СПОСОБ СБОРКИ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ БАЛАНСИРОВКИ СОСТАВНОГО РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2003 года по МПК F04D29/00 

Описание патента на изобретение RU2207446C2

Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности быстроходных роторов малоразмерных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), газотурбинных стартеров (ГТС) и вспомогательных силовых установок (ВСУ).

Уровень техники
В качестве аналогов рассмотрены стандартные способы сборки и балансировки роторов ГТД (см.: 1) ГОСТ 22061-76. "Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения", издательство стандартов, М. , 1977, с. 109, п. 1.3.7.2) ОСТ 1.42.167-03. "Роторы ГТД. Методы балансировки", М. , 1984, изд. НИАТ, с. 5, п.2.8.3) РТМ-1.4.775-80. "Сборка и балансировка роторов ГТД", М., 1981, изд. НИАТ, с. 6, п. 1.4).

Отметим, что в указанных аналогах и в других источниках информации не оговариваются, как правило, технические условия на затяжку роторных пакетов, исключающие изгибную деформацию оси ротора. Между тем известно, что при затяжке роторных пакетов (в частности, подшипниковых пакетов) могут возникать нагрузки, изгибающие ось цапфы ротора.

В качестве прототипа принято следующее указание: "В технических условиях на общую сборку изделия должны быть указаны требования к сборке роторной системы, исключающие существенную разбалансировку роторов вследствии искривления вала ротора при стягивании на нем пакета деталей, если указанные детали снимают с отбалансированного перед общей сборкой изделия" (см. упомянутый ранее РТМ-1.4.775-80, с. 107, п.9.1.1).

Приведенное указание представляет собою постановку задачи. В отличие от него, предложенный способ является реальным решением этой задачи, апробированном на различных типах роторов опытных и серийных двигателей.

Сущность изобретения
Сущность изобретения состоит в том, что в способе сборки и окончательной балансировки составного ротора турбомашины, включающем подбор взаимных угловых положений деталей роторного пакета, затяжку его и окончательную балансировку ротора, согласно изобретению затяжку роторных, в частности, подшипниковых пакетов и последующую балансировку выполняют дважды, - при номинальном усилии затяжки и при слабой затяжке, составляющей (10-20)% от номинального значения, при этом оценка кондиционности сборки ротора определяется нормируемой величиной изменения дисбаланса, которая при малой величине, соответствующей норме, позволяет направить ротор на сборку двигателя, а при повышенной величине изменения дисбаланса ротор поступает на переборку роторного пакета, в ходе которой вновь подбирают взаимное угловое положение деталей роторного пакета, при необходимости, дорабатывают или заменяют отдельные детали, после чего вновь повторяют все операции. На достаточно жестких роторах, у которых изменение дисбалансов при номинальной и слабой затяжке отсутствует предлагаемый способ ограничивается разовым или периодическим контролем.

В роторах же малой жесткости при больших усилиях затяжки стыков, особенно подшипниковых пакетов, предложенный способ позволяет на ранней стадии отбраковывать роторы с дефектами сборки и восстанавливать их.

Контроль изменений биений дает, как правило, грубые результаты, т.к. заданные условные смещения центров тяжести таких роторов составляют менее 1 мкм.

Иными словами, деформация оси отдельных экземпляров роторов часто становится функцией усилия затяжки, что выявляется по изменениям дисбалансов, а устраняется переборкой ротора, в ходе которой переставляют или заменяют детали пакета, подшлифовывают торцы регулировочных колец, ремонтируют резьбовые элементы стяжки пакетов, обеспечивают перпендикулярность оси резьбы к упорному торцу гайки подшипникового пакета.

Предложенные действия сводятся к технологии обеспечения соосности поверхностей шеек ротора и монтажа колец подшипников качения на ротор без перекосов.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Относительно дополнительного (иногда частичного) использования предложенного способа следует отметить, что на этапах разработки и доводки новых двигателей большинство конструкций роторов, окончательная сборка и затяжка которых выполняется при сборке двигателя, должны собираться таким образом, чтобы дисбаланс ротора не менялся в зависимости от усилия затяжки, причем периодичность подобных работ, систематическое или разовое их исполнение определяется практикой и результатами их проведения.

В качестве примера конкретного выполнения приведем ротор турбокомпрессора газотурбинного стартера типа ГТДЭ-117, используемом на военных самолетах МиГ-29 и Су-27.

