Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к конструкции камер сгорания газотурбинных двигателей.
Известно фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания ГТД, содержащее равномерно расположенные по окружности цилиндрические патрубки с диффузорным выходным участком трапециевидного сечения, лопаточные воздушные завихрители, размещенные на входе в цилиндрические патрубки, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей [1].
Недостатком такого фронтового устройства является перегрев патрубков, что приводит к их короблению и прогарам. Это связано с недостаточно эффективным охлаждением угловых зон трапециевидных участков патрубков и изменением геометрии охлаждающих щелей в результате перегревов.
Из известных устройств наиболее близким к предложенному является фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания ГТД, содержащее внутренние патрубки с входным цилиндрическим участком и выходным диффузорным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им трапециевидные патрубки, образующие с оребренной поверхностью внутренних патрубков полости, лопаточные завихрители, размещенные на входе цилиндрических участков внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей [2].
Наличие ребер на наружной поверхности трапециевидной части патрубков повышает эффективность их охлаждения благодаря высокой теплопроводности оребренной поверхности. Однако оно не устраняет полностью перечисленных недостатков и не обеспечивает достаточной эффективности охлаждения патрубков, в особенности, наружных патрубков трапециевидной формы.
Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения элементов фронтового устройства кольцевой камеры сгорания.
Указанная задача решается тем, что в известном фронтовом устройстве кольцевой камеры сгорания ГТД, содержащем внутренние патрубки с входным цилиндрическим участком и выходным диффузорным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им трапециевидные патрубки, образующие с оребренной поверхностью внутренних патрубков полости, лопаточные завихрители, размещенные на входе цилиндрических участков внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей, в наружном трапециевидном патрубке выполнены отверстия для подвода охлаждающего воздуха к полостям, размещенные с относительным шагом
S/d = 2÷4,
где S - расстояние между соседними отверстиями,
d - диаметр отверстия
и с площадью, увеличивающейся в направлении угловых зон трапеции, с учетом следующего отношения:
F1/F2=1,2÷4,
где F1 - площадь отверстия в угле трапеции,
F2 - площадь отверстия в середине стороны трапеции,
причем суммарная площадь отверстий составляет 0,3-1,5 от суммарной площади поперечного сечения полостей.
При этом ребра во входном поперечном сечении выходного диффузорного трапециевидного участка внутреннего патрубка должны быть размещены равномерно с относительным шагом
t/в=1,5÷4,
где t - расстояние между соседними ребрами,
в - ширина ребра
и выполнены с высотой, увеличивающейся в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
h1/h2=1,2÷4,
где h1 - максимальная высота ребра в угле трапеции,
h2 - высота ребра в середине стороны трапеции.
Ребра во входном поперечном сечении выходного диффузорного трапециевидного участка внутреннего патрубка могут быть выполнены с одинаковой высотой и размещены с шагом, увеличивающимся в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
t1/t2=1,2÷4,
где t1 - максимальное расстояние между ребрами в угле трапеции,
t2 - расстояние между ребрами в середине сторон трапеции.
Выполнение отверстий в трапециевидном патрубке по заданному закону повышает эффективность охлаждения угловых зон трапециевидных участков патрубков за счет увеличения конвективного теплообмена в этих зонах. Минимальное значение шага отверстий выбирается с учетом прочности конструкции, а максимальное обусловлено достижением необходимой эффективности охлаждения элементов фронтового устройства. Исходя из конструктивных условий и прочности, можно несколько отверстий в угловых зонах трапеций объединить в прорези.
Заданные отношения между размерами отверстий и воздушных полостей позволяют обеспечить стабильность расходных характеристик фронтового устройства. Минимальное отношение выбрано из условий минимального расхода охлаждающего воздуха через отверстия, а максимальное - из условия равного расхода через отверстия и полости.
Минимальное значение относительного шага ребер выбирается из условия заданных потерь давления в тракте охлаждения, максимальное - из условия достаточной теплопроводности ребер, а также из граничных условий, зависящих от процессов горения.
Другой вариант расположения и формы ребер аналогичен по достижению требуемой эффективности охлаждения, и диапазоны отношений размеров выбираются из тех же соображений.
Выполнение ребер по длине полости с постоянной шириной и постоянство площади поперечного сечения полостей по длине патрубков обеспечивают течение охлаждающего воздуха в полостях, образованных ребрами, с постоянными гидравлическими характеристиками.
На фиг. 1 показан продольный разрез фронтового устройства кольцевой камеры сгорания ГТД;
на фиг. 2 - поперечное сечение А-А фронтового устройства;
на фиг. 3 - поперечное сечение Б-Б наружного трапециевидного патрубка по охлаждающим отверстиям;
на фиг. 4 - поперечное сечение В-В оребренной поверхности внутреннего патрубка;
на фиг. 5 - поперечное сечение В-В варианта выполнения оребренной поверхности внутреннего патрубка.
