Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку.
Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например, 2-этилгексилнитрат (патент США 4473378, С 10 L 1/22, 1984 г.).
Недостатком этих присадок является однофункциональность их действия, в результате чего не удается реализовать улучшение пусковых свойств летнего ассортимента дизельных топлив при отрицательных температурах.
Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих, например, нитрат алифатического спирта С3-C18, преимущественно циклогексилнитрат, сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с винилацетатом молекулярной массы 1000-10000, сульфонат щелочно-земельного металла (кальция, бария, магния) и оксипропилированный жирный спирт С6-С16 с молекулярной массой 300-2000 (патент РФ 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).
Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства.
Наиболее близкой к заявленному техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%: сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами - до 90, сульфонат щелочно-земельного металла - не более 10, сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000 - до 100. Причем присадка в своем составе может содержать алкилнитрат, где алкил С3-C18 (преимущественно циклоалкилнитрат) в количестве 1-30 мас.%.
Там же описан состав дизельного топлива на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащий вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.% (патент РФ 2119528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).
Однако присадка недостаточно эффективна при использовании ее в составе дизельного топлива зимнего, кроме того, содержание в присадке двух сополимеров увеличивает ее стоимость, а циклогексилнитрат является дефицитным продуктом, в результате чего выпуск присадки ограничен.
Задачей настоящего изобретения является разработка такого состава присадки, которая могла бы с большей эффективностью использоваться как в составах летних, так и в составах зимних дизельных топлив и, кроме того, снижение стоимости присадки и расширение сырьевых ресурсов для ее производства.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
2-Этилгексилнитрат - 40 - 90
Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40
Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100
Причем в качестве сополимера может быть использован сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000, а в качестве углеводородной фракции - нефтяная фракция прямой перегонки, выкипающая в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС.
Предлагается также дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%.
Отличием заявленного технического решения является совместное использование в составе присадки 2-этилгексилнитрата и углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС, в заявленном количестве.
Введение в состав присадки углеводородной фракции за счет синергетического эффекта, возникающего между компонентами присадки, обеспечивает улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и повышает его самовоспламеняемость (т.е. улучшает пусковые свойства), при этом присадка может содержать не два, а один сополимер, что позволит снизить ее стоимость. Использование 2-этилгексилнитрата расширит сырьевую базу для производства присадки, так как он является менее дефицитным продуктом по сравнению с циклогексилнитратом, и позволит за счет этого увеличить выпуск как летних, так и зимних дизельных топлив.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и постоянном перемешивании.
Для приготовления образцов предлагаемой присадки были использованы следующие компоненты.
Компонент А - низкомолекулярный сополимер этилена с пропиленом молекулярной массы 1000-20000.
Компонент В - сополимер высших эфиров акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами.
Компонент С - 2-этилгексилнитрат.
Компонент Д - нефтяная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС.
Компонент Е - легкий газойль каталитического крекинга, выкипающий в интервале 200-350oС.
В табл.1 приведен состав предлагаемой присадки. В качестве основы образцов дизельного топлива использовали дизельное топливо летнее с температурой помутнения =-6oС и температурой застывания =-15oС и дизельное топливо зимнее с температурой помутнения =-27oС температурой застывания =-37oС.
В табл. 2 и 3 приведены результаты испытаний образцов дизельного топлива с предлагаемой присадкой.
Результаты испытаний подтверждают, что использование в составе присадки нефтяной фракции улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280068C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2007 |
|
RU2355732C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320706C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320705C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280069C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2378323C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2604061C2 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2001 |
|
RU2205201C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Присадка содержит 40-90% 2-этилгексилнитрата, до 40% сополимера на основе этиленненасыщенных мономеров, до 100% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива содержит присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. Присадка улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
2-Этилгексилнитрат - 40-90
Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40
Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100
2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве сополимера она содержит сополимер высших эфиров С8-С24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2057790C1 |
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву | 1922 |
|
SU56A1 |
US 3694176 А, 26.09.1972. |
Авторы
Даты
2003-07-10—Публикация
2001-09-06—Подача