АКТИВНЫЙ РУЛЬ СУДНА Российский патент 2003 года по МПК B63H25/38 

Описание патента на изобретение RU2207297C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судами - активным рулям.

Известен активный руль судна (см. а.с. СССР 1004198, МКИ В 63 Н 25/30, 1983 г. ), содержащий полый баллер и перо руля, имеющее входной и выходной каналы и в которое вмонтирован движитель, выполненный в виде центробежного насоса, привод которого осуществляется от двигателя через вертикальный вал, проходящий внутри полого баллера. Это устройство принято в качестве прототипа.

Как следует из описания к устройству-прототипу, при работе движителя (центробежного насоса) струя воды, выходящая из цилиндрической формы сопла, создает тягу, которая при заданных углах перекладки руля обеспечивает необходимое маневрирование судна в ограниченной акватории без использования главных движителей, а схема расположения водопроводящих каналов исключает авторотацию рабочего органа и валовой линии.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности активного руля.

Цель достигается тем, что в активном руле судна, содержащем полый баллер и перо руля, имеющее входной и выходной каналы и в которое вмонтирован движитель, кинематически связанный через вертикальный вал, проходящий внутри полого баллера, с двигателем, движитель выполняют в виде вертикальных роторов с возможностью вращения с реверсом в симметричных цилиндрических нишах канала по всему размаху пера руля, причем входной и выходной каналы выполняют в виде прямоугольных щелей по всему размаху посередине пера симметрично относительно плоскости симметрии пера руля.

Кроме того, входной канал образуют носовыми предкрылками пера руля, а выходной канал образуют кормовыми закрылками пера руля, причем предкрылки и закрылки выполняют с возможностью поворота относительно собственных вертикальных осей.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами,
где фиг.1 - продольный разрез активного руля;
фиг. 2 - сечение профиля пера руля при создании тяги роторным водометным движителем в плоскости симметрии пера руля;
фиг. 3 - вариант сечения профиля пера руля при создании управляющей тяги роторным водометным движителем при перекладке кормовых закрылков под углом к плоскости симметрии пера руля;
фиг. 4 - вариант сечения профиля пера руля при использовании активного руля в качестве обычного руля.

Активный руль состоит из пера руля 1, в которое вмонтирован повторяющий профиль пера руля 1 корпус 2 водометного роторного движителя, вертикальных роторов 3 с возможностью вращения с реверсом, приводимых посредством вала 4, проходящим через полый баллер 5 руля. В корпусе 2 по всему размаху пера руля 1 выполнены симметричные цилиндрические ниши 6, в которые установлены роторы 3. В пере руля 1 имеются входной канал 7, образованный носовыми предкрылками 8 пера руля 1, и выходной канал 9, образованный кормовыми закрылками 10 пера руля 1. Входной 7 и выходной 9 каналы выполнены в виде прямоугольных щелей по всему размаху посередине пера 1 симметрично относительно плоскости симметрии пера руля 1. Причем предкрылки и закрылки выполнены с возможностью поворота относительно собственных вертикальных осей. Профили поперечного сечения роторов 3 могут быть любых форм, которые при их вращении обеспечивают неперетекание жидкости через цилиндрические ниши 6 из выходного плоского щелевого канала 9 во входной канал 7.

Стрелками показаны направления вращения роторов 3, направления поворота предкрылков 8 и закрылков 10, направления создаваемых потоков во входном 7 и выходном 9 каналах и набегающий поток на руль.

Активный руль работает следующим образом.

При вращении вертикальных роторов 3, как показано стрелками на фиг.2, окружающая вода засасывается через входной канал 7 и выбрасывается через выходной канал 9 по всему размаху пера руля 1. При этом создается тяга роторным водометным движителем, которая при заданных углах перекладки руля обеспечивает необходимое маневрирование судна в ограниченной акватории без использования главных движителей, а выполнение входного 7 и выходного 9 каналов роторного водометного движителя в виде прямоугольных щелей по всему размаху посередине пера 1 относительно плоскости симметрии пера руля 1 позволит использовать движитель максимального гидравлического сечения, что повысит эффективность предлагаемого активного руля.

