Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки различных грузов, в том числе техники и оборудования, а также пассажиров.
Известно однопалубное судно с носовой аппарелью, грузовой палубой, надстройкой и моторным отделением в кормовой части судна. Рулевая рубка расположена на надстройке (Горбунов Ю.В. и др.. Судна для малых рек, М.: Транспорт, 1990, стр.127-129).
Известно также однопалубное судно для перевозки различных грузов, наиболее близкое к предлагаемому решению, содержащее корпус, силовую (двигательную) установку в виде двигательного отсека, надстройку, ходовую рубку, машинное отделение, грузовую палубу, водонепроницаемое ограждение палубы, аппарель в носовой части корпуса судна (SU 1505835 А1, В 63 В 15/00, 07.09.89).
Известны судна, в которых используются балластные отсеки, в которые при погрузке и выгрузке подается вода, а при транспортировке груза удаляется (см. авт. св. СССР 933542, кл. В 63 В 35/28 от 1982 г. или авт. св. СССР 1009889, кл. В 63 В 35/42 от 1983 г.).
Известно устройство грузового судна, в котором имеет место выполнение корпуса в виде понтона, сужающегося к носовой части, однако в указанном устройстве не решена задача по упрощению процесса погрузки-разгрузки и обеспечению эффекта глиссирования (RU. 2033368 С1, В 63 В 35/42, 20.04.95).
Известные судна не обладают достаточными маневренными и эксплуатационными качествами для обеспечения мобильной транспортировки небольших грузов малыми партиями одновременно по водохранилищам, магистральным и малым рекам, кроме того в них не регулируются ходовые характеристики судна за счет принятия или удаления балласта.
Технический результат при использовании предложения заключается в создании простого по конструкции скоростного грузового судна с характеристикой и формой корпуса, обеспечивающими выход на режим глиссирования с грузом на борту, в том числе пассажиров, а также облегчение погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров, кроме того за счет подачи и удаления балласта можно регулировать режим глиссирования.
Технический результат достигается тем, что в судно, содержащее корпус с палубой и двигательным отсеком, ходовую рубку, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса, снабжено устройством для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей, которые расположены в корпусе, выполненном в виде понтона клинообразной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части и с минимально возможной высотой кормы, определяемой размерами двигателей, размещенных в двигательном отсеке между транцем и поперечной переборкой корпуса. Причем ходовая рубка устанавливается на палубе в непосредственной близости к двигательному отсеку.
Выполнение корпуса в виде понтона клинообразной формы обеспечивает упрощение конструкции, уменьшение массогабаритных характеристик, упрощение процесса погрузки и разгрузки.
Облегчение носовой части по отношению к кормовой благоприятно сказывается на обеспечении угла глиссирования при эксплуатации с грузом и выходе на режим глиссирования, который позволяет двигаться с более высокой скоростью, для регулирования угла глиссирования может использоваться также устройство для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей.
Уменьшенная высота носовой части корпуса определяет более низкое положение аппарели относительно необорудованного берега, уменьшающее ее длину и облегчающее погрузку-разгрузку транспортируемых грузов.
Для доступа к двигателям в условиях, неблагоприятных для их обслуживания, в двигательном отсеке впереди двигателей образован свободный объем, соединяющийся с кормовой частью ходовой рубки через люк.
Для уменьшения размеров и веса ходовой рубки и одновременно обеспечения удобства экипажа последняя объединена в единый блок с камбузом и с туалетом, располагаемыми в ее кормовой части позади кресел для рулевого и матроса, установленных в ее передней части на перекрытии, образующем полубак, в котором размещено электрооборудование, причем туалет выгорожен непроницаемыми переборками и снабжен отдельной дверью, выходящей на палубу.
Формы корпуса и рубки образованы преимущественно плоскими поверхностями, что снижает трудоемкость его постройки.
Выполнение понтона с перегородками, образующими герметичные емкости, помимо погрузочно-разгрузочных работ и регулировки угла глиссирования повышает живучесть и безопасность судна.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображено судно, вид сбоку.
