СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ Российский патент 2004 года по МПК F02M35/02 B60K13/02 

Описание патента на изобретение RU2223412C1

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в танках, эксплуатируемых в условиях повышенной запыленности воздуха и имеющих малый объем моторно-трансмиссионного отделения (МТО) при мощном двигателе и большом расходе воздуха, а также для повышения надежности работы двигателя и повышения его мощности без увеличения габаритов силовой установки.

Система питания двигателя воздухом предназначена для очистки воздуха и подвода его к цилиндрам двигателя.

Наиболее близкой по техническому решению является система питания двигателя воздухом, примененная на танке Т-72А (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2, ч.1. М.: Военное издательство, 1988, стр.307-314), которая и принята за прототип. Указанная система включает в себя воздухопитающее окно с защитными жалюзи, двухступенчатый воздухоочиститель (ВО) с крышкой, выходным патрубком и пылесборником, двигатель с нагнетателем, впускными и выпускными коллекторами, трубы отсоса пыли из пылесборника ВО, сигнализатор предельного сопротивления ВО, циклонный аппарат со щитками и сетками, собранный из циклонов с входными патрубками.

Недостатком этой системы является большой подогрев воздуха на входе в двигатель, приводящий к снижению мощности двигателя, увеличению теплоотдачи в системе охлаждения и смазки двигателя, повышению температуры цилиндропоршневой группы. Все это снижает надежность работы двигателя.

Трасса подвода воздуха к нагнетателю двигателя имеет три поворота, которые увеличивают гидравлическое сопротивление ВО и ухудшают из-за срыва воздушных потоков наполнение нагнетателя воздухом, и как следствие приводят к снижению коэффициент полезного действия (КПД) нагнетателя, а также к более частому техническому обслуживанию ВО.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности работы двигателя, его мощности и увеличение времени работы ВО между техническими обслуживаниями за счет нахождения наиболее рациональных соотношений геометрических размеров конструкторских решений.

Указанная цель достигается тем, что ВО снабжен дополнительными щитками, установленными на его крышке со сторон двигателя и вентилятора системы охлаждения, а воздухопитающее окно выполнено площадью входного сечения, составляющей 0,65-0,75 суммарной площади сечения входных патрубков циклонного аппарата. Выходной патрубок ВО соединен с патрубком турбокомпрессора двигателя посредством конфузорной воздухопитающей трубы, имеющей общую продольную ось с упомянутыми патрубками, при этом соотношение длины воздушной трассы от ВО до турбокомпрессора к внутреннему диаметру патрубка турбокомпрессора равно 10,5:1, а соотношение площадей входа и выхода воздухопитающей трубы равно 3: 1. Выходной патрубок ВО выполнен овальным с наклоном в сторону воздухопитающей трубы и с площадью сечения, составляющей 0,51-0,55 суммарной площади сечения входных патрубков циклонного аппарата.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "Новизна".

При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое техническое решение, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению "Изобретательский уровень".

Изобретение может быть применено при изготовлении бронетанковой техники, поэтому оно промышленно применимо.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид сверху на систему питания двигателя воздухом; на фиг.2 изображен ее вид справа (вид А на фиг.1); на фиг.3 изображена установка дополнительных щитков (сеч. Б-Б на фиг.1).

Система питания двигателя воздухом содержит воздухоочиститель 1 с крышкой 2, двигатель 3, дополнительные щитки 4, воздухопитающее окно 5, входные патрубки 6 циклонов, циклонный аппарат 7, выходной патрубок 8 воздухоочистителя 1, патрубок 9 турбокомпрессора 10, конфузорную воздухопитающую трубу 11.

Система питания двигателя воздухом работает следующим образом.

Загрязненный атмосферный воздух за счет разряжения поступает через воздухопитающее окно 5 на входные патрубки 6 циклонов циклонного аппарата 7. Поступление нагретого горячего воздуха из МТО на входные патрубки 6 циклонов циклонного аппарата 7 ограничивается дополнительными щитками 4, установленными на крышке 2 воздухоочистителя 1 со сторон двигателя 3 и вентилятора системы охлаждения.

Очищенный в циклонном аппарате 7 воздух через выходной патрубок 8 воздухоочистителя 1 и воздухопитающую трубу 11 поступает на патрубок 9 турбокомпрессора 10 и далее в цилиндры двигателя 3.

Конструктивное исполнение воздухопитающего окна, воздухопитающей трубы, выходного патрубка воздухоочистителя в соответствии с установленными соотношениями геометрических параметров определено экспериментальным путем и является наиболее эффективным по повышению надежности работы системы.

