Изобретение относится к области диагностики изменения исходного состояния жидкого вещества и определения причин, вызывающих эти изменения. Оно может быть использовано для решения широкого круга задач анализа качества горюче-смазочных материалов на автотранспорте, локомотивах, морских и речных судах, в авиации, турбогенераторах, трансформаторах и распределителях энергии, в трансмиссионных системах, в нефтепереработке, при эксплуатации в различного вида моторах, гидравлических системах, при производстве и регенерации масел.
В настоящее время при эксплуатации масел не существует практически доступных, быстрых, достоверных и эффективных способов определения качества масла перед его заменой. Критерием (аналогом) для замены масла является средний срок его службы в километрах пробега или часах работы автомобилей, продолжительности эксплуатации в различных двигателях или установках и т.п., устанавливаемый в результате проведения научно-исследовательских работ и обобщения опыта эксплуатации [1].
При производстве масел для оценки их качества проводят анализ с помощью многочисленных трудоемких, требующих много времени химических методов [1]. Анализы проводятся систематически с большими материальными и интеллектуальными затратами.
Низкая оперативность оценки качества негативно отражается в процессе эксплуатации масел, может привести к непредвиденным расходам, загрязнению окружающей среды токсичными продуктами сгорания.
Оперативное определение качества масла с помощью предлагаемого способа согласует интервалы его замены, которые необходимы для реальных условий эксплуатации, расширяя тем самым допустимые эксплуатационные интервалы и увеличивая жизнь двигателя.
Полезность и эффективность изобретения выходит за пределы простого информирования о необходимости менять масло. В некоторых случаях, например в авиационной технике, где безопасность является главной заботой, или на больших судах, локомотивах и турбоагрегатах, где стоимость ремонта значительна, изобретение может обеспечить раннее обнаружение аварийной ситуации.
Преимущество предлагаемого способа заключается в том, что он позволяет по обобщенным избирательным параметрам n и nе надежно, быстро, без затрат реактивов, не прибегая к трудоемким, многофакторным и многооперационным химическим анализам, определить степень пригодности масел к эксплуатации, а также в том, что их анализ может быть проведен непосредственно на многочисленных, очень различных объектах, в диагностических инспекционных службах, следящих за состоянием масел на этих объектах.
Сущность настоящего изобретения заключается в следующем.
Измеряют при данной температуре в диапазоне от 10 до 90oС значения электропроводности и диэлектрической проницаемости образцового масла и исследуемого масла, бывшего в употреблении, вычисляют отношения этих значений, а качество масла определяют по формуле:
1<n<nкритич еское,
где n - отношение электропроводностей образцового и исследуемого масла;
nкритич еское - отношение электропроводностей образцового и непригодного (ограниченно пригодного) к эксплуатации масла.
Причины изменения качества масла избирательно устанавливаются по формулам для nε - отношения диэлектрических проницаемостей образцового и исследуемого масел:
nε<1, если в масло попала вода;
nε>1, если в масло попал бензин;
nε=1±0,05 соответствует состоянию, обусловленному допустимыми для эксплуатации выгоранием присадок и незначительными загрязнениями в отличие от перечисленных выше причин (наличия воды и бензина).
Если n≥nкритич еское, масло в объекте целесообразно заменить.
Изобретение реализуется следующим образом.
Устанавливают (определяют) в пределах температур от 10 до 90oС nкритич еское - критерий предельного применения (ограниченно пригодного) масла, являющегося отношением электропроводностей образцового масла, соответствующего исходным стандартным характеристикам, и масла, бывшего в употреблении и уже непригодного к эксплуатации:
где G и G* - соответственно активные электропроводности образцового и отработанного масел. См;
- соответственно удельные электропроводности образцового и отработанного масел, См/м.
Измеряют электропроводность исследуемого масла и при данной температуре t определяют n как отношение образцовой электропроводности к данной измеренной величине. Масло пригодно к эксплуатации, если выполняется условие:
1<n<nкритич еское.
При n≥nкритич еское масло целесообразно заменить, так как при его дальнейшей эксплуатации возможно возникновение аварийных ситуаций, надвигаются экологические и другие проблемы.
Отметим важный факт.
При изменении величины электропроводности может иметь место различие во взаимодействии жидкого вещества с датчиком. Тогда для определения изменения качества следует вместо отношения G/G* пользоваться формулой, приведенной в работе [2]:
где К - геометрическая постоянная датчика, 1/м;
К* - приведенная постоянная датчика, 1/м.
При условии К= К* этого различия во взаимодействии не наблюдается. Для используемого в нашем случае емкостного датчика, обладающего двумя потенциальными электродами, снабженными экраном с нулевым потенциалом, подключение которого производится по трехзажимной схеме, во всем измеряемом диапазоне взаимодействие "масло - датчик" сохраняется одинаковым, т.е. К=К*.
Одновременно устанавливают (определяют) при данной температуре критерий причинности nε, являющийся отношением диэлектрических проницаемостей образцового и анализируемого масел.
Если nε<1 - в масле присутствует вода;
если nε>1 - в масле присутствует бензин.
Примеры конкретного выполнения.
Анализу подвергались масла марок:
M8B производства России;
SAEW5 - 30 - производства США.
1. Измерения электропроводности и диэлектрической проницаемости проводятся с помощью измерителя иммитансов Е7-14 в комплекте с присоединенным к нему емкостным датчиком ДП [3].
Присоединяют датчик к прибору Е7-14 и определяют его электрическую емкость с воздухом:
Со=8,98 пФ.
Пример 1. Анализ масла марки М8В
2. Заполняют датчик поочередно образцовым, а затем непригодным к эксплуатации маслом и при данной температуре 20oС определяют с помощью прибора активные проводимости G - для образцового и G* - для отработанного масла, а также электрические емкости С - для образцового и С* - для отработанного масел:
G=12,03•10-9 См; С=21,38 пФ;
G*=4,29•10-9 См; С*=22,53 пФ.
