стана обеспечила работу оборудования в течение трех месяцев, что превышает ресурс работы традиционной смазки более чем в 5 раз.

2. Смазка 3 на основе пластичной сказки 1-13 использовалась на Краматорском цементно-шиферном комбинате, в подшипниках барабанных обжиговых печей при нагрузке на ось 400 т. Время работы подшипника с однократной закладкой смазки составил один год.

3. Смазка 2, на основе пластичной смазки Литол-24 использовалась для смазывания кулачков турбинного вала Краматорской ТЭЦ. Ресурс работы узла трения при однократной закладке смазки составил три года.

Похожие патенты RU2202601C2

название год авторы номер документа
СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Букин Виктор Евгениевич
RU2443765C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Букин Виктор Евгеньевич
RU2635100C2
СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2015
  • Галиев Рустем Фаузарович
  • Емаев Илья Игоревич
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
RU2602237C2
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Букин Виктор Евгениевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
RU2565760C1
УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ ПАСТА ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ И УСТРАНЕНИЯ УТЕЧЕК ГАЗА И ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ УЗЛОВ УПЛОТНЕНИЯ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 2006
  • Букин Виктор Евгеньевич
RU2352620C2
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Воропаев Александр Иванович
  • Мясников Филипп Васильевич
RU2672266C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1996
  • Жданов Андрей Николаевич
RU2103331C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 1999
  • Харламов В.В.
  • Пермякова Т.А.
RU2159796C1
Многоцелевая пластичная смазка 2019
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
  • Шувалов Сергей Александрович
  • Ермакова Ольга Вячеславовна
RU2698463C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2019
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
  • Шувалов Сергей Александрович
  • Тонконогов Борис Петрович
  • Винокуров Владимир Арнольдович
RU2711022C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 202 601 C2

Реферат патента 2003 года СРЕДНЕТЕМПЕРАТУРНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: для смазки тяжелонагруженных узлов трения - подшипников качения и скольжения, шарниров, резьбовых соединений, зубчатых и других передач при температурах до 200-250oС. Сущность: смазка содержит, 4-15 мас.% графита, 3-9 мас.% дисульфида молибдена, 2-4 мас.% полиизобутилена, 0,5-5,0 мас. % многофункциональной присадки - 1,4-ди-(N-арилсульфониламино)-2-(тиобензтиазол)бензола и до 100 мас.% загущенного мылом нефтяного масла. Технический результат - увеличение ресурса работы смазки и обеспечение работы узлов трения при высоких нагрузках. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 202 601 C2

Среднетемпературная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения, содержащая загущенное мылом нефтяное масло, графит, дисульфид молибдена и многофункциональную присадку, отличающаяся тем, что в качестве многофункциональной присадки она содержит 1,4-ди-(N-арилсульфониламино)-2-(тиобензтиазол)бензол и дополнительно содержит полиизобутилен как вязкостную присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Графит - 4 - 15
Дисульфид молибдена - 3 - 9
Полиизобутилен - 2 - 4
Многофункциональная присадка - 0,5 - 5,0
Загущенное мылом нефтяное масло - До 100и

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2202601C2

Рельсовое скрепление 1930
  • Андреянов Б.П.
SU24433A1
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1992
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Нестеров Александр Викторович
  • Богданов Виктор Михайлович
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Лосева Любовь Николаевна
  • Бельдей Валентин Васильевич
RU2000316C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1994
  • Вдовиченко Петр Николаевич[Ua]
  • Яременко Алла Михайловна[Ua]
  • Любомирский Александр Климович[Ua]
  • Петруха Екатерина Васильевна[Ua]
  • Новодед Раиса Денисовна[Ua]
  • Губарев Александр Степанович[Ua]
  • Любинин Иосиф Абрамович[Ua]
  • Новиков Геннадий Александрович[Ru]
  • Тулькубаев Рафик Исмагилович[Ru]
  • Кравченко Всеволод Романович[Ua]
  • Бастрыгин Юрий Николаевич[Ru]
RU2057792C1
Смазка для опор шарошечных долот 1981
  • Посташ Сергей Андреевич
  • Барыльник Валерий Николаевич
  • Сейфи Равиль Назибович
  • Посташ Андрей Сергеевич
  • Дзугкоев Татаркан Дзабоевич
  • Илык Теофил Акимович
  • Якимчук Ульян Никифорович
  • Заболотный Леопольд Владимирович
  • Климанов Александр Сергеевич
SU996432A1
СИНИЦЫН В.В
Пластичные смазки в СССР
- М.: Химия, 1984, с.30-32.

RU 2 202 601 C2

Авторы

Букин Виктор Евгеньевич

Чередниченко Петр Георгиевич

Даты

2003-04-20Публикация

2001-06-04Подача