Следует отметить, что поворотом закрылков 10, как показано на фиг.3, можно обеспечить необходимое маневрирование судна без поворота баллера 5 руля, т.е. без использования рулевой машины.

Кроме того, при соединении предкрылков 8 и закрылков 10, как показано на фиг. 4, получается конфигурация обычного плавнообтекаемого пера руля с минимальным сопротивлением, которая может использоваться на режимах хода судна под главными движителями без работы роторного водометного движителя.

В результате предложенный активный руль судна за счет использования роторного водометного движителя с максимально возможным гидравлическим сечением повышает эффективность при создании тяги при маневрировании судна.

Похожие патенты RU2207297C1

название год авторы номер документа
ВЫДВИЖНАЯ РОТОРНАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2282559C1
РОТОРНЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2001
  • Тарадонов В.С.
  • Шумилов А.И.
  • Носов Н.А.
  • Дмитриев К.А.
  • Журавлев А.В.
  • Корнева Е.Л.
RU2219098C2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Канарейкин Олег Николаевич
  • Данилов Евгений Васильевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Рыльцов Николай Александрович
RU2459741C1
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
АКТИВНЫЙ НОСОВОЙ БУЛЬБ СУДНА 2003
  • Тарадонов В.С.
  • Юхнин В.Е.
  • Куликов С.В.
  • Челпанов И.В.
  • Хализев О.А.
  • Шумилов А.И.
  • Журавлев А.В.
  • Корнева Е.Л.
RU2228874C1
РОТОРНО-ПЛАСТИНЧАТЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Тарадонов В.С.
  • Ростовцев Д.М.
  • Шаманов Н.П.
  • Шумилов А.И.
  • Рябов В.Н.
  • Журавлев А.В.
RU2148525C1
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
КОРПУС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Розанов Михаил Иванович
  • Мурашов Михаил Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
RU2457146C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2499721C1
ДВИЖИТЕЛЬ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
RU2467916C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 297 C1

Реферат патента 2003 года АКТИВНЫЙ РУЛЬ СУДНА

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судами - активным рулям. Активный руль содержит полый баллер и перо руля, в которое вмонтирован водометный движитель, кинематически связанный через вертикальный вал, проходящий внутри полого баллера, с двигателем. Водометный движитель включает в себя вертикальные роторы, установленные с возможностью вращения с реверсом в симметричных цилиндрических нишах канала по всему размаху пера руля. Входной и выходной каналы выполнены в виде прямоугольных щелей по всему размаху посередине пера симметрично относительно плоскости симметрии пера руля. Достигается повышение эффективности руля. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 207 297 C1

1. Активный руль судна, содержащий полый баллер и перо руля, в которое вмонтирован водометный движитель, кинематически связанный через вертикальный вал, проходящий внутри полого баллера, с двигателем, отличающийся тем, что водометный движитель включает в себя вертикальные роторы, установленные с возможностью вращения с реверсом в симметричных цилиндрических нишах канала по всему размаху пера руля, причем входной и выходной каналы выполнены в виде прямоугольных щелей по всему размаху посередине пера симметрично относительно плоскости симметрии пера руля. 2. Активный руль судна по п.1, отличающийся тем, что входной канал образован носовыми предкрылками пера руля, а выходной канал образован кормовыми закрылками пера руля, причем предкрылки и закрылки выполнены с возможностью поворота относительно собственных вертикальных осей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207297C1

Активный руль судна 1981
  • Голубков Николай Викторович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Ромадин Александр Андреевич
  • Хвостов Владимир Александрович
SU1004198A1
Руль для судов 1930
  • Ружицкий А.Б.
SU20468A1
DE 1906308 A, 01.10.1970.

RU 2 207 297 C1

Авторы

Тарадонов В.С.

Шумилов А.И.

Журавлев А.В.

Сухарев А.Н.

Корнева Е.Л.

Дмитриев К.А.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-12-27Подача