КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ Российский патент 2004 года по МПК E01C3/00 E01C3/06 

Описание патента на изобретение RU2233934C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период.

Известен поперечный профиль автомобильной дороги, устраиваемый по принципу двускатной поверхности. В типовых строительных конструкциях, изделиях и узлах серии 3.503-71 “Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования” от 1986 г. на с. 3-5, 20-23 представлены примеры характерных поперечных профилей. Данный поперечный профиль хорошо работает в летний период для водоотвода поверхностных вод. Водоотвод обеспечивается за счет продольного уклона проезжей части и обочины. Продольный уклон у обочин должен быть больше, чем у проезжей части для обеспечения бесперебойного пропуска поверхностных вод. По такому же принципу работает дополнительный поперечный дренирующий слой основания дорожной одежды, расположенный между дорожной одеждой и верхом земляного полотна. Дополнительный дренирующий слой основания устраивается двускатно с уклоном 30‰.

Однако данная конструкция дополнительного дренажного слоя не справляется с отводом талых вод, так как в весенний период происходит оттаивание грунта земляного полотна автомобильной дороги как сверху от солнечных лучей, так и снизу от внутреннего тепла Земли. Постепенное оттаивание сверху и снизу приводит к образованию донника (мерзлотной линзы). Донник имеет обратные уклоны по отношению к уклонам дорожной одежды, в связи с чем вода остается по оси дорожной одежды и способствует разжижению грунта земляного полотна (рис.4.4, с.34. Васильев А. П., Сиденко В. М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов/ Под ред. А.П. Васильева. - М.: Транспорт, 1990. - 304 с.). С целью сохранения конструкций дорожной одежды в весенний период ограничивают движение транспортных средств по грузоподъемности. Обратный процесс наблюдается в осенний период. При отрицательной температуре гидравлическая связь между тонкими водными пленками нарушается и миграция воды прекращается, одновременно водяной пар конденсируется, что приводит к влагонакоплению.

Наиболее близкой по своей сущности и достигаемому техническому результату является конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном (см., например, SU 1726625 А1, 15.04.1992, Е 01 С 3/00, всего 3с.).

Техническим результатом, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является сокращение срока ограничения движения транспортных средств за счет отвода талых вод из разжиженного грунта.

Поставленный технический результат достигается за счет того, что в конструкции автомобильной дороги, включающей земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, согласно изобретению под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.

Диаметр дренажной трубы должен быть не менее 20 мм.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показан поперечный профиль автомобильной дороги;

- на фиг.2 показан узел А на фиг.1.

Конструкция автомобильной дороги устраивается следующим образом.

Конструкция автомобильной дороги включает земляное полотно, слои дорожной одежды 2 и дополнительный дренирующий слой 1, устраиваемый из пескогравия, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой 2, выполнена с обратным уклоном. Под обочинами дополнительный дренирующий слой 1 выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды 2. В основании дополнительного дренирующего слоя 1 по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба 3, выполненная из металла или пластика диаметром не менее 20 мм. Длина дренажной трубы 3 зависит от расстояния дренирующего слоя до водоносного слоя, но не выше глубины промерзания для данного района строительства дороги. Дренажная труба 3 выполнена в своей верхней части с отверстиями 5 диаметром d=1 мм для пропуска талой воды. Расстояние между отверстиями равно 10-30 мм. Низ дренажной трубы 3 расположен в водоносном слое 4 и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы 3 заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя 1.

Дренирующий слой с обратным уклоном устраивается только под дорожной одеждой, а под обочиной уклон остается прежний.

Похожие патенты RU2233934C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
Автомобильная дорога 1990
  • Тупицын Николай Михайлович
  • Казаков Алексей Павлович
  • Гарипов Рашид Халимович
  • Скотников Юрий Федорович
  • Мурзин Вячеслав Николаевич
SU1770511A1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 1993
  • Лукачев Николай Николаевич
  • Новиков Александр Александрович
RU2046871C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2008
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Егорин Александр Викторович
RU2368720C1
УСТРОЙСТВО СМЕШАННЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ 2008
  • Курбатский Александр Пантелеевич
RU2407848C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2008
  • Анисимов Петр Васильевич
  • Лукутцова Наталья Петровна
  • Мевлидинов Зелгедин Алаудинович
  • Лукашенко Марина Викторовна
  • Гузненок Сергей Александрович
RU2368719C1
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
Дорожная конструкция 1983
  • Кулижников Александр Михайлович
  • Мухаметшин Талгат Исламович
SU1097743A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 233 934 C1

Реферат патента 2004 года КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период. Конструкция автомобильной дороги включает земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном. Новым является то, что под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя. Технический результат изобретения состоит в сокращении срока ограничения движения транспортных средств за счет отвода талых вод из разжиженного грунта. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 233 934 C1

Конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, отличающаяся тем, что под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2233934C1

Дорожная конструкция 1989
  • Полуновский Альберт Григорьевич
  • Сяпич Олег Андреевич
  • Аллаберганов Максуд Аминович
  • Левянт Михаил Борисович
SU1726625A1
Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения
- М.: Транспорт, 1990, с.34, рис.4.4.

RU 2 233 934 C1

Авторы

Пегин П.А.

Ярмолинский А.И.

Даты

2004-08-10Публикация

2002-12-25Подача