ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ Российский патент 2003 года по МПК F02K11/00 F03H1/00 

Описание патента на изобретение RU2209334C1

Изобретение относится к машиностроению, к космической технике и может быть использовано для создания тяги на летательном аппарате.

Известен электродуговой двигатель, состоящий из камеры с расположенными в ней электродами, соединенными с источником электроэнергии, и реактивного сопла (Космические двигатели: состояние и перспективы. Под ред. Л. Кейвни. М. : Мир, 1988, с.193, рис.2.10б). Нагрев рабочего тела происходит за счет протекания по нему электрического тока. Недостатком устройства являются ограничения на величину удельного импульса и невысокий КПД, обусловленный потерями на ионизацию рабочего тела и потерями тепла высокотемпературной плазмы в элементах конструкции двигателя.

Известен жидкостный ракетный двигатель малой тяги (ЖРДМТ) Rb-6, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала; расположенной на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла (там же, с.154). Двигатель использует топливную пару N2, О4 и монометилгидразин, развивает тягу около 2 Н и имеет удельный импульс ~1860 м/с в импульсном режиме. Недостатком двигателя является сравнительно невысокая экономичность.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать ЖРДМТ, работающий на жидком химическом топливе, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка, выполненная составной из жаропрочного диэлектрического материала и имеющая два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру втулки и соединенные с соответствующими тоководами, расположенными в наружных продольных пазах втулки электроизолированно от корпуса, электроды выведены из корпуса и соединены с источником электрической энергии, и смесительной головки, расположенной на корпусе и образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла (заявка RU 99123125 A, МПК F 02 К 3/10, 2001).

Самовоспламеняющиеся компоненты ракетных топлив под избыточным давлением подаются в камеру двигателя по трубопроводам от баков через клапаны и форсунки в смесительной головке. В камере происходит смешение и горение компонентов. Продукты сгорания нагреваются и истекают через реактивное сопло, создавая тягу. При подключении электродов к внешнему источнику электрической энергии происходит ионизация продуктов сгорания, образование и поддержание дугового разряда. Подводимая к продуктам сгорания дополнительная энергия приводит к повышению температуры рабочего тела и удельного импульса двигателя.

Управляющие сигналы на открытие клапанов и подключение внешнего источника электропитания формируются в системе управления. Время выхода на установившийся режим работы двигателя может составлять несколько секунд, что определяется временем открытия клапанов и временем задержки воспламенения жидкого топлива (Основы теории конструкции и эксплуатации энергетических и двигательных установок космических аппаратов с неядерными источниками энергии. Под общей редакцией проф. С.В. Тимашева. СПб.: ВИККИ им. А.Ф. Можайского, 1992, с.213, 214).

Недостатком данного ЖРДМТ является недостаточно эффективное использование энергии внешнего источника электрической энергии и уменьшение ресурса работы двигателя. Это объясняется тем, что мощность источника электропитания рассчитывается на установившийся режим работы двигателя для ионизации продуктов сгорания, образования и поддержания дугового разряда.

Во время выхода двигателя на режим часть электроэнергии будет теряться на дополнительный нагрев и эрозию электродов.

Целью изобретения является повышение экономичности и ресурса двигателя за счет синхронизации подвода дополнительной электроэнергии от отдельного источника с моментом выхода двигателя на установившийся режим работы.

Указанная цель достигается тем, что ЖРДМТ, работающий на жидком химическом топливе, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка, выполненная составной из жаропрочного диэлектрического материала и имеющая два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру втулки и соединенные с соответствующими тоководами, расположенными в наружных продольных пазах втулки электроизолированно от корпуса, электроды выведены из корпуса и соединены с источником электрической энергии; и смесительной головки, расположенной на корпусе и образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла, дополнительно содержит программно-временное устройство (ПВУ), соединяющее источник электрической энергии с тоководами, связанное с системой управления ЖРДМТ.

Сущность изобретения поясняется схемой, представленной на чертеже.

Устройство содержит движитель 1, объединяющий цилиндрический корпус, в который установлена полая втулка, выполненная составной из жаропрочного диэлектрического материала и имеющая два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру втулки и соединенные с соответствующими тоководами 2, расположенными в наружных продольных пазах втулки электроизолированно от корпуса, и смесительную головку, расположенную на корпусе и образующую с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла, программно-временное устройство 3, соединяющее источник электрической энергии 4 с тоководами 2, связанное с системой управления (не показана) ЖРДМТ.

Устройство работает следующим образом.

При отработочных испытаниях ЖРДМТ определяется время выхода на установившийся режим работы движителя 1. ПВУ 3 настраивают на это время, соответствующее временной задержке подключения источника электрической энергии 4 к тоководам 2 с момента подачи команды системой управления на запуск ЖРДМТ.

При использовании устройства в составе летательного аппарата по команде системы управления на запуск ЖРДМТ самовоспламеняющиеся компоненты ракетных топлив под избыточным давлением подаются в камеру двигателя по трубопроводам от баков через клапаны и форсунки в смесительной головке. В камере происходит смешение и горение компонентов. Продукты сгорания нагреваются и истекают через реактивное сопло движителя 1, создавая тягу. По истечении времени выхода на установившийся режим работы движителя 1 ПВУ 3 подключает тоководы 2 к внешнему источнику электрической энергии 4, что обеспечивает ионизацию продуктов сгорания, образование и поддержание дугового разряда только в расчетном режиме работы и исключает потери электрической энергии на начальном этапе работы движителя 1 и эрозию электродов. Выключение двигателя производится по команде системы управления путем закрытия клапанов подачи компонентов ракетных топлив и одновременного отключения источника электрической энергии 4 от тоководов 2 с помощью ПВУ 3. После выключения движителя 1 ПВУ 3 автоматически переводится в исходное состояние для следующего запуска ЖРДМТ. Экономия электрической энергии, подводимой к ЖРДМТ, за все время функционирования летательного аппарата может определяться по формуле:
ΔЭ = P•τв•nдв•nвк,
где Р - электрическая мощность, подводимая к ЖРДМТ;
τв - время выхода движителя на установившийся режим;
nдв - число двигателей, работающих одновременно;
nвк - число включений ЖРДМТ за все время функционирования.

