Изобретение относится к области тепловых двигателей на химическом топливе, а более конкретно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) многократного включения, преимущественно малой тяги (ЖРДМТ).
Известно устройство - пульсирующий ракетный двигатель [1], имеющий клапаны горючего и окислителя, расположенные на некотором расстоянии от форсуночной головки для обеспечения тепловой защиты. Трубопроводы топливных линий между клапанами и форсуночной головкой имеют малый диаметр и толщину стенок для максимального увеличения излучения и сведения к минимуму тепловых потоков в сторону клапанов.
Недостатком устройства является наличие значительных заклапанных объемов из-за того, что каждый элемент форсунки соединен отдельным трубопроводом с клапаном подачи компонента топлива.
Известна камера ЖРД многократного включения, содержащая камеру сгорания с соплом и смесительную головку с форсуночными элементами с заклапанными полостями и магистралями подачи компонентов топлива с клапанами подачи, в которой заклапанные полости сообщены каналами с отдельными замкнутыми полостями, расположенными в стенке камеры сгорания или сопла [2].
В такой конструкции, за счет опорожнения заклапанных полостей, сохраняются стабильными динамические характеристики при запуске двигателя. Однако, за счет больших заклапанных объемов, происходят нерациональные потери компонентов топлива при включении и выключении двигателя и растягивается время выхода на режим номинальной тяги и время перехода в режим "молчания".
Для исключения указанных недостатков в известной камере жидкостного ракетного двигателя, содержащей камеру сгорания, смесительную головку с клапанами подачи компонентов и каналами подачи компонентов топлива к коллекторам со струйными форсунками предлагается каналы подачи компонентов топлива совместить с выходными каналами клапанов и следом за ними установить коллекторы. В коллекторах предлагается выполнить струйные форсунки, оси которых направить в кольцевую канавку на стенке камеры сгорания.
Целесообразно точки пересечения осей струйных форсунок разноименных компонентов с кольцевой канавкой чередовать по окружности.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 приведена камера ЖРД в разрезе, на фиг.2 показана схема распределения компонентов топлива по сечению камеры сгорания.
Камера ЖРД состоит из смесительной головки 1, к которой присоединена камера сгорания 2 и клапаны 3 и 4. В полостях 5 и 6 расположены соответственно якоря 7 и 8 с уплотнителями 9 и 10. Полости 5 и 6 соединены каналами 11 и 12 подачи компонентов топлива с топливными коллекторами 13 и 14, образованными блоками форсунок 15 и 16 со струйными форсунками 17 и 18 соответственно. В камере сгорания 2 выполнена кольцевая канавка 19, поверхность которой пересекают оси струйных форсунок 17 и 18, причем точки пересечения осями форсунок разноименных компонентов поверхности кольцевой канавки чередуются по окружности.
Камера ЖРД работает следующим образом.
После подачи команды и срабатывания приводов клапанов 3 и 4 якоря 7 и 8 с уплотнениями 9 и 10, перемещаясь в полостях 5 и 6, открывают доступ компонентов топлива в каналы 11 и 12, на выходе которых расположены коллекторы 13 и 14, образованные блоками форсунок 15 и 16.
Компоненты топлива (окислитель и горючее) из топливных коллекторов 13 и 14 через струйные форсунки 17 и 18, пересекая объем камеры сгорания 2, поступают в кольцевую канавку 19, выполненную на стенке камеры сгорания. Струи компонентов топлива, растекаясь по поверхности канавки, меняют направление движения, и в виде пелен и мелких брызг с одного уровня (уровня канавки) поступают вновь в объем камеры сгорания, где перемешиваются, воспламеняются и горят.
Канавка 19 постоянно омывается жидкими компонентами топлива, которые снимают часть тепла, поступающего по стенкам камеры сгорания 2 к смесительной головке 1 с клапанами 3 и 4. Кроме того, сама канавка, как конструктивный элемент, является термосопротивлением и уменьшает тепловой поток к смесительной головке в период "молчания" двигателя.
Компактное выполнение узла клапан-коллектор - струйные форсунки позволяет осуществлять простую модернизацию двигателя путем совершенствования каждого составляющего элемента, особенно блока струйных форсунок с топливным коллектором. При модернизации двигателя можно менять расходонапряженность (количество струй), уровень рабочего давления, изменять положение струй в пространстве камеры сгорания и т.д. Предлагаемая конструкция допускает автономную проверку, настройку перед монтажом или заменой в ЖРД.
Кроме того, за счет минимизации заклапанных объемов особенно актуальной для ЖРДМТ, существенно улучшаются динамические характеристика двигателя, а кольцевая канавка на стенке камеры сгорания, омываемая жидкими компонентами топлива, обеспечивает удовлетворительное тепловое состояние клапанов и топливных коллекторов. Обеспечение удовлетворительного теплового состояния клапанов при их близком расположение к объему камеры сгорания является сложной задачей, но в предлагаемой конструкции она находит приемлемое решение.
Источники информации
1. Патент США 3429124, МПК F 02 K 9/02, 7/02, НПК 60-258, 1962 г.
2. Патент РФ 2088782 (з. 93030931 от 17.06.93), МПК 6 F 02 К 9/00, 11/00, публ. 27.08.97, бюл. 24, "Камера жидкостного ракетного двигателя".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 1999 |
|
RU2217620C2 |
СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1999 |
|
RU2191913C2 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2000 |
|
RU2217619C2 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2004 |
|
RU2288370C2 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2000 |
|
RU2192555C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2013 |
|
RU2572261C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2012 |
|
RU2558489C2 |
СПОСОБ ВНУТРЕННЕГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХКОМПОНЕНТНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2344310C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 1990 |
|
RU2041375C1 |
СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1998 |
|
RU2191914C2 |
Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания, смесительную головку с клапанами, каналы подачи компонентов топлива и коллекторы со струйными форсунками. Каналы подачи компонентов топлива выполнены в клапанах и на их выходе установлены топливные коллекторы. Оси струйных форсунок топливных коллекторов пересекают кольцевую канавку, выполненную на стенке камеры сгорания. Изобретение позволяет улучшить динамические характеристики двигателя и осуществлять простую модернизацию двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2088782C1 |
СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1993 |
|
RU2066780C1 |
Глазурный шликер для керамических конденсаторов | 1987 |
|
SU1578093A1 |
US 3429124 A, 25.05.1969 | |||
ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2558483C1 |
US 3088406 A, 07.05.1963. |
Авторы
Даты
2003-05-20—Публикация
1999-03-09—Подача