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания ГТД содержит внутренние патрубки 1 с входным цилиндрическим участком 2 и выходным диффузорным трапециевидным участком 3, на наружной поверхности которого выполнены ребра 4, и наружные коаксиальные им трапециевидные патрубки 5 с внутренней поверхностью 6, образующие с поверхностью внутренних патрубков полости 7, ограниченные соседними ребрами 4. В наружном трапециевидном патрубке 5 выполнены отверстия 8 для подвода охлаждающего воздуха к полостям 7. Устройство содержит также лопаточные воздушные завихрители 9, размещенные на входе цилиндрических участков 2 внутренних патрубков 1, и топливные форсунки 10, установленные во втулках 11 воздушных завихрителей 9. Наружные патрубки 5 соединены с фронтальной стенкой 12, которая вместе с наружной 13 и внутренней 14 обечайками жаровой трубы ограничивает зону горения 15. Отверстия 8 размещены с относительным шагом
S/d = 2÷4,
где S - расстояние между соседними отверстиями,
d - диаметр отверстия.
Площадь отверстий увеличивается в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
F1/F2=1,2÷4,
где F1 - площадь отверстия в угле трапеции,
F2 - площадь отверстия в середине стороны трапеции.
Суммарная площадь отверстий 8 составляет 0,3-1,5 от суммарной площади поперечного сечения полостей 7.
Ребра 4 размещены во входном поперечном сечении выходного трапециевидного участка 3 внутреннего патрубка 1 равномерно с относительным шагом
t/в = 1,5÷4,
где t - расстояние между соседними ребрами,
в - ширина ребра.
Высота ребер увеличивается в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
h1/h2=1,2÷4,
где h1 - максимальная высота ребра в угле трапеции,
h2 - высота ребра в середине стороны трапеции.
Ширина ребра 4 постоянна по длине полости 7 и площадь поперечного сечения этой полости по длине патрубков постоянна. Ребра 4 во входном поперечном сечении трапециевидного участка 3 внутреннего патрубка 1 могут быть выполнены с одинаковой высотой и размещены с шагом, увеличивающимся в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
t1/t2 =1,2÷4,
где t1 - максимальное расстояние между ребрами в угле трапеции,
t2 - расстояние между ребрами в середине сторон трапеции.
При работе камеры сгорания воздух через завихрители 9 поступает во внутренние патрубки 1 фронтового устройства, где он смешивается с топливом, подаваемым форсунками 10. Топливовоздушная смесь сгорает в зоне горения 15. Воздух, охлаждающий трапециевидный участок 3 внутреннего патрубка 1, поступает через отверстия 8 в полости 7 и, вытекая из них, образует на внутренней поверхности 6 трапециевидных патрубков 5 защитную пленку, предохраняющую ее от воздействия горячих газов зоны горения 15.
Предлагаемое изобретение позволит значительно повысить эффективность охлаждения элементов фронтового устройства, что способствует увеличению надежности и ресурса камеры сгорания и двигателя в целом.
Источники информации
1. Заявка Франции 2103621, МКИ F 02 С 7/00, опубл. 14.04.1972 г.
2. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. /Под ред. Д.В. Хронина. -М.: "Машиностроение", 1989 г., стр. 402.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2212590C2 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2337273C1 |
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки и способ его работы | 2020 |
|
RU2757248C1 |
ВИХРЕВАЯ ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА | 2004 |
|
RU2267705C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2219439C1 |
ВИХРЕВАЯ ГОРЕЛКА | 2004 |
|
RU2267704C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ | 2001 |
|
RU2215877C2 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2245493C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГУЛИРУЕМЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВОЗДУХА | 2015 |
|
RU2595287C1 |
ТОПЛИВНЫЙ КОЛЛЕКТОР КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2375597C2 |
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит внутренние патрубки с входным цилиндрическим участком и выходным диффузорным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им трапециевидные патрубки, образующие с поверхностью внутренних патрубков полости, ограниченные соседними ребрами, лопаточные завихрители, размещенные на входе цилиндрических участков внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей. В наружном трапециевидном патрубке выполнены отверстия для подвода охлаждающего воздуха к полостям, размещенные с относительным шагом, определяемым защищаемым соотношением. Площадь отверстий увеличивается в направлении угловых зон трапеции. Суммарная площадь отверстий составляет 0,3-1,5 от суммарной площади поперечного сечения полостей. Изобретение повышает эффективность охлаждения элементов фронтового устройства кольцевой камеры сгорания. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
S/d= 2÷4,
где S - расстояние между соседними отверстиями;
d - диаметр отверстия;
с площадью, увеличивающейся в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения;
F1/F 2= 1,2-4,
где F1 - площадь отверстия в угле трапеции;
F2 - площадь отверстия в середине стороны трапеции,
cуммарная площадь отверстий составляет 0,3÷1,5 от суммарной площади поперечного сечения полостей.
t/в= 1,5÷4,
где t - расстояние между соседними ребрами;
в - ширина ребра;
и выполнены с высотой, увеличивающейся в направлении угловых зон трапеции с учетом следующего отношения:
h1/h2= 1,2÷4,
где h1 - максимальная высота ребра в угле трапеции, h2 - высота ребра в середине стороны трапеции.
t1/t2= 1,2÷4,
где t1 - максимальное расстояние между ребрами в угле трапеции;
t2 - расстояние между ребрами в середине сторон трапеции.
ХРОНИН Д.В | |||
и др | |||
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.402 | |||
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2083926C1 |
ОПТИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2214630C2 |
Рольганг | 1978 |
|
SU800041A1 |
EP 0636835 A3, 09.08.1985 | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Авторы
Даты
2003-08-10—Публикация
2001-12-05—Подача