УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И/ИЛИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЯ В АВТОМОБИЛЕ Российский патент 1998 года по МПК B60R16/02 

Описание патента на изобретение RU2104181C1

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к электрическим цепям автомобиля, и может использоваться в качестве устройства включения и/или отключения различных электропотребителей в автомобиле.

Известно устройство управления электрической цепью питания транспортного средства, описанное в заявке ЕПВ N 0410617 (опублик. 30.01.91 г.). Устройство содержит переключатель, замыкание которого осуществляется под действием катушки, подача тока на которую осуществляется при срабатывании функционального элемента двигателя. Кроме того, устройство дополнительно содержит двухпозиционный приводной элемент, первое положение которого соответствует замыканию переключателя, а при переводе во второе положение в катушку подается ток управления переключателем.

В описанном устройстве переключатель используется только для запитывания электропотребителя, управление катушкой осуществляется другими средствами.

Из заявки ФРГ N 3243108 (опублик. 24.05.84 г.) известно устройство для включения и выключения потребителя электрического тока в автомобиле, являющееся ближайшим аналогом. Указанное устройство состоит из реле, рабочий контакт которого включает и/или выключает потребитель электрического тока. Цепь управляющего тока образует контур, замкнутый через находящийся в цепи потребителя рабочий контакт реле, который одновременно является коммутационным контактом для включения реле. В устройстве предусмотрен задающий механизм, посредством которого контакт может быть вручную разомкнут, замкнут или зафиксирован.

Недостатком рассмотренного технического решения является его сложность, поскольку имеет место совмещение конструкций реле и задающего механизма (привода выключателя), контактами которого являются контакты реле. Для установки такого устройства требуется довольно значительное пространство, что снижает универсальность его компоновки в автомобиле.

Задачей изобретения является упрощение конструкции устройства включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле, а также обеспечение универсальности его установки в автомобиле путем разделения функций управления и коммутирования электропотребителя и формирования электрических цепей связи между задающим механизмом и реле.

Указанная задача в устройстве включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле, содержащем реле, рабочий контакт которого включен в цепь электропотребителя и в цепь питания обмотки реле, а также задающий механизм, решается тем, что задающий механизм образован двумя контактными группами с приводом, первая нормально-разомкнутая группа подключена параллельно рабочему контакту реле, вторая нормально-замкнутая группа установлена в разрыве цепи питания обмотки реле.

Привод задающего механизма может быть выполнен в виде поворотной клавиши с разнесенными по краям нажимными штоками, взаимодействующими с подвижными контактами первой и второй контактных групп.

Подвижный контакт второй нормально-замкнутой группы соединен преимущественно с первым выводом обмотки реле, а неподвижный контакт соединен с полюсом источника питания.

Вторая нормально-замкнутая группа может содержать дополнительный нормально-разомкнутый неподвижный контакт, соединенный с вторым выводом обмотки реле и электропотребителем.

Подвижный контакт первой нормально-разомкнутой группы соединен предпочтительно через контакты выключателя зажигания с полюсом источника питания, а неподвижный контакт соединен с дополнительным неподвижным контактом второй группы.

Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому предлагаемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На чертеже представлена электрическая схема устройства включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле.

Устройство включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле содержит электромагнитное реле 1 и задающий механизм 2.

Реле 1 состоит из обмотки 3 и рабочего контакта 4, включенного в цепь питания электропотребителя 5 и в цепь питания обмотки 3. Задающий механизм 2 образован двумя контактными группами 6, 7 с приводом, выполненным, в частности, в виде поворотной клавиши 8 с разнесенными по краям нажимными штоками 9, 10, взаимодействующими с подвижными контактами контактных групп 6, 7. Первая нормально-разомкнутая группа 6 подключена параллельно рабочему контакту 4 реле 1, вторая нормально-замкнутая группа 7 установлена в разрыве цепи питания обмотки 3 реле 1. При этом подвижный контакт 11 второй группы 7 соединен преимущественно с первым выводом 12 обмотки 3 реле 1, а неподвижный контакт 13 соединен с полюсом источника 14 электропитания, например, аккумуляторной батареи автомобиля. Вторая нормально-замкнутая контактная группа 7 содержит, как правило, дополнительный нормально-разомкнутый неподвижный контакт 15, соединенный с вторым выводом 16 обмотки 3 реле 1 и с электропотребителем 5. С дополнительным неподвижным контактом 15 второй группы 7 соединен также неподвижный контакт 17 первой нормально-разомкнутой контактной группы 6, чей подвижный контакт 18, предпочтительно через контакты выключателя 19 зажигания, соединен с полюсом источника 14 электропитания.

