Изобретение относится к подъемным устройствам и предназначено для обеспечения безопасности их эксплуатации.
Известны различные типы устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации подъемников. Самая многочисленная группа относится к ловителям кабин подъемников. При обрыве троса подъемника срабатывает ловитель и кабина тормозится относительно направляющих опор. Торможение чаще всего осуществляется различными видами тормозных колодок.
Другая группа устройств основана на принципе измерения скорости движения подъемника. При превышении предельного значения скорости срабатывает предохранительное устройство и кабина подъемника тормозится.
Известны конструкции безтросовых подъемников, в которых перемещение осуществляется установленным на подъемнике приводом за счет вращения зубчатого колеса, зубья которого входят в зацепление с опорными элементами, расположенными на направляющих. Предохранительные устройства таких подъемников чаще всего содержат измеритель скорости. К ним относятся технические решения по изобретениям а. с. СССР 1463675, В 66 В 5/04 "Предохранительное устройство зубчато-реечного подъемника"; а.с. СССР 1521692, В 66 В 5/04 "Предохранительное устройство реечного подъемника"; патент ЕПВ 0385180, В 66 В 5/04 "Предохранительное остановочное устройство для грузоподъемника"; патент США 5222578, В 66 В 11/04 "Предохранительный тормоз". В приведенных решениях используются механизмы, которые тормозят кабину подъемника относительно опоры, направляющих, или, как в решении по патенту ЕПВ 338613, В 66 В 5/18 "Ловитель реечного подъемника", торможению подвергается вал основного приводного механизма.
Все перечисленные конструкции накладывают ограничения на скорость движения подъемника. Это является препятствием при их эксплуатации. Невозможно использовать максимально возможную для конструкции подъемника скорость перемещения кабины. Однако это важно для высотных подъемников, например, при перемещении кабины незагруженного подъемника.
Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является подъемник по патенту РФ 2107016, В 66 В 9/02, "Подъемник". Конструкция содержит подвижную раму, установленную с возможностью перемещения относительно направляющей опоры. Опора выполнена с опорными элементами. Привод установлен на подвижной раме, содержит ведущую зубчатую шестерню, зубья которой сопряжены с опорными элементами направляющей опоры. Однако данная конструкция не содержит узлов, позволяющих остановить подъемник при отключении питания или отказе привода.
В предлагаемом изобретении технический результат заключается в том, что конструкция подъемника позволяет эксплуатировать его при переменных, в том числе и высоких, скоростях движения кабины. При этом обеспечивается высокая надежность торможения кабины при отказе питания привода и других поломках привода и опорных направляющих.
Изобретение имеет следующую конструкцию.
Подъемник содержит подвижную раму, установленную с возможностью перемещения относительно направляющей опоры. Направляющая опора выполнена с опорными элементами. Привод, установленный на подвижной раме, содержит ведущую шестерню, зубья которой сопряжены с опорными элементами направляющей опоры. Перемещение подъемника осуществляется путем вращения ведущей зубчатой шестерни.
Для того чтобы обеспечить безопасность работы подъемника, в конструкцию дополнительно введено предохранительное устройство в виде по меньшей мере одного самотормозящегося привода мощностью, меньшей мощности привода подъемника. Привод предохранительного устройства содержит элемент фиксации и сопряжения с опорными элементами направляющей опоры для восприятия усилия при отключении питания и поломке привода подъемника и опорных элементов направляющей опоры. Он установлен на общей подвижной раме.
При отключении питания и отказе привода подъемника автоматически обеспечивается самоторможение привода предохранительного устройства. Силовая нагрузка, которая в этом случае полностью переносится на привод предохранительного устройства, приводит к тому, что он останавливается.
Для того чтобы самоторможение происходило гарантировано, в частном случае мощность привода предохранительного устройства может составлять 1,0-20% мощности привода подъемника.
Кроме того, прочность элемента фиксации и сопряжения предохранительного устройства может быть выполнена с учетом полной нагрузки подъемника. Данный признак изобретения обеспечивает механическую прочность детали привода предохранительного устройства и гарантирует дальнейшую эксплуатацию подъемника при устранении неисправностей.
Элемент фиксации и сопряжения самотормозящегося привода предохранительного устройства может быть сопряжен с опорными элементами направляющей опоры ниже зубчатой шестерни привода подъемника, что позволяет при поломке опорных элементов у зубчатой шестерни спустить вниз подъемник на оставшихся опорных элементах.