3. Определяют при 20oС предельный критерий пригодности масла к эксплуатации:
nкритич еское=G/G*= 2,80.
4. Заполняют датчик исследуемым маслом и при 20oС с помощью прибора определяют активную проводимость
Gм=7,7•10-9 См
и электрическую емкость
См=22,49пФ.
5. Определяют при 20oС величину критерия качества для анализируемого масла n=1,56.
Получилось, что n<nкритич еское. Следовательно, масло пригодно к эксплуатации. Определяют критерий причинности nε = 0,95 - масло не содержит воды и бензина.
Пример 2. Анализ масла марки SAEW5-30
С помощью измерителя иммитансов Е7-14 в комплекте с датчиком ДП, как и в примере 1, п.1, измеряют Со=8,98 пФ.
1. Заполняют датчик поочередно образцовым, а затем маслом после пробега 11000 км и при температуре 20oС определяют с помощью прибора соответствующие активные проводимости G - для образцового и G* - для масла после пробега 11000 км, а также электрические емкости С - для образцового и С* - для масла после пробега 11000 км:
G=30,02•10-9 См; С=21,08 пФ;
G*=17,14•10-9 См; C*=21,87 пФ.
3. Определяют при 20oС в данном случае предельный критерий пригодности масла к эксплуатации:
nкритич еское=G/G*=1,75.
4. Заполняют датчик исследуемым маслом и при 20oС с помощью прибора определяют активную проводимость
Gм=7,37•10-9 См
и электрическую емкость
См=22,36 пФ.
5. Определяют при 20oС величину критерия качества для анализируемого масла n=4,07.
Получилось, что n=4,07>nкритич еское. Следовательно, масло непригодно к эксплуатации.
Определяют критерий причинности nε = 0,94<1,0 - в масло попала вода.
Литература
1. Колесник П. А. Материаловедение на автомобильном транспорте. - М.: "Транспорт", 1980.
2. Усиков С. В. , Бабкин П.А., Иванова З.Д., Феофилатьева Р.Н. Способ определения удельной электропроводности жидкости /А.с. 1423950, 1988 г./.
3. Белоусов О. А., Ефремов Б.М., Леонов В.М., Литко А.А., Лукина Т.А., Овинников В. К. , Солодова М.П., Усиков С.В. Трехэлектродный датчик /А.с. 578603, 1977. Бюлл. 40/.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССОВОЙ ДОЛИ ВОДЫ В НЕФТЯХ И ПРОДУКТАХ ОСТАТОЧНОЙ ДИСТИЛЛЯЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТОТАХ | 2001 |
|
RU2192001C1 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРЕПОСТИ ВОДНО-СПИРТОВЫХ РАСТВОРОВ | 2001 |
|
RU2203485C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ЖИДКОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2383010C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕФТИ ИЛИ ИХ СМЕСЕЙ | 1994 |
|
RU2065157C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ | 2007 |
|
RU2334207C1 |
РАДИОПОГЛОЩАЮЩЕЕ ПОКРЫТИЕ, СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЕГО СВОЙСТВАМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ОТРАЖАТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПОКРЫТИЙ НА ОБЪЕКТАХ В СВЧ ДИАПАЗОНЕ РАДИОВОЛН | 2000 |
|
RU2155420C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗОН РАЗВИТИЯ ВТОРИЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ В ФУНДАМЕНТЕ | 1994 |
|
RU2085975C1 |
ДАТЧИК ИНТЕГРАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО ПОТОКА | 1995 |
|
RU2084844C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНЫХ ТВЭЛОВ | 1994 |
|
RU2094861C1 |
ИМУННО-КОНДУКТОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СЕНСОРНЫЙ КОМПЛЕКС | 1995 |
|
RU2091794C1 |
Изобретение относится к области диагностики изменения исходного состояния жидкого вещества и определения причин, вызывающих эти изменения. Сущность изобретения: измеряют при данной температуре (от 10 до 90oС) значения электропроводности и диэлектрической проницаемости образцового и исследуемого масел. Масло пригодно к эксплуатации, если оно удовлетворяет условию 1<n<nкритич еское; где n и nкритич еское - отношения электропроводностей образцового и исследуемого масел и образцового и непригодного к эксплуатации масла. Если n ≥nкритич еское, масло в объекте целесообразно заменить. Причины изменения качества масла устанавливаются по отношению диэлектрических проницаемостей образцового и исследуемого масел. Технический результат способа состоит в том, чтобы надежно, оперативно, без затрат различных ресурсов определить степень пригодности масел к эксплуатации. Кроме того, анализ может проводиться непосредственно на объектах эксплуатации.
Способ определения качества минеральных моторных масел и причин, вызывающих его изменения, отличающийся тем, что при данной температуре в диапазоне от 10 до 90oС определяют отношения электропроводностей и диэлектрических проницаемостей образцового и исследуемого масел, качество масла определяют по формуле
1<n<nкрити ческое,
где n - отношение электропроводностей образцового и исследуемого масел;
nкрит ическое - отношение электропроводностей образцового и непригодного к эксплуатации масла, а причины изменения качества масла устанавливают по формулам
nε<1 - в масло попала вода;
nε>1 - в масло попал бензин,
где nε - отношение диэлектрических проницаемостей образцового и исследуемого масел.
Способ неразрушающего контроля сварных соединений | 1988 |
|
SU1673949A1 |
US 4646070 А, 24.02.1987 | |||
WO 9607094 А1, 07.03.1996 | |||
US 5089780 А, 18.02.1992. |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2002-01-18—Подача