Похожие патенты RU2223412C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ ДЛЯ КРАТКОВРЕМЕННОГО ФОРСИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2023
  • Шабалин Денис Викторович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Катунин Федор Александрович
  • Млинарш Евгений Викторович
RU2812543C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Вавилонский Э.Б.
  • Григурко В.В.
  • Демышев С.Г.
  • Загуровский С.П.
  • Куракса О.А.
  • Малых Н.А.
  • Пашнин А.В.
  • Тютюгин Г.Ф.
  • Харлов В.И.
  • Шилов А.П.
RU2204033C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Репин Дмитрий Николаевич
RU2802967C1
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ВОЖДЕНИЯ ТАНКА 2006
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Беляков Владимир Федорович
  • Павлов Владимир Васильевич
  • Сергамасов Дмитрий Михайлович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2309364C2
Устройство улучшения автономности танка 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
RU2820101C1
ЦИКЛОН ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА 1999
  • Поткин В.И.
  • Харлов В.И.
  • Калугин А.И.
  • Сивуха М.Н.
RU2175577C2
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Домнин Владимир Борисович
  • Малых Николай Александрович
  • Старостин Георгий Александрович
  • Харлов Валерий Иванович
  • Калугин Александр Иванович
  • Морозова Зинаида Михайловна
  • Васильев Алексей Петрович
  • Ермола Сергей Александрович
RU2275524C1
Способ модернизации моторно-трансмиссионной установки гусеничной машины и шасси для его осуществления 2021
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Гаев Евгений Геннадьевич
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Козырьков Дмитрий Анатольевич
  • Кормильцев Андрей Юрьевич
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Ушков Владимир Борисович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2754969C1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2006
  • Беляева Татьяна Сергеевна
  • Лобанов Сергей Владимирович
  • Тюлюкин Юрий Петрович
RU2315190C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ОЧИСТКИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА ОТ ПРИМЕСЕЙ 2015
  • Сычугов Николай Павлович
RU2628384C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 223 412 C1

Реферат патента 2004 года СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить надежность работы и мощность двигателя, увеличить время работы воздухоочистителя (ВО) между техническими обслуживаниями за счет нахождения наиболее рациональных соотношений геометрических размеров конструкторских решений. Система питания двигателя воздухом содержит воздухопитающее окно с защитными жалюзи, двухступенчатый воздухоочиститель с крышкой, выходным патрубком и пылесборником, двигатель с нагнетателем, впускными и выпускными коллекторами, трубы отсоса пыли из пылесборника ВО, сигнализатор предельного сопротивления ВО, циклонный аппарат со щитками и сетками, собранный из циклонов с входными патрубками. Воздухоочиститель снабжен дополнительными щитками, установленными на его крышке со сторон двигателя и вентилятора системы охлаждения, а воздухопитающее окно выполнено площадью входного сечения, составляющей 0,65-0,75 суммарной площади сечения входных патрубков циклонного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 223 412 C1

1. Система питания двигателя воздухом, содержащая воздухопитающее окно с защитными жалюзи, двухступенчатый воздухоочиститель (ВО) с крышкой, выходным патрубком и пылесборником, двигатель с нагнетателем, впускными и выпускными коллекторами, трубы отсоса пыли из пылесборника ВО, сигнализатор предельного сопротивления ВО, циклонный аппарат со щитками и сетками, собранный из циклонов с входными патрубками, отличающаяся тем, что воздухоочиститель снабжен дополнительными щитками, установленными на его крышке со сторон двигателя и вентилятора системы охлаждения, а воздухопитающее окно выполнено площадью входного сечения, составляющей 0,65-0,75 суммарной площади сечения входных патрубков циклонного аппарата.2. Система питания двигателя воздухом по п.1, отличающаяся тем, что выходной патрубок воздухоочистителя соединен с патрубком турбокомпрессора двигателя посредством конфузорной воздухопитающей трубы, имеющей общую продольную ось с упомянутыми патрубками, при этом соотношение длины воздушной трассы от воздухоочистителя до турбокомпрессора к внутреннему диаметру патрубка турбокомпрессора равно 10,5:1, а соотношение площадей входа и выхода воздухопитающей трубы равно 3:1.3. Система питания двигателя воздухом по п.2, отличающаяся тем, что выходной патрубок воздухоочистителя выполнен овальным с наклоном в сторону конфузорной воздухопитающей трубы и с площадью сечения, составляющей 0,51-0,55 суммарной площади сечения входных патрубков циклонного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2223412C1

Термосно-паровая кухня 1921
  • Чаплин В.М.
SU72A1
- М.: Военное издательство, 1988, с.307-314
Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания 1976
  • Агафонов Иван Павлович
SU614247A1
Система воздухоснабжения двигателя внутреннего сгорания с наддувом 1987
  • Поляков Алексей Федорович
  • Никонов Глеб Вадимович
  • Шутков Евгений Алексеевич
SU1615429A1
Система питания двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Тушаков Наиль Сафарович
  • Лазариди Константин Христофорович
  • Лавриненко Михаил Сергеевич
  • Молочков Глеб Александрович
  • Яник Людмила Павловна
SU1280170A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЫЛЕВОГО ИЗНОСА 2000
  • Москалев В.С.
RU2177072C1
Воздухозаборный патрубок двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Егоров Аркадий Васильевич
SU1473982A1
DE 19747271 A1, 29.04.1999
DE 10222311 A1, 02.01.2003.

RU 2 223 412 C1

Авторы

Домнин В.Б.

Калугин А.И.

Стафеев О.М.

Харлов В.И.

Андронов В.А.

Белов Н.А.

Малых Н.А.

Старостин Г.А.

Даты

2004-02-10Публикация

2003-01-08Подача