ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЫ Российский патент 2003 года по МПК B64G1/22 F16J13/16 

Описание патента на изобретение RU2209749C1

Предлагаемое устройство относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения.

Из известных технических решений наиболее близким к заявленному является механизированная крышка, содержащая крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм. (Авторское свидетельство СССР 143284, кл. F 16 J 13/16, приоритет 20.09.60 г.)
Известное устройство не обеспечивает автоматическое открывание и перекрывание горловины, а наличие центрального приводного механизма, увеличивающего время нахождения горловины в открытом состоянии при подводе и отводе стыкуемого объекта, снижает ее пылевлагозащищенность.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение автоматического открывания и перекрывания горловины при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение ее пылевлагозащищенности.

Поставленная задача достигается тем, что в защитном устройстве заправочной горловины, содержащем крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм в соответствии с изобретением приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с винтом. При этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения. Втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, крышка соединена с гильзой, пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи, шток выполнен с ограничителем перемещения, а на свободном конце винта установлен упор.

На фиг.1 представлен общий вид защитного устройства до подвода стыкуемого объекта, на фиг.2 - то же, устройство после стыковки. На фиг.3 и 4 показаны выносные элементы А и Б соответственно. На фиг.5 показан вид В без стыкуемого объекта.

Защитное устройство заправочной горловины содержит крышку 1, перекрывающую горловину 2 с заправочными и дренажными магистралями и уплотнительный элемент 3. Приводной механизм имеет основание 4 с торцом 5, установленное на горловине, и кронштейн 6. В кронштейне установлен шток 7 с ограничителем перемещения 8 и возможностью взаимодействия с нажимным элементом 9 стыкуемого объекта 10. В основании 4 размещена втулка 11 с пружиной 12 и отбортовкой 13, образующей с торцом 5 основания 4 зазор δ. Внутри втулки зафиксированы при помощи кольца 14 и гайки 15 подшипники 16, внутренние кольца которых установлены на гильзе 17, на конце которой закреплена при помощи винта 18 своими втулкой 19 и ребрами 20 крышка 1.

Кольцо 21 исключает возможное самопроизвольное смещение крышки. Гильза 17 образует с винтом 22 винтовую передачу, расположенную между ее кольцевыми опорными буртиками 23 и 24, взаимодействующими с поверхностями винта, и имеющую угол подъема винтовой линии, необходимой для взаимного перемещения гильзы 17 относительно винта 22. Между винтом 22 и втулкой 11 расположена пружина 25, усилие которой больше усилия пружины 12 и силы сопротивления винтовой передачи. Винт 22 снабжен упором 26. Рычаг 27 кинематически связан осью 28 с винтом 22, а осью 29 с кронштейном 6. Второй конец рычага снабжен роликом 30. Для повышения надежности работы применены уплотнения 31, 32 и 33, кожух 34.

Заявленное устройство работает следующим образом.

При подводе стыкуемого объекта 10 к заправочной горловине 2 его нажимной элемент 9 взаимодействует со штоком 7, который посредством ролика 30 перемещает рычаг 27, связанный с винтом 22, образующим с пружиной 25, втулкой 11 и гильзой 17 жесткую систему, перемещающуюся совместно до тех пор, пока отбортовка 13 втулки 11 не упрется в торец 5 основания 4, зазор δ не будет выбран, а уплотнительный элемент 3 не отойдет от поверхности горловины. Дальнейшее осевое перемещение винта 22 приводит к сжатию пружины 25 и вращению гильзы 17. При этом крышка отводится от горловины, освобождая ее внутреннюю полость для взаимодействия со стыкуемым объектом.

После заправки стыкуемый объект 10 отводится от горловины, а его нажимной элемент 9 - от штока 7, обеспечивая возможность перемещения под действием пружины 25 в обратных направлениях винта 22 и гильзы 17 с крышкой 1. Вращение гильзы 17 прекращается после того, как в нее упрется упор 26 винта 22. При этом центр крышки 1 совпадет с центром внутренней полости горловины 2, а пружина 25, втулка 11, винт 22 и гильза 17 образуют жесткую систему, перемещаемую пружиной 12, до достижения зазора δ, обусловленного ограничителем перемещения 8 и необходимым поджатием уплотнительного элемента 3.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое открывание и перекрывание заправочной горловины и снижает время нахождения горловины в открытом состоянии при подводе и отводе стыкуемого объекта, что повышает ее пылевлагозащищенность.

Похожие патенты RU2209749C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОПТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2000
  • Жданов О.Н.
  • Махтин Б.Ш.
RU2188779C2
УСТРОЙСТВО ОТВОДА КОММУНИКАЦИЙ С РАЗЪЕМНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ 2000
  • Арзуманов Ю.Л.
  • Петров Р.А.
  • Смольянинов В.А.
  • Строев В.Е.
RU2185315C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА КОММУНИКАЦИЙ С РАЗЪЕМНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ 1999
  • Смольянинов В.А.
  • Строев В.Е.
  • Жуков С.В.
RU2175942C2
УЗЕЛ РАЗДЕЛЕНИЯ 2000
  • Беляков В.В.
  • Казаков А.И.
RU2192994C2
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Жданов О.Н.
  • Зорин А.Д.
  • Иванов Г.П.
RU2190797C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ 2002
  • Петров Р.А.
  • Смольянинов В.А.
  • Строев В.Е.
RU2260737C2
РЫЧАЖНЫЙ ЗАМОК 2001
  • Минаков А.В.
  • Юсипов К.С.
  • Минаков А.А.
RU2212365C2
УЗЕЛ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ЧАСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Василевский В.Э.
  • Главацкий Л.А.
  • Соин В.И.
  • Толмачев С.М.
  • Тарасова Г.А.
RU2150665C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ФИКСАЦИИ КРЫШКИ 2005
  • Гриценко Андрей Викторович
  • Жданов Олег Николаевич
  • Невмянов Вафа Сафиуллович
  • Толмачёв Сергей Михайлович
RU2290343C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Главацкий Л.А.
  • Жданов О.Н.
  • Жигалкин В.Г.
  • Зорин А.Д.
RU2169872C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 749 C1

Реферат патента 2003 года ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЫ

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения изделия. Предлагаемое устройство содержит крышку горловины с уплотнительным элементом и приводной механизм. Последний выполнен в виде установленного на горловине основания с кронштейном, штока, втулки с отбортовкой, винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага. Шток установлен в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину. Винт подпружинен относительно втулки, а втулка - относительно основания и установлена внутри него с образованием зазора между ее отбортовкой и торцом основания. Один конец рычага выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом. Гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, а крышка соединена с гильзой. При этом пружинное усилие на винте выбрано большим пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи в направлении осевого перемещения винта. Шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор. Изобретение обеспечивает автоматические открытие и перекрытие горловины соответственно при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение пылевлагозащищенности горловины. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 209 749 C1

Защитное устройство заправочной горловины, содержащее крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм, отличающееся тем, что приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом, при этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, а крышка соединена с гильзой, причем пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи при осевом перемещении винта, шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209749C1

МЕХАНИЗМ ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШКИ АВТОКЛАВА 1992
  • Клейменичев В.П.
  • Корягин В.П.
  • Соловьев И.А.
RU2088823C1
ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ 1989
  • Царенко Анатолий Иванович
RU2016302C1
US 6085935 А, 11.07.2000
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1

RU 2 209 749 C1

Авторы

Жданов О.Н.

Махтин Б.Ш.

Даты

2003-08-10Публикация

2001-11-22Подача