Изобретение относится к машиностроению - к космической технике и может быть использовано для создания тяги на летательном аппарате.
Известен электротермический двигатель (ЭТД), состоящий из камеры, реактивного сопла, нагревателя, расположенного внутри камеры, соединенного с источником энергии /Космические двигатели: состояние и перспективы /Под ред. Л. Кейвни. - М. : Мир, 1998. - с. 193, рис.2.10.а/. В камере ЭТД электрическая энергия используется для нагрева газообразного рабочего тела. Недостатком устройства является невысокий удельный импульс. Скорость истечения пропорциональна произведению температуры рабочего тела Т на газовую постоянную R W. Предельное значение скорости определяется веществом, используемым в качестве рабочего тела. В случае водорода, имеющего наибольшую газовую постоянную R при предельно возможных температурах нагрева, удельный импульс приближается к W =1000 м/с.
Известен электродуговой двигатель (ЭДД), состоящий из камеры с расположенными в ней электродами, соединенными с источником электроэнергии и реактивного сопла /Там же, с. 193, рис. 2.10.б/. Нагрев рабочего тела происходит за счет протекания по нему электрического тока. Недостатком устройства являются ограничения на величину удельного импульса и невысокий КПД, обусловленный потерями на ионизацию рабочего тела и потерями тепла высокотемпературной плазмы в элементах конструкции двигателя.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать двухкомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги (ЖРДМТ) Rb - 6, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенной на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла /Там же, с. 154/. Двигатель использует топливную пару N2O4 и монометилгидразин, развивает тягу около 2Н и имеет удельный импульс W ~ 1860 м/с в импульсном режиме. Недостатком двигателя является сравнительно невысокая экономичность.
Целью изобретения является повышение удельного импульса за счет подвода дополнительной электроэнергии от отдельного источника.
Указанная цель достигается тем, что в ЖРДМТ, работающем на жидком химическом топливе, состоящем из цилиндрического корпуса, в котором установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла, втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала, а реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла, а электроды соединены с соответствующими токовводами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из корпуса.
Сущность изобретения поясняется схемой, представленной на чертеже.
Устройство содержит корпус 1, смесительную головку 2 с форсунками для подачи компонентов ракетного топлива, полую втулку 3 и реактивное сопло, состоящее из участков 4 и 5 из диэлектрического материала. В двух кольцевых пазах установлены кольцевые электроды 6 из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участков 4 и 5 реактивного сопла. Электроды 6 соединены с соответствующими токовводами 7, расположенными в наружных продольных пазах 8 элементов реактивного сопла 4 и 5. Электрическая изоляция токовводов 7 от корпуса 1 обеспечивается изоляторами 9, установленными в пазах 8. Тоководы 7 выведены из корпуса 1.
Корпус двигателя 1 и смесительная головка 2 выполняются из нержавеющей стали, а втулка 3 и элементы реактивного сопла 4 и 5 - из окиси или карбида циркония, материал электродов 6 - вольфрам.
Устройство работает следующим образом. Самовоспламеняющиеся компоненты ракетных топлив под избыточным давлением подаются в камеру двигателя через форсунки в смесительной головке 2. В камере сгорания, образованной внутренней полостью втулки 3 и внутренней поверхностью смесительной головки 2, происходит смешение и горение компонентов. Продукты сгорания нагреваются и истекают через реактивное сопло, создавая тягу.
Температура продуктов сгорания в случае применения пары N2O4 и (несимметричный диметилгидразин) НДМГ достигает ~3500 К, в их состав входят диссоциированные продукты сгорания, обладающие электропроводностью. При подключении электродов 6 через токовводы 7 к внешнему источнику электропитания происходит ионизация продуктов сгорания, образование и поддержание дугового разряда. Подводимая к продуктам сгорания дополнительная энергия приводит к повышению температуры рабочего тела в реактивном сопле и удельного импульса двигателя.
В случае применения предлагаемого устройства в составе двигательной установки для коррекции орбиты космического аппарата (КА) массой 2...2,5 т, находящегося на геостационарной орбите, потребная величина тяги составляет ~ 0,5 Н. Коррекция орбиты может производиться 1 раз в сутки. В ходе совершения маневра относительное время работы двигателя γ между включениями составляет
где tраб - время работы за период между включениями.
При tраб = 60 с tраб=60/(3600•24)=0,00069.
Тогда при использовании разрядно-накопительного устройства для питания двигателя электрическим током мощность, потребляемая накопительным устройством от системы электропитания (СЭП) КА, составляет:
Рд=Р•γ,
где P - мощность, подводимая к двигателю.
При мощности, подводимой к двигателю, Р=1000 Вт без учета потерь, потребление от СЭП КА составит:
Рд=1000•0,00069=0,69 Вт.
При этом удельный импульс для компонентов N2O4 + НДМГ и тяге двигателя 0,5 Н повышается по оценочным расчетам почти на 43%.
Жидкостный ракетный двигатель малой тяги работает на жидком химическом топливе, состоит из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла. Втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала. Реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла. Электроды соединены с тоководами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из него. Изобретение позволит повысить удельный импульс двигателя. 1 ил.
Жидкостный ракетный двигатель малой тяги, работающий на жидком химическом топливе, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла, отличающийся тем, что втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала, а реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла, электроды соединены с соответствующими тоководами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из корпуса.
КЕЙВНИ Л | |||
и др | |||
Космические двигатели: состояние и перспективы - М.: Мир, 1988, с | |||
Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли | 1921 |
|
SU154A1 |
ТЕРМИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2044925C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИСТОЧНИКА ПЛАЗМЫ С БЕЗНАКАЛЬНЫМ КАТОДОМ-КОМПЕНСАТОРОМ | 1994 |
|
RU2094965C1 |
ПЛАЗМЕННО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2099572C1 |
ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2099573C1 |
СПОСОБ УСКОРЕНИЯ ПОТОКА РАБОЧЕГО ТЕЛА В КАНАЛЕ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2162958C2 |
СТОПКА ИЗ ВЗАИМНО СЛОЖЕННЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЛИСТОВ | 2011 |
|
RU2557775C1 |
Защитное устройство для теплообменника | 1976 |
|
SU620796A1 |
US 4800716 А, 31.01.1989 | |||
DE 3900427 A1, 16.08.1990 | |||
КЕЙВНИ Л | |||
и др | |||
Космические двигатели: состояние и перспективы - М.: Мир, 1988, с | |||
Приспособление для градации давления в воздухопроводе воздушных тормозов | 1921 |
|
SU193A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
2003-05-10—Публикация
2001-04-19—Подача