Указанный ротор систематически собирается и балансируется предложенным способом, который позволил резко снизить уровень вибраций стартера и значительно сократить число досрочных съемов его с испытаний.

Похожие патенты RU2207446C2

название год авторы номер документа
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ВЫСОКООБОРОТНОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2000
  • Гадаскин Л.А.
  • Дмитренко А.И.
  • Попов В.Н.
RU2204739C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2510493C1
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КОМПЛЕКТА РАБОЧИХ ЛОПАТОК СТУПЕНИ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Гельфенбейн Л.С.
  • Зуев В.Н.
RU2099541C1
ОПОРА РОТОРОВ ТУРБИН ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Елтаренко А.А.
  • Субботин А.М.
  • Фридгант М.И.
RU2267018C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТРАНСМИССИИ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Потапов Алексей Юрьевич
RU2495395C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Бодров Е.Н.
  • Винокуров В.И.
  • Горелиц В.А.
  • Грачев Л.Н.
  • Нусберг Р.Ю.
  • Рыкунов В.И.
  • Чистотин В.П.
  • Эзрохи А.Б.
RU2233989C1
РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2516722C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ 2014
  • Гаврилов Валентин Владимирович
  • Огородов Владимир Николаевич
  • Темис Юрий Моисеевич
RU2556304C1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НИЗКОЧАСТОТНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО БАЛАНСИРОВОЧНОГО СТЕНДА 2010
  • Ключников Александр Васильевич
  • Фомин Юрий Павлович
RU2434212C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ СБОРКИ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ БАЛАНСИРОВКИ СОСТАВНОГО РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок. Способ заключается в подборе взаимных угловых положений деталей роторного пакета, затяжке его и последующей балансировки, выполняемой дважды, при номинальном усилии затяжки и при затяжке, составляющей 10-20% от номинального значения, при этом оценку кондиционности сборки ротора определяют нормируемой величиной изменения дисбаланса, которая при малой величине, соответствующей норме, позволяет направить ротор на сборку двигателя, а при повышенной величине изменения дисбаланса ротор поступает на переборку роторного пакета, в ходе которой вновь подбирают взаимное угловое положение деталей роторного пакета, при необходимости, дорабатывают или заменяют отдельные детали. Такой способ позволит исключить существенную разбалансировку роторов вследствие искривления вала ротора при стягивании на нем пакета деталей.

Формула изобретения RU 2 207 446 C2

Способ сборки и окончательной балансировки составного ротора турбомашины, включающий подбор взаимных угловых положений деталей роторного пакета, затяжку его и окончательную балансировку ротора, отличающийся тем, что затяжку роторных, в частности, подшипниковых, пакетов и последующую балансировку выполняют дважды, при номинальном усилии затяжки и при слабой затяжке, составляющей 10-20% от номинального значения, при этом оценка кондиционности сборки ротора определяется нормируемой величиной изменения дисбаланса, которая при малой величине, соответствующей норме, позволяет направить ротор на сборку двигателя, а при повышенной величине изменения дисбаланса ротор поступает на переборку роторного пакета, в ходе которой вновь подбирают взаимное угловое положение деталей роторного пакета, при необходимости, дорабатывают или заменяют отдельные детали, после чего вновь повторяют все операции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207446C2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Сборка и балансировка роторов ГТД
- М.: НИАТ, 1981, с
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
RU 98103203 А, 10.01.2000
СПОСОБ СБОРКИ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 0
SU306286A1
Способ сборки ротора осевой турбомашины 1962
  • Васильев Ю.Н.
  • Жаров В.Н.
  • Окулов В.В.
  • Умнов Е.И.
  • Шаров Е.А.
SU324889A1
Способ динамической балансировки рабочего колеса турбомашины 1984
  • Попов Игорь Константинович
SU1173074A1
US 4856964 А, 15.08.1989
ОГНЕТУШАЩИЙ ПОРОШКОВЫЙ СОСТАВ 1994
  • Дорноступ С.Б.
  • Василенко В.А.
  • Егель А.Э.
  • Баратов А.Н.
RU2084251C1

RU 2 207 446 C2

Авторы

Гельфенбейн Л.С.

Зуев В.Н.

Чихачев Е.В.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-07-04Подача