СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АККУМУЛЯТОРОВ В ТАНКЕ Российский патент 2019 года по МПК G09B23/18 G09B25/00 

Описание патента на изобретение RU2708278C1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к стендам по изучению правил проверки аккумуляторов в танке, и может быть использован при изучении электрооборудования танка.

Известно описание правил проверки аккумуляторных батарей (АБ) в танке [1] с использованием штатных АБ, контрольно-измерительных приборов щитка механика водителя танка, органов управления и стартера танка.

Недостатками известных правил проверки технического состояния АБ в танке, является то, что при многократном проведении проверки АБ разряжаются и приходят в неработоспособное состояние, расходуется ресурс стартера танка, и кроме этого, изучение правил проверки группой обучаемых затруднено, т.к. в отделении управления танка может разместиться только один обучаемый.

Сущность изобретения заключается в том, что при изучении порядка проверки технического состояния АБ в танке не используются штатные АБ, стартер танка и эту процедуру можно проводить на стенде с обеспечением доступа к стенду большого количества обучаемых. При этом не расходуется ресурс АБ, и других механизмов и систем танка.

Изобретение иллюстрируется схемой стенда изучения правил проверки аккумуляторов в танке, которая представлена на чертеже.

Стенд, состоит из источника электрической энергии Б, выключателя батарей ВБ, кнопки стартера КН ст, предохранителя ПР, сигнальной лампы включения стенда Л, контрольно-измерительных приборов вольтамперметра ВА, средств коммутации реле P1, Р2 с контактами 1Р1, 2Р1, 3Р1, 1Р2, 2Р2, переменных резисторов R1, R2, R3, конденсатора С, и устройств имитации работы исполнительных механизмов электрооборудования электродвигателей ДВ, СТ.

Стенд работает следующим образом

Для начала работы включить выключатель стенда В.

Проверка аккумуляторных батарей на отсутствие утечки тока.

Отсутствие утечки тока проверяют по показанию вольтамперметра при неработающем двигателе и выключенном выключателе батарей и потребителях электроэнергии. Нажать на кнопку вольтамперметра и отметить положение стрелки прибора.

При этом ток от «плюс» источника тока через замкнутый контакт выключателя В, через предохранитель ПР, замкнутые контакты реле 1Р1, клемма вольтамперметра «+», клемма вольтамперметра «V», переменный резистор R1 поступает на «минус» источника тока. Величина отклонения стрелки вольтамперметра зависит от установки движка переменного резистора R1. При отсутствии утечки тока стрелка прибора должна стоять на нуле. Если показание прибора не равно нулю, то это свидетельствует о наличии утечки тока, вызывающей повышенный саморазряд.

При наличии утечки тока АБ необходимо снять с машины, очистить от загрязнений и нейтрализовать электролит, попавший на поверхность батарей, 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта (аммиака).

Проверка состояния АБ по ЭДС

Включить выключатель батарей ВБ, нажать на кнопку вольтамперметра и замерить ЭДС батарей при неработающем двигателе и выключенных потребителях электроэнергии. При этом ток от «плюс» источника тока через замкнутый контакт выключателя В, через предохранитель ПР, замкнутые контакты реле 1Р1, клемма вольтамперметра «+», клемма вольтамперметра «V», замкнутый контакт выключателя батарей ВБ поступает на «минус» источника тока. При исправных и заряженных аккумуляторных батареях показание прибора должно быть не менее 24 В (для Т-72Б - не менее 22 В) и зависит от величины ЭДС источника тока.

Если показание прибора меньше 24 В, батареи необходимо снять и сдать в аккумуляторную.

Проверка состояния АБ по напряжению

При включенном выключателе батарей нажать и удерживать в течении 5 секунд кнопку стартера СТ без подачи топлива и одновременно кнопку вольтамперметра ВА. При этом ток от «плюс» источника тока АБ через замкнутый контакт выключателя В, через предохранитель ПР, замкнутые контакты кнопки стартера КН СТ поступает на имитатор работы стартера СТ и реле Р1, контакты 1Р1 размыкаются. Через замкнутые контакты реле 2Р1 ток поступает на реле Р2 и имитатор работы двигателя ДВ. Контакты 1Р2 блокируют контакты 2Р1. Кроме этого, ток через замкнутые контакты реле ЗР1, переменный резистор R2, клемма вольтамперметра «+», клемма вольтамперметра «V», замкнутый контакт выключателя батарей ВБ поступает на «минус» источника тока.

Прибор должен показывать значения напряжения не ниже указанного в таблице.

Примечание. В числителе - напряжение при положительной температуре окружающей среды, в знаменателе - при отрицательной температуре.

Если значение напряжения при прокручивании коленчатого вала двигателя стартером ниже, указанного в таблице, то это свидетельствует о том, что батареи изношены выше допустимых норм или неисправны и должны быть сняты с машин для проверки или восстановления в аккумуляторной.

Проверка степени заряженности АБ по величине зарядного тока.

Для проверки пустить двигатель, нажав кнопку стартера в течение 5 секунд и отпустить. После пуска двигателя определить величину зарядного тока.

При этом ток от «плюс» источника тока АБ через замкнутый контакт выключателя В1, через предохранитель ПР1, замкнутые контакты реле 2Р1 поступает на реле Р2 и имитатор работы двигателя ДВ. Кроме этого, ток через замкнутые контакты реле 1Р1, клемма вольтамперметра «+», клемма вольтамперметра «V», замкнутый контакт выключателя батарей ВБ поступает на «минус» источника тока, а также с контакта вольтамперметра «А» через замкнутые контакты реле 2Р2, резистор R3 и С на корпус.

