ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ Российский патент 2009 года по МПК E01C3/06 

Описание патента на изобретение RU2368720C1

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в период оттаивания конструкции на участках вогнутой вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии продольного профиля дороги, а участки ограничены встречными уклонами не менее двух промилле.

Известна дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, поперечный перехватывающий дренаж, содержащий перфорированную дренажную трубу с односкатным уклоном, трубчатыми выпусками на откосы земляного полотна, и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания (Анисимов П.В. Автомобильные дороги: Методологическая концепция и теоретические основы проектирования и строительства. - Брянск: Грани, 1995. - 132 с. - С.85-87).

Недостатком такой конструкции является то, что процесс осушения дренирующего слоя в зоне вершины вертикальной кривой замедляется вследствие нулевого уклона у вершины и минимальных величинах продольных уклонов на некотором расстоянии от вершины, зависящем от радиуса вертикальной кривой и граничного уклона, грунтовое основание переувлажняется, снижается его прочность и прочность дорожной одежды.

Целью изобретения является обеспечение стабильной прочности дорожной конструкции в период весеннего оттаивания на вогнутых участках вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии земляного полотна, путем прерывания фильтрующей воды по дренирующему слою с верховых сторон на вогнутые участки, ограниченные встречными уклонами не менее двух промилле.

Для достижения указанной цели дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, устраиваемый на вогнутом участке вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии земляного полотна, содержащий перфорированную дренажную трубу с трубчатыми выпусками на откосы земляного полотна, и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания, отличается тем, что прерывание фильтрующейся воды осуществляется устройством перехватывающих дренажей на границах участков с уклонами, обеспечивающими эффективное осушение дренирующего слоя с верховых сторон, а расстояние от вершины кривой до границ участков определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны.

В весенний период дорожная одежда и земляное полотно под ней оттаивают быстрее, чем обочины. При этом под дорожной одеждой образуется вогнутый мерзлый донник. Вода из земляного полотна, с поверхности покрытия и обочин поступает в дренирующий слой и перемещается с верховой стороны в пониженные участки по направлению продольного уклона, так как дренирующий слой или дренажные трубчатые выпуски под обочинами имеют отрицательную температуру и не способны отводить воду.

Для устройства дренирующего слоя применяют пески с низкими значениями коэффициента фильтрации (менее 10 м/сут). На вогнутых участках с нулевым уклоном в вершине вертикальной кривой и на подходах с небольшими уклонами фильтрация воды замедляется вследствие понижения гидравлического (пьезометрического) уклона водного потока и, как следствие, снижаются скорости фильтрации и расход воды. Время достижения водным потоком перехватывающего дренажа возрастает, а вогнутый участок вертикальной кривой с малыми уклонами находится длительное время в переувлажненном состоянии, что отрицательно сказывается на прочности грунтового основания, а следовательно, и дорожной одежды. При этом поры материала дренирующего слоя могут быть полностью заполнены водой, что недопустимо при динамических воздействиях на одежду колес автротранспорта.

«По боковым кюветам и нагорным канавам вода стекает со скоростью, зависящей от их продольного уклона, поперечного профиля канавы, глубины потока и степени шероховатости стенок канавы. При скорости течения, меньшей 0,4-0,5 м/с, канава засоряется, и в ней возникает застой воды. Поэтому не допускается уклон водоотводных канав менее 2‰» (Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог. Ч.1: Учебник для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987. - 368 с. - С.143).

В дренирующем слое дорожной одежды скорость фильтрации воды значительно меньше, но продольный уклон, равный 2‰, также обеспечивает фильтрацию воды в дренирующем слое и его осушение. Однако при меньших величинах уклонов фильтрация воды замедляется и вогнутый участок вертикальной кривой длительное время находится в переувлажненном состоянии.

На фигуре 1 представлен поперечный разрез дорожной конструкции; на фигуре 2 - продольный разрез участка на вогнутой кривой; на фигуре 3 - схема размещения перехватывающих дренажей на вогнутой кривой.

Дорожная конструкция включает покрытие 1, основание 2, дренирующий слой 3, земляное полотно 4, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, содержащий перфорированную трубу 5 с выпусками 6 на откосы 8 земляного полотна 4, и фильтрующий крупнозернистый материал 7, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания. Труба 5 укладывается на подготовленное основание 9, а на стенки и дно траншеи для дренажа уложен пластикотканевый материал 10, предохраняющий земляное полотно от переувлажнения. Перфорированная дренажная труба 5 диаметром 20-50 см может быть изготовлена из традиционных материалов, в том числе с использованием полимеров.

Работает дорожная конструкция следующим образом. Вода, поступающая в дренирующий слой 3, когда обочины находятся в промерзшем состоянии, перемещается по дренирующему слою с верховой стороны в направлении уклона (спуск), перехватывается односкатным поперечным дренажом и выводится на откос земляного полотна в низовую сторону местности.

Промывка заиленных труб 5 осуществляется струей воды под давлением при помощи поливомоечной машины до наступления отрицательных температур воздуха. На зимний период отверстия трубчатых выпусков 6 дренажной трубы 5 закрываются, а весной открываются.

Применение двухсторонних трубчатых выпусков дрены на откосы земляного полотна обеспечивает эффективную конвекцию теплого воздуха в дренажной трубе в период весеннего оттаивания дорожной конструкции. В результате конвекции положительную температуру приобретает и дренажная труба, и дренирующий материал вокруг трубы, что способствует более раннему включению ее в работу и осушению дренирующего слоя одежды.