На фиг.2 изображено судно, вид сверху.
Судно состоит из несущего корпуса 1, выполненного в виде клинообразного в продольном вертикальном сечении понтона, сужающегося к носовой части, ходовой рубки 2, ограждения 3 и аппарели 4.
Понтон может быть выполнен составным или с перегородками для образования герметичных емкостей, сообщенных с устройством для подачи и удаления балласта (не показано).
В корпусе, имеющем палубу 5, размещен в его кормовой части между транцем 6 и поперечной переборкой 7 двигательный отсек 8 с двигателями 9.
В передней части ходовой рубки 2 на полубаке 10 установлены кресла 11 для рулевого и матроса, а в кормовой части размещены камбуз 12 и туалет 13, выгороженный переборками 14 и снабженный отдельной дверью 15. Выход в ходовую рубку осуществляется через дверь 16.
В полубаке 17 размещены электрооборудование и шкиперское оборудование.
Двигательный отсек 8 закрыт сверху люковым закрытием 18. Впереди двигателей 9 имеется свободный объем, соединяющийся с кормовой частью ходовой рубки 2 через люк 19.
Аппарель 4 имеет возможность поворота посредством механизма 20.
Ходовая рубка 2 и палуба 5 могут быть соединены с корпусом через упругие элементы (не показаны).
Палуба позади рубки 2 закрыта тентом 21.
Погрузка (разгрузка) или высадка (посадка) пассажиров судна осуществляется через опущенную аппарель 4. При этом благодаря клиновидности корпуса палуба 5 и аппарель 4 образуют пологую поверхность, которая облегчает погрузку (разгрузку) или выход и вход пассажиров на грузовую палубу транспортного средства своим ходом.
Кроме того, обеспечивается удобство погрузочно-разгрузочных работ за счет регулирования осадки судна путем подачи в герметичные емкости воды и слива ее после их окончания.
В зависимости от загрузки судна меняется его угол глиссирования и за счет перераспределения балласта между герметичными емкостями можно его отрегулировать, обеспечив судну необходимые ходовые характеристики.
Ремонт и обслуживание двигателей осуществляется через люковое закрытие 18, что делает удобным доступ в двигательный отсек 8, а в неблагоприятных погодных условиях доступ может быть осуществлен через люк 19, установленный в кормовой части ходовой рубки 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАЛОЕ БЫСТРОХОДНОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2137657C1 |
СУДНО ТИПА КАТЕРА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2004 |
|
RU2272734C1 |
СУДНО-КАТАМАРАН | 2011 |
|
RU2464200C1 |
МОРСКОЕ СУДНО ДЛЯ УКЛАДКИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2012 |
|
RU2509677C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2057677C1 |
СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛИХТЕРОВ И ГРУЗОВ | 1991 |
|
RU2033368C1 |
Судно для перевозки массовых грузов | 1979 |
|
SU950584A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1994 |
|
RU2116226C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов, техники, оборудования и/или пассажиров. Малое быстроходное грузовое судно содержит корпус, палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса. Судно снабжено устройством для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей, расположенных в несущем корпусе, который выполнен в виде понтона клиновидной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части. Двигатели размещены в двигательном отсеке со свободным объемом, соединяющемся с кормовой частью ходовой рубки через люк, выполненный в палубе. Ходовая рубка объединена с камбузом и туалетом в единый блок. Достигается упрощение конструкции судна, выход судна на режим глиссирования и удобство разгрузочных и погрузочных работ. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛИХТЕРОВ И ГРУЗОВ | 1991 |
|
RU2033368C1 |
ОГРАНИЧЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ ПРИ РАБОТЕ С ПИКОВОЙ МОЩНОСТЬЮ | 2013 |
|
RU2581612C1 |
DE 2945978 В1, 02.10.1980 | |||
Балластная система судна | 1982 |
|
SU1050959A1 |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
1998-09-17—Подача