В исходном состоянии напряжение источника 14 электропитания подведено через замкнутые контакты выключателя 19 зажигания к подвижному контакту 18 первой группы 6 и к неподвижному контакту реле 1. Для включения электропотребителя 5, например, обогревателя сидений, пользователь нажимает на сторону клавиши 8 "Вкл." (см. чертеж), с которой связан нажимной шток 9, переводящий подвижный контакт 18 в замкнутое состояние с неподвижным контактом 17. При этом формируется цепь включения обмотки 3 реле 1: полюс источника 14 - принудительно замкнутые контакты 18, 17 первой группы 6 - второй вывод 16 обмотки 3 реле 1 - обмотка 3 - нормально-замкнутые контакты 11, 13 второй группы 7 - полюс источника 14. Реле 1 срабатывает, замыкая рабочий контакт 4 и формируя цепь питания обмотки 3 реле 1: полюс источника 14 - рабочий контакт 4 - второй вывод 16 обмотки 3 реле 1 - обмотка 3 - нормально-замкнутые контакты 11, 13 второй группы 7 - полюс источника 14, а также цепь питания электропотребителя 5: полюс источника 14 - рабочий контакт 4 - электропотребитель 5 - полюс источника 14. После прекращения воздействия на клавишу 8 и перехода подвижного контакта 18 в разомкнутое с контактом 17 состояние цепи питания обмотки 3 реле 1 и электропотребителя 5 сохраняются.

Для отключения электропотребителя 5 пользователь нажимает на сторону клавиши 8 "Выкл." (см. чертеж), с которой связан шток 10, переводящий подвижный контакт 11 второй группы 7 в разомкнутое с неподвижным контактом 13 состояние, разрывая таким образом цепь питания обмотки 3 реле 1. Обмотка 3 обесточивается, реле 1 отключается, переводя рабочий контакт 4 в разомкнутое состояние и отключая тем самым электропотребитель 5.

При замыкании подвижного контакта 11 второй группы 7 с дополнительным неподвижным контактом 15 обмотка 3 закорачивается, увеличивая скорость срабатывания реле 1.

Электропотребитель 5 отключается также при выключении зажигания, т.е. при размыкании контактов выключателя 19 зажигания. При этом обесточивается обмотка 3 реле 1, рабочий контакт 4 размыкается. В случае последующего включения зажигания электропотребитель 5 остается обесточенным до включения устройства.

Таким образом, задающий механизм 2 и электромагнитное реле 1 рассматриваемого устройства включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле связаны между собой только электрически и могут располагаться как в одном корпусе, так и раздельно. Подключение устройства к источнику 14 электропитания через выключатель 19 зажигания позволяет автоматически выключать электропотребитель при отключении зажигания, предотвращая тем самым разрядку источника 14 и тепловое повреждение как электропотребителя, так и самого устройства.

Похожие патенты RU2104181C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАДНИХ ПРОТИВОТУМАННЫХ ФОНАРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Метальников П.М.
  • Зайцев В.А.
RU2178363C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ 2002
  • Кривов Н.А.
RU2208534C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ В АВТОМОБИЛЕ 1998
  • Гаврилов В.И.
  • Маркелов В.В.
RU2148510C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ 1969
SU255665A1
Противоугонное кодовое устройство для автомобиля 1972
  • Бибяев Петр Петрович
  • Рубцов Александр Борисович
  • Левашов Александр Владимирович
SU468817A1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО 1987
  • Чернушкин Александр Петрович
RU2028225C1
Экономайзер принудительного холостого хода карбюраторного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами 1990
  • Черноштанов Александр Николаевич
  • Гаевский Виталий Валентинович
  • Сторублинский Андрей Владимирович
SU1763697A1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО СТАНКА 2012
  • Кутин Андрей Анатольевич
  • Яковлев Валерий Петрович
  • Рязанов Денис Юрьевич
RU2510555C1
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
RU2249513C1
ТАЙМЕР ОТТАЙКИ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ 2008
  • Володин Виктор Иванович
RU2357316C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И/ИЛИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЯ В АВТОМОБИЛЕ

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля. Задачей изобретения является упрощение конструкции коммутационного устройства, а также обеспечение универсальности его установки в автомобиле. Устройство содержит электромагнитное реле и задающий механизм. Реле состоит из обмотки и рабочего контакта, включенного в цепь питания электропотребителя и в цепь питания обмотки реле. Задающий механизм образован двумя контактными группами с приводом, выполненным в виде поворотной клавиши с разнесенными по краям нажимными штоками, взаимодействующими с подвижными элементами контактных групп. Задающий механизм и реле связаны между собой только электрически и могут располагаться как в одном корпусе, так и раздельно. Подключение устройства к источнику электропитания осуществлено через выключатель зажигания. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 104 181 C1

1. Устройство включения и/или отключения электропотребителя в автомобиле, содержащее реле, рабочий контакт которого включен в цепь электропотребителя и в цепь питания обмотки реле, а также задающий механизм, отличающееся тем, что задающий механизм образован двумя контактными группами с приводом, первая нормально разомкнутая группа подключена параллельно рабочему контакту реле, вторая нормально замкнутая группа установлена в разрыве цепи питания обмотки реле. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод выполнен в виде поворотной клавиши с разнесенными по краям нажимными штоками, взаимодействующими с подвижными контактами первой и второй контактных групп. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подвижной контакт второй нормально замкнутой группы соединен с первым выводом обмотки реле, а неподвижный контакт соединен с полюсом источника питания. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вторая нормально замкнутая группа содержит дополнительный нормально разомкнутый неподвижный контакт, соединенный с вторым выводом обмотки реле и электропотребителем. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подвижной контакт первой нормально разомкнутой группы соединен через контакты выключателя зажигания с полюсом источника питания, а неподвижный контакт соединен с дополнительным неподвижным контактом второй группы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2104181C1

DE, заявка, 3243108, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 104 181 C1

Авторы

Маркелов В.В.

Гаврилов В.И.

Даты

1998-02-10Публикация

1997-02-25Подача