Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.
Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода. (Патент США №4.175.926, С10L 1/18, 1979 г.)
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3000-7000 и амид янтарной кислоты. (Заявка Японии №59-8790, С10L 1/22, 1984 г.)
Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.
Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков. (Патент США №4365973, С10L 1/22, 1982 г.)
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
(Патент РФ №2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.)
Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.
Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
Дополнительно присадка содержит алкил(С3-C18)нитрат в количестве 1-30 мас.%.
Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. (Патент РФ №2119528, С10L 1/18, 1/22, 1998 г.)
Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
Там же описано дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8 мас.%.
При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. (Патент РФ №2280069, С10L 1/18, 1/22, 2005 г.)
Однако эта присадка при использовании ее в составах малосернистых дизельных топлив не обеспечивает им требуемых смазывающих свойств.
Задачей настоящего изобретения является разработка присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку, обладающего улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С3-С20)нитрат, алкил(С1-С25)сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, которая согласно изобретению дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее предлагаемую присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%.
Причем в качестве базового топливо содержит газоконденсатное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки ненасыщенной жирной кислоты или ее амида и в соотношении компонентов.
Введение в состав присадки олеиновой, линолевой или линоленовой кислоты или ее амида способствует улучшению пусковых и низкотемпературных свойств присадки, а также улучшает ее смазывающие свойства.
Использование предлагаемой присадки в составах газоконденсатных или нефтяных дизельных топлив в количестве 0,01-1,0 мас.% позволяет повысить их качество до уровня европейской нормы ЕН 590.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.
Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.
Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.
Компонент А - алкил (С3-С20)нитрат, например циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.
Компонент Б - алкил (C1-C25)сукцинимид. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18)сукцинимид.
Компонент В - сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ЦДЛ, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.
Компонент Г - олеиновая, линолевая или линоленовая кислоты. Для приготовления образцов присадки была использована олеиновая кислота (пример 1) и линолевая кислота (пример 2), использование линоленовой кислоты приводит к аналогичному результату.
Компонент Д - в качестве амида непредельной жирной кислоты могут быть использованы алкил (С1-С9)амиды, алкилол (C1-C12)амиды и т.д. В приготовленных образцах предлагаемой присадки были использованы этиламид (С2) линоленовой кислоты (пример 3) и октиламид (C8) олеиновой кислоты (пример 4). Использование других указанных амидов позволит расширить ассортимент выпускаемых присадок, обладающих улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.
Вышеуказанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.
Кроме того, были приготовлены образцы предлагаемого дизельного топлива, содержащие 0,1 мас.% присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.
В качестве базового топлива было использовано газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава, утяжеленное кубовыми остатками стабильного конденсата, дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее нефтяного происхождения.
Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики и повысить смазывающие свойства дизельных топлив. Предлагаемое дизельное топливо полностью удовлетворяет требованиям нового ГОСТа.
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320707C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2378323C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320705C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280069C1 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ | 2017 |
|
RU2655606C1 |
ВСЕСЕЗОННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2015 |
|
RU2631116C2 |
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2016 |
|
RU2618231C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280068C1 |
Использование: в области нефте- и газохимии. Сущность: присадка к дизельному топливу содержит, мас.%: алкил(С3-С20)нитрат до 55, алкил(С1-С25) сукцинимид 0,1-10, сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером до 60, непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая или линоленовая, или ее амид до 100. Дизельное топливо на основе базового топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Технический результат - улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик, а также смазывающих свойства дизельных топлив. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280069C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2163251C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ЖИДКИМ ТОПЛИВАМ | 1992 |
|
RU2009176C1 |
Авторы
Даты
2008-03-27—Публикация
2006-12-25—Подача