В частности, самотормозящийся привод предохранительного устройства выполнен с возможностью перемещения подвижной рамы вручную вниз относительно направляющей опоры. Осуществляется такая возможность путем приведения в действие вручную элемента фиксации и сопряжения самотормозящегося привода предохранительного устройства и тем самым приведения в движение подвижной рамы относительно направляющей опоры под полной силовой нагрузкой. Такая возможность обеспечивает перемещение подъемника вниз, например, для эвакуации людей из кабины.
В частном случае элемент фиксации и сопряжения самотормозящегося привода предохранительного устройства может быть выполнен в виде шестерни.
Если в приводе предохранительного устройства использована шестерня, то он может быть выполнен с возможностью работы вручную путем вращения шестерни самотормозящегося привода предохранительного устройства и приведения в движение подвижной рамы относительно направляющей опоры под полной силовой нагрузкой.
Такая конструкция подъемника обеспечивает ему новые свойства.
Прежде всего обеспечена безопасность работы подъемника за счет введения в качестве предохранительного устройства маломощного привода, который не имеет задачи перемещения, а только отслеживает положение подъемника относительно направляющей опоры. Мощность этого привода определяется, в основном, потерями на трение. Однако конструктивная прочность деталей привода такова, что при прекращении питания подъемника или других поломках основного привода маломощный привод предохранительного устройства самотормозится и препятствует падению кабины подъемника. С другой стороны, при нормальной эксплуатации основного привода маломощный привод предохранительного устройства не накладывает ограничений на скорость движения подъемника. Это позволяет эксплуатировать его в высотных сооружениях или глубоких шахтах. Привод предохранительного устройства также позволяет в аварийных ситуациях опустить подъемник вручную до уровня, обеспечивающего эвакуацию людей и осуществление ремонтных работ.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображен подъемник, вид сбоку, на фиг.2 показано поперечное сечение А-А направляющей опоры с опорными элементами по оси шестерни привода предохранительного устройства, на фиг.3 - кинематическая схема привода предохранительного устройства с устройством работы вручную. На фиг.4 приведен вариант выполнения элемента фиксации и сопряжения в виде кривошипно-шатунного механизма с ползунами.
Подъемник (фиг.1) содержит подвижную раму 1 с приводом 2, которая перемещается вдоль направляющей опоры 3 с опорными элементами 4, находящимися в зацеплении с ведущей шестерней 5 привода 2.
Подвижная рама 1 снабжена опорными 6 и 7, а также фиксирующими катками 8 и 9, определяющими положение ведущей шестерни 5 относительно опорных элементов 4 и контактирующих с опорно-фиксирующими поверхностями 10, 11 и 12 направляющей опоры 3.
На подвижной раме 1 установлен также привод 13 с маломощным двигателем 14 и шестерней 15, находящейся в зацеплении с опорными элементами 4 направляющей опоры 3. Совместно с катками 7 и 9 (фиг. 1 и 2), контактирующими с опорно-фиксирующими поверхностями 10 и 11, дополнительные катки 16 и 17, контактирующие с поверхностями 12, определяют положение шестерни 15 относительно опорных элементов 4.
На раме 1 расположена кабина 18 подъемника. Один из выходов 19 привода 13 (фиг. 3) расположен соосно с отверстием 20 кабины 18 подъемника, через это отверстие 20 на выход 19 привода 13 устанавливается розмах 21 ручного перемещения рамы 1. Отверстие 20 в стенке 22 кабины закрывается съемной крышкой.
Вариант выполнения элемента фиксации и сопряжения приведен на фиг. 4. На валу 28 установлена ведущая шестерня 27, приводящая во вращение шестерни 25 и 26, на которых в свою очередь закреплены коромысла 29 и 30 с ползунами 23 и 24.
Подъемник работает следующим образом.
В нормальных условиях эксплуатации привод 2, установленный на подвижной раме 1, перемещает ее относительно направляющей опоры 3. Перемещение происходит посредством вращения ведущей шестерни 5 привода 2, находящейся в зацеплении с опорными элементами 4, установленными в направляющей опоре 3. Перемещается и кабина 18, установленная на подвижной раме 1.
Опорные 6 и 7, фиксирующие катки 8, 9, 16 и 17 во время движения кабины подъемника прокатываются по опорно-фиксирующим поверхностям 10, 11, 12 направляющей опоры 3 и служат для фиксации ведущей шестерни 5 и подвижной рамы 1 относительно опорных элементов 4.