В случае применения предлагаемого устройства в составе комплексной двигательной установки (Конструирование автоматических космических аппаратов. Под ред. Д. И. Козлова. М.: Машиностроение, 1996, с.423-428) при мощности, подводимой к двигателю, 1000 Вт, времени выхода на установившийся режим работы движителя 0,01 с, при числе включений 100000 экономия электрической энергии, подводимой к 4 ЖРДМТ, за все время функционирования КА составит 1,1 кВт•ч.

Похожие патенты RU2209334C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ 1999
RU2176748C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ 2001
  • Скребков С.А.
  • Наркевич Н.Н.
  • Уртминцев И.А.
  • Гончар А.А.
  • Боцула А.А.
RU2204047C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Ермолаев В.И.
  • Наркевич Н.Н.
  • Уртминцев И.А.
  • Левандович А.В.
RU2213878C1
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2163706C1
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2164648C1
ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2166705C1
АВТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОМОДУЛЬ "СТИРЛИНГ-СТИРЛИНГ" 1999
  • Кириллов Н.Г.
  • Авсюкевич Д.А.
  • Сударь Ю.М.
  • Кириллов А.Н.
RU2156372C1
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМ ТОПЛИВОМ 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2166704C1
АВТОНОМНАЯ СТИРЛИНГ-УСТАНОВКА ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ТЕПЛА 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2162532C1
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ДВИГАТЕЛЕМ СТИРЛИНГА 2000
  • Кириллов Н.Г.
RU2171957C1

Реферат патента 2003 года ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ

Жидкостный ракетный двигатель малой тяги работает на жидком химическом топливе. Двигатель состоит из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка, и смесительной головки, расположенной на корпусе и образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла. Втулка выполнена составной из жаропрочного диэлектрического материала и имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала. Внутренний диаметр электродов равен внутреннему диаметру втулки. Электроды соединены с тоководами, расположенными в наружных продольных пазах втулки электроизолированно от корпуса, выведены из корпуса и соединены с источником электрического тока. Двигатель дополнительно содержит программно-временное устройство, соединяющее источник электрической энергии с тоководами, связанное с системой управления жидкостного ракетного двигателя малой тяги. Изобретение позволит повысить экономичность и ресурс двигателя за счет синхронизации подвода дополнительной электроэнергии от отдельного источника с моментом выхода двигателя на установившийся режим работы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 209 334 C1

Жидкостный ракетный двигатель малой тяги (ЖРДМТ), работающий на жидком химическом топливе, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка, выполненная составной из жаропрочного диэлектрического материала и имеющая два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру втулки, и соединенные с соответствующими тоководами, расположенными в наружных продольных пазах втулки электроизолированно от корпуса, электроды выведены из корпуса и соединены с источником электрической энергии, и смесительной головки, расположенной на корпусе и образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла, отличающийся тем, что дополнительно содержит программно-временное устройство, соединяющее источник электрической энергии с тоководами, связанное с системой управления ЖРДМТ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209334C1

RU 99123125 А, 20.08.2001
КЕЙВНИ Л
и др
Космические двигатели: состояние и перспективы
- М.: Мир, 1988, с
Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли 1921
  • Настюков А.М.
SU154A1
ТЕРМИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Белкин Евгений Кивович
RU2044925C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИСТОЧНИКА ПЛАЗМЫ С БЕЗНАКАЛЬНЫМ КАТОДОМ-КОМПЕНСАТОРОМ 1994
  • Нестеренко А.Н.
  • Архипов Б.А.
  • Козубский К.Н.
RU2094965C1
ПЛАЗМЕННО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
RU2099572C1
ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Ломовцев М.А.
  • Горшков О.А.
  • Графов Д.Ю.
  • Жуков Ю.В.
  • Попенко А.Н.
  • Шишканов И.И.
RU2099573C1
СПОСОБ УСКОРЕНИЯ ПОТОКА РАБОЧЕГО ТЕЛА В КАНАЛЕ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Славин В.С.
  • Данилов В.В.
  • Краев М.В.
RU2162958C2
СТОПКА ИЗ ВЗАИМНО СЛОЖЕННЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЛИСТОВ 2011
  • Андерссон Андерс
  • Ларссон Бьерн
RU2557775C1
Защитное устройство для теплообменника 1976
  • Бабушкин Анатолий Владимирович
SU620796A1
US 4800716 А, 31.01.1989
DE 3900427 А1, 16.08.1990
КЕЙВНИ Л
И др
Космические двигатели: состояние и перспективы
- М.: Мир, 1988, с
Приспособление для градации давления в воздухопроводе воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU193A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
КЕЙВНИ Л
И др
Космические двигатели: состояние и перспективы
- М.: Мир, 1988, с
Приспособление для градации давления в воздухопроводе воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU193A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 209 334 C1

Авторы

Наркевич Н.Н.

Уртминцев И.А.

Боцула А.А.

Даты

2003-07-27Публикация

2001-11-22Подача