Если батареи заряжены на 75…90%, то величина зарядного тока при работе двигателя должна составлять 45…20 А соответственно.

Увеличение значения зарядного тока указывает на большую степень разряженности батарей.

Если величина зарядного тока более допустимой, то АБ снять с машины и сдать на заряд в аккумуляторную.

Для приведения стенда в исходное состояние выключить выключатель стенда В.

Использование предлагаемого стенда позволяет проводить обучение слушателей без использования штатной техники, что обеспечивает сохранение ресурса двигателя и аккумуляторных батарей, и обеспечивает повышение качества обучения, так как при обучении обеспечен полный доступ к изучаемым элементам и наглядность функционирования приборов и органов управления, на 10-15%, повысить ресурс двигателя внутреннего сгорания.

Соответствие критерию промышленная применимость подтверждается тем, что в заявляемом устройстве применяются достаточно известные технологии и материальные объекты.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Танк Т-72Б. Инструкция по эксплуатации. / МО РФ, ГАБТУ - М.: Воениздат, 1997. - 424 с.

Похожие патенты RU2708278C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ 2002
  • Кривов Н.А.
RU2208534C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2007
  • Ломтев Евгений Александрович
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Вершинин Николай Николаевич
RU2350494C1
АВТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОАГРЕГАТ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Лобко В.П.
RU2119592C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА 2023
  • Новоселов Андрей Александрович
RU2819478C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТАНКА 1995
  • Жердев Игорь Александрович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Алексеев Алексей Михайлович
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Василишин Василий Григорьевич
RU2103541C1
Устройство для блокировки дифференциала ведущего моста транспортного средства 1981
  • Прохоров Николай Владимирович
  • Козлов Евгений Николаевич
  • Яцковский Виктор Михайлович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Шавель Анатолий Андреевич
SU1011404A1
Тренажер для обучения операторовэНЕРгЕТичЕСКОгО Об'ЕКТА 1978
  • Коновалов Николай Иванович
  • Кузнецов Евгений Степанович
  • Бирюков Николай Николаевич
  • Ветров Владимир Николаевич
SU794656A1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТАНКА 1996
  • Жердев Игорь Александрович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Алексеев Алексей Михайлович
  • Василишин Василий Григорьевич
RU2106516C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Маматов Алексей Иванович
  • Саликов Алексей Никитович
  • Лопатин Павел Германович
RU2075624C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Фло Муатасем
RU2153180C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 708 278 C1

Реферат патента 2019 года СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АККУМУЛЯТОРОВ В ТАНКЕ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к стендам, позволяющим изучать правила проверки аккумуляторов в танке, и может быть использовано при изучении электрооборудования танка. Стенд, состоящий из источника электрической энергии, контрольно-измерительных приборов, средств коммутации и имитации работы исполнительных механизмов электрооборудования, позволяет проводить изучение правил проверки аккумуляторов в танке без штатных аккумуляторов и электрического стартера. Сущность изобретения заключается в том, что при изучении правил проверки аккумуляторов в танке не используются штатные аккумуляторные батареи, стартер танка и эту процедуру можно проводить на стенде с обеспечением доступа к стенду большого количества обучаемых. При этом не расходуется ресурс АБ и других механизмов и систем танка. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 708 278 C1

Стенд, состоящий из источника электрической энергии, контрольно-измерительных приборов, средств коммутации и имитации работы исполнительных механизмов электрооборудования, отличающийся тем, что элементы стенда соединены таким образом, что позволяет проводить изучение правил проверки аккумуляторов в танке без штатных аккумуляторов и электрического стартера, при этом плюс источника тока через выключатель В, предохранитель ПР с сигнальной лампой Л, кнопкой стартера КН ст., которая включает имитатор стартера СТ и реле Р1, через нормально замкнутые контакты 1Р1 с входом «плюс» вольтамперметра ВА, вывод «V» которого соединен с (корпусом) «минусом» источника питания Б, а вывод «А» через нормально разомкнутые контакты реле 2Р2 соединен с резистором R3 с конденсатором С, вторые выводы которых соединены с «минусом» источником питания Б, параллельно нормально замкнутым контактам 1Р1 включены последовательно нормально разомкнутые контакты реле 3Р1 и переменный резистор R2, «минус» источника питания через выключатель батарей ВБ соединен с корпусом, а также с переменным резистором R1, второй вывод которого соединен с корпусом, кроме того, «плюс» источника тока через выключатель В и предохранитель ПР, нормально разомкнутые контакты реле 1Р2 соединен с имитатором двигателя ДВ, а через нормально разомкнутые контакты реле 2Р1 с выходом Р2, причем входы реле Р2 и имитатора двигателя ДВ соединены между собой, выходы имитатора двигателя ДВ и реле Р2 соединены с корпусом стенда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2708278C1

RU 2059872 C1, 10.05.1996
0
SU86029A1
Аппарат для тренировки танкистов в стрельбе и ориентировке на местности 1941
  • Науменко И.
SU65657A1
0
SU152894A1
Экономайзер холостого хода для карбюраторов автомобильных двигателей 1949
  • Кравцов Д.И.
SU82006A1

RU 2 708 278 C1

Авторы

Макаренко Николай Григорьевич

Шаргаёв Алексей Александрович

Шефер Виктор Эдуардович

Винник Анатолий Игоревич

Ткачев Владимир Александрович

Покровских Сергей Владимирович

Рожман Михаил Николаевич

Смаилов Аскар Казезович

Вторушин Андрей Михайлович

Хламцов Федор Николаевич

Даты

2019-12-05Публикация

2019-04-25Подача