СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Российский патент 2003 года по МПК F02B67/00 B60K13/00 

Описание патента на изобретение RU2204033C2

Изобретение относится к области танкостроения и может быть использовано для транспортных средств с целью повышения тактико-технических характеристик (подвижности и маневренности).

Особенно актуальное значение это имеет для танков, БМП и БМД ввиду очень плотной компоновки силовой установки (С.У.) из-за малых объемов моторно-трансмиссионного отделения (МТО), продиктованных требованиям по уязвимости, а значит, и низкому силуэту при очень высокой степени форсирования С.У.

Наиболее близким по техническим решениям, актуальности проблемы, принятым за прототип данного изобретения является самый распространенный по применяемости в мире танк Т-72М1, в С.У. которого входит дизельный двигатель, снабженный агрегатом наддува, системой суфлирования картерных газов, установленный в МТО поперек продольной оси танка, система питания двигателя воздухом с двухступенчатым воздухоочистителем, который соединен патрубком с агрегатом наддува, система выпуска отработанных газов с выпускными трубами, компенсирующими устройствами, эжекторами и выпускным патрубком, расположенным на надгусеничной полке, системой охлаждения двигателя с водяными и масляными радиаторами двигателя и трансмиссии, размещенными в общем стеллаже (корзине), и вентиляторной установкой с приводом, имеющим фрикцион, центробежным вентилятором с лопатками, загнутыми назад (см. объект 172 М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга вторая, изд-во МО СССР, стр. 65-201, 1975 г.).

Недостатком приведенной комплектации силовой установки является то, что системы этой С.У. не могут обеспечить более высокий теплосъем, оставить на уровне или снизить сопротивления на впуске и на выпуске при установке более мощного двигателя, а значит, и повысить ТТХ танка.

Целью настоящего изобретения является создание систем силовой установки в габаритах моторно-трансмиссионного отделения танка, обеспечивающих установку и эксплуатацию более мощного двигателя до 30% и, как следствие, повышение тактико-технических характеристик танка.

На фиг.1 представлен поперечный разрез МТО; на фиг.2 - вид на МТО сверху.

Указанная цель достигается тем, что:
- на штатные места крепления установлен дизельный двигатель с турбонаддувом, позволяющий увеличить мощность С.У. до 30%, при этом двигатель расположен поперек продольной оси танка, а турбокомпрессор 5 имеет выход патрубка турбины 9 в сторону левого борта, а патрубок компрессора 10 в развал блоков двигателя, система суфлирования картерных газов двигателя дополнительно снабжена суфлирующим бачком, расположенным под В.О. 13, сообщенным последовательно с суфлером двигателя, оснащенным контрольным устройством для слива, причем дыхательное окно суфлирующего бачка обращено в сторону зоны подрадиаторного пространства;
- система питания двигателя воздухом содержит воздухоочиститель 13 (В.О. ), разработанный на базе серийного, отличающейся от него тем, что с целью снижения сопротивления он снабжен на выходе овальным патрубком 12, направленным в развал блоков двигателя и расположенным на общей продольной оси с патрубком компрессора 10, при этом овальный патрубок В.О. соединен с круглым патрубком конфузорной воздухопитающей трубы 11, расположенной в развале блоков двигателя, с соотношением длины трассы от В.О. до ТКР к диаметру патрубка турбины как 10,5:1, что позволяет выровнять поле скоростей потока очищенного воздуха после выхода из В.О. и подать его в патрубок компрессора ТКР;
- система выпуска отработавших газов двигателя с целью снижения сопротивления выполнена короткой выпускной трассой с компенсирующим устройством, подсоединенной к выходному патрубку 9 турбины ТКР 5 быстросъемными хомутами, при этом соединение трассы выпуска отработавших газов и турбины выполнены с лабиринтным уплотнением, а трасса выпуска газов является одновременно соплом эжектора 6 и выполнена таким образом, что компенсирующее устройство и срез сопла выполнены за пределом МТО, а эжектор 7 выполняет и роль выпускного забронированного патрубка и расположен также за пределами МТО на надгусеничной полке танка 8;
- система охлаждения двигателя с целью повышения ее эффективности снабжена пластинчато-ленточными алюминиевыми однозаходными радиаторами 2, 3 с трехточечным независимым креплением и колесом вентилятора с профилем лопатки двойной знакопеременной кривизны в плоскости, параллельной несущему диску колеса вентилятора, с приводом, имеющим крутящий момент пробуксовки фрикциона вентилятора 7,5-15% от крутящего момента двигателя на режиме максимальной мощности.

