СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНО-УГЛОВОГО ДРЕНИРОВАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК E01C3/06 E01F5/00 

Описание патента на изобретение RU2206656C1

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для защиты верхней части земляного полотна от переувлажнения.

Известен способ применения горизонтального и вертикального дренирования для укрепления слабых грунтов в основаниях сооружений, а также для ускорения осадки сооружений, основанный на принципе миграции влаги соответственно по горизонтали или по вертикали. В грунт или в полотно дорожной одежды закладываются трубы, которые меняют путь миграции влаги и ускоряют осушение грунта (Тулаев А. Я. Конструкция и расчет дренажных устройств. - М.: Транспорт, 1980. - 191 с.).

Недостатком известного способа горизонтального дренирования является:
- осушение только верхней части земляного полотна;
- заиливание материала дренирующего слоя в процессе эксплуатации вследствие оттаивания влаги из земляного полотна и динамическом воздействии автомобильной нагрузки;
- невозможность улучшить дренирующие свойства конструкции без разрушения дорожной одежды.

Недостатком вертикального дренирования является отсутствие возможности дренировать влагу из середины дорожной одежды без нарушения дорожного покрытия.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является сохранение существующего дорожного покрытия при устройстве вертикально-углового дренажа.

Решение указанной задачи осуществляется тем, что в предлагаемом способе вертикально-углового дренирования, включающем миграцию влаги по дренажным трубам, согласно изобретению дренажные вертикально-угловые дрены, заполненные пористым материалом, выполняют в виде дренажных труб, направленных в тело земляного полотна и установленных под углом к оси горизонта, при этом угол расположения вертикально-угловых дрен, а также их количество и диаметр зависят от пика уровня грунтовой воды, который надо понизить, и от ее объема соответственно.

Сущность способа поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вертикально-угловой дренаж; на фиг. 2 - стыковочный вертикально-угловой дренаж; на фиг.3 - перекрестный вертикально-угловой дренаж; на фиг.4 - смешанный вертикально-угловой дренаж.

С помощью буровой установки под определенным углом (в зависимости от климатического района, высоты дорожного покрытия над уровнем грунтовых вод и категории дороги) и на определенную глубину (ниже уровня грунтовых вод) устраивается скважина. В скважину устанавливается дрена - труба (асбестоцементная, керамическая, бетонная, пластмассовая или из другого материала), вода в которую поступает через открытые стыки звеньев или водоприемные отверстия. Для предотвращения деформации трубы и улучшения миграции влаги дрена заполняется пористым материалом (например, песком).

Вертикально-угловой дренаж (фиг.1) с двумя дренами, устроенными с противоположных сторон, применяется при условии расположения двух пиков уровней грунтовых вод в теле дорожного полотна, уровень которых необходимо понизить.

Стыковочный вертикально-угловой дренаж (фиг.2) устраивается при условии одного пика уровня грунтовой воды.

Перекрестный вертикально-угловой дренаж (фиг.3) целесообразно применять в 1 и 11 дорожно-климатических районах России. Это связано с сильным промерзанием и постепенным оттаиванием дорожного полотна.

Смешанный вертикально-угловой дренаж (фиг.4) устраивается в местах обильного притока грунтовых вод с переменными пиками уровня грунтовых вод.

Угол расположения вертикально-угловой дрены определяется в зависимости от пика уровня грунтовой воды, который надо понизить. Пик может быть расположен в любом месте тела дорожной одежды.

Количество и диаметр дрен зависит от объема грунтовой воды, которую нужно отводить.

Предлагаемый способ вертикально-углового дренажа позволяет ускорить осадки грунта в основании при сооружении автомобильных дорог на слабых водонасыщенных грунтах; осушить земляное полотно и дорожную одежду; увеличить межремонтный срок эксплуатации дороги; снизить переувлажнение грунтов талыми грунтовыми водами; снизить переувлажнение земляного полотна.

Похожие патенты RU2206656C1

название год авторы номер документа
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2002
  • Пегин П.А.
  • Ярмолинский А.И.
RU2233934C1
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2008
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Егорин Александр Викторович
RU2368720C1
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА НА ПРОТАЯВШИХ СЛАБЫХ ГРУНТАХ 2021
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Нератова Оксана Анатольевна
  • Едигарян Аркадий Рудольфович
  • Тукмакова Оксана Викторовна
RU2761272C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2008
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Гузненок Сергей Александрович
RU2368719C1
Дренажная система на вечномерзлых грунтах 2015
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Тукмакова Оксана Викторовна
  • Серенко Андрей Федорович
RU2618108C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ГИДРОМЕЛИОРАЦИИ ПОЧВЫ ПРИ ОСУШЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В УСЛОВИЯХ С ПРИЛЕГАЮЩИМ БОЛОТНЫМ УЧАСТКОМ 2023
  • Артюхов Илья Петрович
  • Арганистова Зоя Юрьевна
  • Мажайский Юрий Анатольевич
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2813515C1
Технологическая лесовозная дорога 2019
  • Баранов Александр Николаевич
  • Еналеева-Бандура Ирина Михайловна
  • Филиппов Никита Андреевич
RU2726709C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 206 656 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНО-УГЛОВОГО ДРЕНИРОВАНИЯ

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для защиты верхней части земляного полотна от переувлажнения. Способ вертикально-углового дренирования включает миграцию влаги по дренажным трубам. Новым является то, что дренажные вертикально-угловые дрены, заполненные пористым материалом, выполняют в виде дренажных труб, направленных в тело земляного полотна и установленных под углом к оси горизонта, при этом угол расположения вертикально-угловых дрен, а также их количество и диаметр зависят от пика уровня грунтовой воды, который надо понизить, и от ее объема соответственно. Технический результат изобретения состоит в сохранении существующего дорожного покрытия при устройстве вертикально-углового дренажа. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 206 656 C1

Способ вертикально-углового дренирования, включающий миграцию влаги по дренажным трубам, отличающийся тем, что дренажные вертикально-угловые дрены, заполненные пористым материалом, выполняют в виде дренажных труб, направленных в тело земляного полотна, и установленных под углом к оси горизонта, при этом угол расположения вертикально-угловых дрен, а также их количество и диаметр зависит от пика уровня грунтовой воды, который надо понизить и от ее объема соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2206656C1

ТУЛАЕВ А.Я
Конструкция и расчет дренажных устройств
- М.: Транспорт, 1980, с.130-135
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДРЕНАЖНОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ГАЗОНА 1999
  • Мыльников В.Н.
RU2148121C1
СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА 1995
  • Мыльников Николай Сидорович
  • Мыльников Владимир Николаевич
RU2096551C1
КУЛЬТУРНЫЙ ГАЗОН 1999
  • Мыльников В.Н.
RU2149941C1
Устройство для отвода воды от земляного сооружения 1985
  • Ясониди Олег Евстратьевич
  • Харламов Николай Николаевич
  • Гребенников Анатолий Григорьевич
  • Скрябина Ольга Александровна
SU1303646A1
РУВИНСКИЙ В.И
Оптимальные конструкции земляного полотна
- М.: Транспорт, 1982, с.134.

RU 2 206 656 C1

Авторы

Пегин П.А.

Лопашук В.В.

Даты

2003-06-20Публикация

2001-10-08Подача