ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО Российский патент 2003 года по МПК B63B1/34 

Описание патента на изобретение RU2203825C2

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов.

Известно плавучее средство (патент 2013306, МПК В 63 Н 5/16, заявл. 16.11.90, опубл. 30.05.94, БИ 10), содержащее корпус с плоскими вертикальными бортами и подднищевым каналом переменного сечения, в котором размещены движители. Подднищевой канал в этом плавучем средстве выполнен с плавно изменяющимся по его длине сечением, максимальным на входе в канал и выходе из него и минимальным в средней части. При этом, по крайней мере, один из движителей размещен в районе сечения канала. Выполнение канала суживающимся в центральной части, а также размещение в районе минимального сечения канала движителя позволяет создать в нем дополнительные скорости воды, за счет чего уменьшаются или полностью уничтожаются перепады скоростей и давлений в воде вокруг средства при его движении. Это позволяет частично или полностью исключить волновую и вихревую составляющие сопротивления воды движению судна, особенно при движении на мелководье и в узких реках и каналах, и тем самым повысить его пропульсивные качества.

Недостатком известной конструкции является то, что из-за увеличения скорости протекания воды по каналу увеличивается сопротивление трения в канале, что не исключает возможности появления вихревого сопротивления в кормовой и носовой части канала.

Основной задачей автора при создании изобретения является уменьшение сопротивления трения и вихревого сопротивления средства за счет изменения формы днища и подднищевого канала.

Поставленная задача достигается тем, что в конструкции плавучего средства, содержащей корпус с бортами и подднищевой канал переменного сечения с установленными в нем движителями, этот канал образован плоскими пластинами, расположенными вдоль потока воды, и снабжен кавитаторами, размещенными в местах стыка пластин. При этом поперечные сечения канала по всей его длине имеют П-образную форму. Кроме того, углы взаимного излома смежных пластин в кормовой и носовой частях канала не превышают 14o. Из источников (Справочник по теории корабля, т. 1, под. ред. Я.И. Войткунского. - Л.: Судостроение, 1985 г. , А.Н. Иванов. Гибродинамика развитых кавитационных течений. - Л.: Судостроение, 1980 г. и А. М. Латышенков. Основы гидравлики. - Л.: Гидрометиздат, 1971 г. ) известно, что эффективным путем снижения сопротивления трения является создание вдоль обтекаемой поверхности стабильной тонкой воздушной прослойки - искусственной каверны, отделяющей поток воды от твердой границы (воздушная смазка, "вентиляция").

Введение плоских пластин в канал позволяет создать вдоль подводной части обшивки плавучего средства тонкую воздушную прослойку, так называемую "смазку", и таким образом существенно уменьшить сопротивления трения. Введение кавитаторов, в частности клиновидных, позволяет наилучшим образом решить эту проблему, в частности отделить путем создания каверны поток воды от твердой границы. Для этого кавитаторы устанавливают поперек потока воды в местах стыка пластин. Туда подают или естественным путем подается воздух или газ. Наибольший эффект при этом достигается на нижней поверхности горизонтальных пластин и меньший - на наклонных и вертикальных пластинах и стойках. Длина каверны должна быть пропорциональная квадрату скорости потока воды, что делает этот способ особенно выгодным в канале, где скорость воды значительно выше скорости судна. Достаточно одного-двух кавитаторов, чтобы вентилировать весь канал, поскольку эффект получается за счет разности между сопротивлением трения пластин обшивки и сопротивлением кавитаторов.

Безвихревое обтекание плоских пластин в кормовой и носовой части канала возможно в том случае, если углы относительного расхождения (излома) смежных по ходу потока воды плоских пластин (углы "С" на фиг.1 и 2) не будут превосходить 10-20o.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено судно, горизонтальное сечение судна в подводной части по каналу; на фиг.2 - среднее продольное диаметральное сечение; на фиг.3 - среднее поперечное сечение.

Плавучее средство содержит корпус 1 с плоскими наружными бортами 2 и днищем 3 и подднищевой канал 4. Подднищевой канал 4 выполнен закрытым сверху по всей длине средства, находящейся под водой, и состоит по длине из трех частей: суживающейся 5 (конфузор), призматической 6 и расширяющейся 7 (диффузор).

Все части 5, 6, 7 канала 4 имеют плоские стенки и П-образные поперечные сечения. Стенки канала 4 в носу и корме выполнены примыкающими к наружным бортам 2, образуя два форштевня 8 и два ахтерштевня 9.

Верхняя кромка входного и выходного отверстий канала расположены не ниже грузовой ватерлинии.