Похожие патенты RU2204033C2

название год авторы номер документа
ВЫХЛОПНОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Калугин А.И.
  • Малых Н.А.
  • Тыкало А.С.
  • Тютюгин Г.Ф.
  • Харлов В.И.
RU2180044C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ 2003
  • Домнин В.Б.
  • Калугин А.И.
  • Стафеев О.М.
  • Харлов В.И.
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Малых Н.А.
  • Старостин Г.А.
RU2223412C1
Способ модернизации моторно-трансмиссионной установки гусеничной машины и шасси для его осуществления 2021
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Гаев Евгений Геннадьевич
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Козырьков Дмитрий Анатольевич
  • Кормильцев Андрей Юрьевич
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Ушков Владимир Борисович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2754969C1
СИСТЕМА ДЫМОПУСКА 2000
  • Шебухов Ю.Н.
  • Куракса О.А.
  • Тютюгин Г.Ф.
  • Калугин А.И.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Морозова З.М.
RU2199077C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ВЕНТИЛЯТОРА 2000
  • Куракса О.А.
  • Наумов М.Л.
  • Вавилонский Э.Б.
  • Тютюгин Г.Ф.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Григурко В.В.
RU2184877C2
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Домнин Владимир Борисович
  • Малых Николай Александрович
  • Старостин Георгий Александрович
  • Харлов Валерий Иванович
  • Калугин Александр Иванович
  • Морозова Зинаида Михайловна
  • Васильев Алексей Петрович
  • Ермола Сергей Александрович
RU2275524C1
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Вавилонский Э.Б.
  • Домнин В.Б.
  • Куракса О.А.
  • Неволин В.М.
  • Наумов М.Л.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Григурко В.В.
  • Тыкало А.С.
RU2187024C2
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ВОЖДЕНИЯ ТАНКА 2006
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Беляков Владимир Федорович
  • Павлов Владимир Васильевич
  • Сергамасов Дмитрий Михайлович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2309364C2
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2000
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Григурко В.В.
  • Домнин В.Б.
  • Калугин А.И.
  • Малых Н.А.
  • Папулов В.П.
  • Швалев В.А.
RU2177416C1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2006
  • Беляева Татьяна Сергеевна
  • Лобанов Сергей Владимирович
  • Тюлюкин Юрий Петрович
RU2315190C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 204 033 C2

Реферат патента 2003 года СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к силовым установкам преимущественно боевых машин. Техническим результатом является повышение удельных габаритных показателей силовой установки. Сущность изобретения заключается в том, что согласно изобретению двигатель силовой установки танка снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% и имеющим выход патрубка турбины в сторону левого борта, а патрубок компрессора - в развал блоков двигателя. Система суфлирования дополнительно снабжена расположенным под воздухоочистителем суфлирующим бачком, сообщенным последовательно с суфлером двигателя. Воздухоочиститель снабжен на выходе овальным патрубком, который соединен с расположенным с ним на общей продольной оси патрубком компрессора ТКР конфузорной воздухопитающей трубой, расположенной в развале блоков двигателя. При этом выпускная трасса является соплом эжектора, а компенсирующее устройство системы выпуска отработавших газов и срез сопла вынесены за пределы моторно-трансмиссионного отсека и расположены на надгусеничной полке. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 204 033 C2

Силовая установка танка, содержащая установленный в моторно-трансмиссионном отсеке дизельный двигатель, снабженный агрегатом наддува, и систему суфлирования картерных газов, систему питания двигателя воздухом с двухступенчатым воздухоочистителем, систему выпуска отработавших газов с выпускными трубами, компенсирующими устройствами, эжекторами и выпускным патрубком, систему охлаждения двигателя с водяными и масляными радиаторами двигателя и радиаторами трансмиссии и вентиляторную установку с приводом, имеющим фрикцион и центробежный вентилятор, отличающаяся тем, что двигатель снабжен турбокомпрессором, позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% и имеющим выход патрубка турбины в сторону левого борта, а патрубок компрессора - в развал блоков двигателя, система суфлирования дополнительно снабжена расположенным под воздухоочистителем суфлирующим бачком, сообщенным последовательно с суфлером двигателя, оснащенным контрольным устройством для слива, причем дыхательное окно суфлирующего бачка обращено в зону подрадиаторного пространства, воздухоочиститель снабжен на выходе овальным патрубком, который соединен с расположенным с ним на общей продольной оси патрубком компрессора турбокомпрессора конфузорной воздухопитающей трубой, расположенной в развале блоков двигателя, при этом соотношение длины трассы от воздухоочистителя до турбокомпрессора к диаметру патрубка турбины составляет 10,5: 1, выпускная трасса является соплом эжектора, а компенсирующее устройство системы выпуска отработавших газов и срез сопла вынесены за пределы моторно-трансмиссионного отсека и расположены на надгусеничной полке, радиаторы системы охлаждения выполнены пластинчато-ленточными, однозаходными с трехточечным независимым креплением, лопатки колеса вентилятора выполнены с профилем двойной знакопеременной кривизны в плоскости, параллельной несущему диску колеса вентилятора, а момент пробуксовки фрикциона вентилятора отрегулирован в интервале 7,5-15% от крутящего момента на режиме максимальной мощности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204033C2

Приспособление для воспроизведения изображения на светочувствительной фильме при посредстве промежуточного клише в способе фотоэлектрической передачи изображений на расстояние 1920
  • Адамиан И.А.
SU172A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга вторая
- Издательство МО СССР, 1975, с.65-201
US 4962825 А, 16.10.1990
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ С РЕЗЬБОЙ ИЗ АРМИРОВАННОГО ДЛИННОМЕРНЫМИ ВОЛОКНАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 1994
  • Беренцвейг Борис Рувимович
  • Белых Сергей Иванович
  • Давыдов Анатолий Борисович
RU2068341C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БОРЬБЫ С ОТЛОЖЕНИЯМИ В ТЕПЛООБМЕННОЙ АППАРАТУРЕ 2001
  • Богатырев Н.И.
  • Тлиш Р.Д.
  • Потапенко И.А.
RU2206853C1
DE 3911142 А1, 10.05.1990
СПОСОБ РЕЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЯ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА 2003
  • Машков В.М.
  • Мамонтов В.Д.
  • Сабодашевский В.В.
  • Долгополов В.В.
  • Малыгин Р.В.
RU2230513C1
RU 94007735 А1, 27.08.1996
DE 4433247 A1, 28.03.1996.

RU 2 204 033 C2

Авторы

Андронов В.А.

Белов Н.А.

Вавилонский Э.Б.

Григурко В.В.

Демышев С.Г.

Загуровский С.П.

Куракса О.А.

Малых Н.А.

Пашнин А.В.

Тютюгин Г.Ф.

Харлов В.И.

Шилов А.П.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-03-22Подача