Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, а именно к схеме соединения аккумуляторной батареи с кузовом, и может использоваться в качестве устройства защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе.
Известен электронный выключатель массы автомобиля, описанный в авторском свидетельстве СССР 1699833 (публ. 23.12.91 г.). Электронный выключатель содержит включающую кнопку, расположенную в секретном месте транспортного средства. Кнопка подключена к включателю бортовой электросети автомобиля, к которому подсоединен аккумулятор и плюсовой провод для удержания устройства во включенном состоянии в момент аварийной остановки двигателя, идущий от замка зажигания. Электронный включатель массы выполнен по бесконтактной схеме. В качестве включающего элемента использован тиристор. Схема позволяет включать и выключать электросеть с помощью одной кнопки в триггерном режиме. Первым нажатием производится включение электросети, вторым - отключение. Отключение электросети осуществляется также автоматически при глушении двигателя ключом зажигания.
Однако отдельное ручное управление выключателем массы требует от водителя определенных навыков и выполнения дополнительных операций. Кроме того, случайное или ошибочное размыкание цепи массы при работающем двигателе, когда генераторная установка вырабатывает электроэнергию, приведет к появлению в электрической сети импульсов перенапряжения, которые могут разрушить электронные узлы схемы электрооборудования, а автоматическое отключение электросети при глушении двигателя вводит запрет на пользование определенньми потребителями (аварийная, звуковая и световая сигнализации, противоугонные устройства, радио, часы и др.).
Известно разъединяющее коммутирующее устройство для автомобиля, описанное в заявке ФРГ 3327532 (публ. 07.02.85 г.). Устройство предназначено для отделения бортового источника напряжения от электрической бортовой сети и снабжено первым электромагнитным реле, которое содержит нормально замкнутый набор контактов, одна пара которых находится в соединительной линии между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи (АБ) и бортовой сетью. Обмотка первого реле подключена через блок управления, постоянно соединенный с клеммами АБ и срабатывающий по командному сигналу от аварийного датчика команд в целях размыкания набора контактов. Второе отключающее устройство содержит приводной элемент в виде второго электромагнитного реле с нормально разомкнутыми контактами для прерывания соединения между полюсом батареи и бортовой сетью и имеет схему запрета, которая прекращает действие приводного элемента, когда в автомобиле включены определенные потребители тока или работает двигатель.
Недостатком описанной конструкции является ее сложность, приводящая к снижению надежности, а также включение определенных потребителей только через контакты приводного элемента при отсутствии другой защиты их электрических цепей.
Задачей изобретения является упрощение устройства коммутации и защита схемы электрооборудования при неработающем двигателе.
Указанная задача в устройстве защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе, содержащем электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами, включенными в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой, образованной кузовом транспортного средства, при этом обмотка реле установлена в цепи между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи, решается тем, что обмотка реле включена в цепь посредством нормально разомкнутых контактов выключателя зажигания, цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумулятора и первым выводом обмотки реле, а между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой образована дополнительная цепь, защищенная предохранителем.
Предохранитель может быть выполнен плавким.
Контакты выключателя зажигания включены преимущественно в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и первым выводом обмотки электромагнитного реле, а цепь зажигания подключена между контактом выключателя зажигания и первым выводом обмотки электромагнитного реле.
В разрыв цепи обмотки реле, как правило, между первым ее выводом и точкой подключения цепи зажигания установлен ключ блока регистрации соударений, выполненный в виде выключателя с нормально замкнутыми контактами.
В разрыв дополнительной цепи, предпочтительно между предохранителем и отрицательной клеммой аккумуляторной батареи, могут быть установлены нормально замкнутые контакты промежуточного реле включения стартера.
В разрыв дополнительной цепи между предохранителем и массой могут быть установлены нормально замкнутые контакты контрольного выключателя массы.
Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".
На фиг. 1 показано устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе; на фиг.2 изображено описываемое устройство защиты с расширенными функциями.
Устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе содержит электромагнитное реле 1 с нормально разомкнутыми контактами 2 и дополнительную цепь, защищенную предохранителем 3, как правило, плавким. Контакты 2 реле 1 включены в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой, образованной кузовом транспортного средства. Обмотка 5 реле 1 установлена в цепи между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи 4 и включена в эту цепь посредством нормально разомкнутых контактов 6 зажигания выключателя 7 зажигания. Цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумуляторной батареи 4 и первым выводом 8 обмотки 5 реле 1, а дополнительная цепь образована между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой. Контакты 6 зажигания выключателя 7 зажигания включены преимущественно в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи 4 и первым выводом 8 обмотки 5 электромагнитного реле 1, а цепь зажигания подключена между контактом 6 выключателя 7 зажигания и первым выводом 8 обмотки 5 электромагнитного реле 1.
Для расширения функциональных возможностей устройства в разрыв цепи обмотки 5 реле 1 между первым ее выводом 8 и точкой подключения цепи зажигания может быть установлен ключ 9 блока регистрации соударений, выполненный в виде выключателя с нормально замкнутыми контактами. С этой же целью в разрыв дополнительной цепи между предохранителем 3 и отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 могут быть установлены нормально замкнутые контакты 10 промежуточного реле включения стартера, а в разрыв дополнительной цепи между предохранителем 3 и массой могут быть установлены нормально замкнутые контакты 11 контрольного выключателя массы.
В начальном состоянии контакты 6 выключателя 7 зажигания разомкнуты, двигатель не работает. При этом обмотка 5 электромагнитного реле 1 обесточена, контакты 2 реле 1 разомкнуты, образуя разрыв в силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой (кузовом транспортного средства). В то же время, благодаря наличию дополнительной цепи, защищенной предохранителем 3, сохранена работоспособность отдельных цепей (аварийной, световой и звуковой сигнализации, радио, часов и др.), а схема электрооборудования защищена от коротких замыканий.
Для включения двигателя замыкают контакты 6 выключателя 7 зажигания, через которые запитывается обмотка 5 электромагнитного реле 1. Контакты 2 реле 1 замыкаются, восстанавливая силовую цепь между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой. Одновременно замыкается электрическая цепь зажигания. При отключении двигателя размыкают контакты 6 зажигания и вся система возвращается в начальное состояние.
В случае установки в разрыв цепи обмотки 5 реле 1 ключа 9 блока регистрации соударений, при ударе транспортного средства или его опрокидывании, когда срабатывает подушка безопасности и водитель зачастую неспособен манипулировать выключателем зажигания, цепь обмотки 5 размыкается, отключая силовую цепь. Введение в разрыв дополнительной цепи нормально замкнутых контактов 10 промежуточного реле включения стартера позволяет предупредить срабатывание предохранителя 3 от пусковых токов стартера, а наличие контрольного выключателя массы, контакты 11 которого установлены в разрыв дополнительной цепи, позволяет полностью отключить массу при неработающем двигателе, что создает дополнительные преимущества при ремонтных работах и длительных стоянках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293032C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2118695C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2112670C1 |
Способ снабжения электрической энергией электрических нагрузок и аккумуляторной батареи транспортного средства | 2020 |
|
RU2742315C1 |
КОМПЛЕКТНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2000 |
|
RU2191709C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2007 |
|
RU2350494C1 |
УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И/ИЛИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЯ В АВТОМОБИЛЕ | 1997 |
|
RU2104181C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГЕРМЕТИЧНЫМ КОРПУСОМ | 1998 |
|
RU2140863C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АККУМУЛЯТОРОВ В ТАНКЕ | 2019 |
|
RU2708278C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ | 1989 |
|
RU2007304C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, а именно к схеме соединения аккумуляторной батареи с кузовом, и может использоваться в качестве устройства защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе. Устройство защиты схемы электрооборудования содержит электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами и дополнительную цепь, защищенную предохранителем. Контакты реле включены в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой, образованной кузовом транспортного средства. Обмотка реле включена в цепь между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи и включена в эту цепь посредством нормально разомкнутых контактов выключателя зажигания. Цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумуляторной батареи и первым выводом обмотки реле, а дополнительная цепь образована между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой. Технический результат - упрощение устройства коммутации и обеспечение защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Электронный выключатель массы автомобиля | 1989 |
|
SU1699833A1 |
DE 3327532, 07.02.1985 | |||
DE 4211578, 29.04.1993 | |||
ЭЛЕКТРОРАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2015 |
|
RU2591972C1 |
Авторы
Даты
2003-07-20—Публикация
2002-01-25—Подача