При нормальной работе подъемника привод 13 с маломощным двигателем 14 вращает шестерню 15, которая находится в зацеплении с опорными элементами 4 направляющей опоры 3, только расположенными ниже по направляющей опоре 3, чем опорные элементы 4, с которыми взаимодействует ведущая шестерня 5 привода 2. Работа этого дополнительного привода 13 не мешает работе подъемника и потребляет мощность только на преодоление трения.
При отключении питания или поломке привода 2 подъемника происходит самоторможение привода 13. Так как его конструкция обеспечивает восприятие усилия при отключении питания или поломке основного привода 2, то кабина 18 на подвижной раме 1 подъемника просто застопорится. Усилие будет восприниматься шестерней 15 и опорными элементами 4, с которыми она контактирует. Опорные элементы 4, контактирующие с элементами фиксации предохранительного устройства, не находятся в зоне работы основного привода 2, что повышает безопасность эксплуатации подъемника. Дополнительные катки 16 и 17, контактирующие с опорными поверхностями 12, способствуют фиксации самотормозящегося привода 13 относительно опорных элементов 4.
При устранении поломки основного привода 2 или включении питания работа подъемника восстанавливается.
Если подъемник застрял в положении, при котором невозможна эвакуация пассажиров, находящихся в кабине 18, например между этажами, перемещение подвижной рамы 1 с кабиной 18 возможно с помощью привода 13. Вращение привода 13 производится вручную из кабины 18 с помощью розмаха 21, связанного с выходом 19 привода 13, что обеспечивает перемещение кабины 18 вниз до положения, когда возможна эвакуация пассажиров.
Механизм фиксации и сопряжения с опорными элементами, показанный на фиг. 4, работает следующим образом. От шестерни 27, связанной с маломощным двигателем, вращаются шестерни 25 и 26, которые перемещают в направляющих ползуны 23 и 24, попеременно входящие в промежутки между опорными элементами 4.
Изобретение позволяет обеспечить надежность торможения кабины подъемника при отказе питания привода и других поломках привода и опорных направляющих.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДЪЕМНЫЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2218298C1 |
ПОДЪЕМНИК | 1996 |
|
RU2107016C1 |
НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ПОДЪЕМНИКА | 2001 |
|
RU2206490C1 |
РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ЛИФТА | 2015 |
|
RU2609518C1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
Подъемник | 1991 |
|
SU1789483A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКОПКИ ЛАКРИЧНОГО КОРНЯ | 1998 |
|
RU2129356C1 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
Лифт грузопассажирский рудничный | 2020 |
|
RU2784651C1 |
Бесканатный лифт | 1974 |
|
SU536109A1 |
Изобретение относится к подъемному оборудованию. Подъемник содержит подвижную раму, установленную с возможностью перемещения относительно направляющей опоры, выполненной с опорными элементами, привод, установленный на подвижной раме и содержащий ведущую шестерню, зубья которой сопряжены с опорными элементами направляющей опоры. Подъемник снабжен предохранительным устройством в виде, по меньшей мере, одного самотормозящегося привода мощностью, меньшей мощности привода подъемника. Упомянутый привод содержит элемент фиксации подвижной рамы при отключении питания и поломке привода подъемника, сопрягаемый с опорными элементами направляющей опоры, причем упомянутый элемент фиксации установлен на этой подвижной раме и имеет прочность, обеспечивающую работу при полной нагрузке подъемника. Мощность самотормозящегося привода предохранительного устройства составляет 1,0-20 % мощности привода подъемника, а упомянутый элемент фиксации может быть выполнен в виде шестерни. Самотормозящийся привод может быть выполнен с возможностью приведения в действие вручную для перемещения подвижной рамы вниз относительно направляющей опоры. Изобретение обеспечивает повышение безопасности при эксплуатации подъемника. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
ПОДЪЕМНИК | 1996 |
|
RU2107016C1 |
Рекуператор | 1988 |
|
SU1603143A1 |
Блок памяти для трансформаторного ПЗУ | 1987 |
|
SU1506484A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ НАГРЕВА СИСТЕМ ВПРЫСКА МОЧЕВИНЫ (ВАРИАНТЫ). | 2014 |
|
RU2640137C2 |
ЕР 0244030 А1, 04.11.1987. |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-10-23—Подача