Длина участков вогнутой кривой, ограниченных уклонами не менее двух промилле, до вершины кривой (ВК) при i=0 составит: l1=R1·i1; l2=R2·i2 (фиг.3) и общая длина l=R1·i1+R2·i2. Здесь R1 и R2 - радиусы вертикальной кривой; i1 и i2 - заданные минимальные величины уклонов, но не менее двух промилле. Если участки подходов к вершине кривой имеют одинаковый радиус и равные заданные уклоны, то l=2R·i. Чем больше радиус кривой R и граничный уклон i, тем больше длина участка, который предохраняется (защищается) от притока воды с верховых сторон дорожной конструкции. Например, при i=2‰ (0,002) и R=10000 м l=40 м; при i=5‰ (0,005) и R=10000 м l=100 м. В первом случае перехватывающий дренаж устраивается на расстоянии не менее 20 м от вершины кривой с каждой стороны, а во втором - на расстоянии не менее 50 м.

Таким образом, дорожная конструкция по перехвату воды, поступающей по дренирующему слою с верховой стороны на вогнутые учатки продольного профиля, ограниченные минимальными встречными уклонами, позволяет предотвратить земляное полотно от переувлажнения и сохранить стабильную прочность дорожной конструкции в период весенней распутицы.

Использование предложенной дорожной конструкции на вогнутых участках продольного профиля с расположением вершины кривой на проектной линии земляного полотна позволяет предотвратить поступление воды на вогнутый участок продольного профиля дороги, ограниченный минимальными встречными уклонами 2‰, и сохранить стабильную прочность дорожной конструкции в период весенней распутицы. Вследствие невозможности накопления воды в порах дренирующего слоя на недопустимую толщину дорожная конструкция защищена от неблагоприятных воздействий колесных нагрузок автотранспорта и возможных знакопеременных температур, встречающихся при оттаивании земляного полотна.

Похожие патенты RU2368720C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2008
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Гузненок Сергей Александрович
RU2368719C1
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГИ 2012
  • Янковский Леонид Вацлавович
  • Волков Григорий Николаевич
  • Мальцев Антон Владимирович
  • Килунин Станислав Игоревич
RU2495194C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Кусачева Татьяна Васильевна
RU2531949C2
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ 2019
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Едигарян Аркадий Рудольфович
RU2706152C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА СЛАБОМ ПРИ ПРОТАИВАНИИ ОСНОВАНИИ 2021
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Насонова Наталья Александровна
  • Едигарян Леонид Аркадьевич
  • Павлюк Роман Сергеевич
RU2795020C1
СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНО-УГЛОВОГО ДРЕНИРОВАНИЯ 2001
  • Пегин П.А.
  • Лопашук В.В.
RU2206656C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД 2014
  • Крапивный Владимир Антонович
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Воронин Владимир Васильевич
  • Серенко Андрей Федорович
RU2553738C1
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА НА ПРОТАЯВШИХ СЛАБЫХ ГРУНТАХ 2021
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Нератова Оксана Анатольевна
  • Едигарян Аркадий Рудольфович
  • Тукмакова Оксана Викторовна
RU2761272C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2002
  • Пегин П.А.
  • Ярмолинский А.И.
RU2233934C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 368 720 C1

Реферат патента 2009 года ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения. Технический результат: сохранение стабильной прочности в период оттаивания конструкции на участках вогнутой вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии продольного профиля дороги, а участки ограничены встречными уклонами не менее двух промилле, а также предотвращение поступления воды на вогнутый участок и таким образом обеспечение стабильной прочности конструкции. Дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, устраиваемый на вогнутом участке вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии земляного полотна, содержащий перфорированную дренажную трубу с трубчатыми выпусками на откосы земляного полотна, и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания. Прерывание фильтрующейся воды осуществляется устройством перехватывающих дренажей на границах участков с уклонами, обеспечивающими эффективное осушение дренирующего слоя с верховых сторон, а расстояние от вершины кривой до границ участков определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 368 720 C1

Дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, устраиваемый на вогнутом участке вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии земляного полотна, содержащий перфорированную дренажную трубу с трубчатыми выпусками на откосы земляного полотна и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания, отличающаяся тем, что прерывание фильтрующейся воды осуществляется устройством перехватывающих дренажей на границах участков с уклонами, обеспечивающими эффективное осушение дренирующего слоя с верховых сторон, а расстояние от вершины кривой до границ участков определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368720C1

АНИСИМОВ П.В
Автомобильные дороги
Методологическая концепция и теоретические основы проектирования и строительства
- Брянск: Грани, 1995, стр.83-87
RU 93040263 A, 20.11.1995
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНО-УГЛОВОГО ДРЕНИРОВАНИЯ 2001
  • Пегин П.А.
  • Лопашук В.В.
RU2206656C1
БАБКОВ В.Ф
и др
Проектирование автомобильных дорог
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
- М.: Транспорт, 1987, стр.143.

RU 2 368 720 C1

Авторы

Анисимов Петр Васильевич

Лукутцова Наталья Петровна

Мевлидинов Зелгедин Алаудинович

Лукашенко Марина Викторовна

Егорин Александр Викторович

Даты

2009-09-27Публикация

2008-05-12Подача