На стенках канала 4, наружных бортах 2 и днище 3 устанавливаются кавитаторы, к которым подводят воздух или выхлопные газы от двигателей. В местах стыковых изломов плоских пластин, образующих подводную часть корпуса 1, размещены кавитаторы. Конкретную форму и размеры всех элементов корпуса 1 и канала 4 в каждом случае определяют в зависимости от заданного режима быстроходности и условий эксплуатации средства.

В конфузоре 5 канала 4 устанавливаются гидравлические движители, количество которых также определяется в зависимости от режима быстроходности средства, при этом по крайней мере один из движителей размещается в районе минимального сечения канала 4.

Работа осуществляется следующим образом.

При включении движителей 10 последние прогоняют воду по каналу 4. За счет появления в канале 4 дополнительных скоростей воды, вызванных работой движителей, значительно уменьшаются перепады скоростей и давлений в воде вокруг средства при движении последнего с заданной скоростью. Это происходит за счет того, что скорости воды вдоль бортов и по периметру выходного сечения канала выравниваются, а перепады скоростей и давлений в канале не вызывают волнообразования на поверхности воды, поскольку канал закрыт сверху по всей его длине.

Известно, что перепады скоростей и давлений являются причиной образования вихрей и волн на воде при движении судов и соответственно вихревого и волнового сопротивлений воды движению судов, которые достигают 75% от полного сопротивления, в особенности на мелководье и в узких акваториях.

Как показывают расчеты, при таком конструктивном исполнении плавучего средства его полное сопротивление воды без установки кавитаторов состоит на 80% из сопротивления трения, из которых 50% составляет сопротивление трения горизонтальных пластин призматической части канала и днища, которое может быть уменьшено при установке кавитаторов, т.е. общее сопротивление будет состоять в основном из лобового сопротивления корпуса и кавитаторов.

Таким образом, использование средства предлагаемой формы и конструкции, позволит установить кавитаторы, даст возможность значительно снизить полное сопротивление воды движению средства за счет снижения всех его составляющих: волнового, вихревого и трения. Это, в свою очередь, позволит еще более существенно снизить мощность энергетической установки, удельный расход топлива на единицу пути, стоимость постройки, а также улучшить остальные экономические показатели эксплуатации средства.

Похожие патенты RU2203825C2

название год авторы номер документа
ЛЕДОКОЛЬНОЕ ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО 1999
  • Красюк В.С.
RU2168439C1
ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО 1990
  • Красюк В.С.
RU2013306C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2007
  • Бочагов Виталий Иванович
  • Лейкис Борис Аврамович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
RU2355592C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2617876C1
Устройство для снижения гидродинамического сопротивления днища корпуса судна на сжатом пневмопотоке 2019
  • Рудомин Евгений Николаевич
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Рудомин Сергей Евгеньевич
  • Биленко Виктор Алексеевич
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2713320C1
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2714040C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУЛЬСИВНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ТЯГИ 2001
  • Тарадонов В.С.
  • Здорнов В.А.
  • Шумилов А.И.
  • Хализев О.А.
  • Зубахин В.Ф.
RU2228873C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 203 825 C2

Реферат патента 2003 года ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов. Плавучее средство содержит корпус с бортами и подднищевой канал переменного сечения. В этом канале установлены движители. Подднищевой канал плавучего средства образован плоскими пластинами, расположенными вдоль потока воды. Этот канал снабжен кавитаторами, размещенными в местах стыка пластин. При этом поперечные сечения канала по всей его длине имеют П-образную форму. У плавучего средства углы взаимного излома смежных пластин в кормовой и носовой частях канала могут не превышать 14o. Технический результат реализации изобретения заключается в уменьшении сопротивления трения и вихревого сопротивления плавучего средства с помощью изменения формы днища и подднищевого канала. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 203 825 C2

1. Плавучее средство, содержащее корпус с бортами и подднищевой канал переменного сечения с установленными в нем движителями, отличающееся тем, что подднищевой канал плавучего средства образован плоскими пластинами, расположенными вдоль потока воды, и снабжен кавитаторами, размещенными в местах стыка пластин, при этом поперечные сечения канала по всей его длине имеют П-образную форму. 2. Плавучее средство по п. 1, отличающееся тем, что углы взаимного излома смежных пластин в кормовой и носовой частях канала не превышают 14o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203825C2

Плавучее средство 1972
  • Лосик Дмитрий Александрович
  • Шкрыль Николай Романович
  • Евсинейкин Николай Алексеевич
SU796047A1
ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО 1990
  • Красюк В.С.
RU2013306C1
УСТРОЙСТВО для СОЗДАНИЯ ВОЗДУШНОЙ СМАЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ ПЛОСКОГО ДНИЩА СУДНА 0
SU288576A1
US 3702598 А, 14.11.1972.

RU 2 203 825 C2

Авторы

Красюк В.С.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-06-04Подача