Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных установок (далее ГТУ), работающим на жидком или газообразном углеводородном топливе и использующим в своей работе каталитические средства.
Известен способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающий подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора и сжигание этой топливовоздушной смеси в зоне каталитического реактора, занимающего часть объема камеры сгорании, и реализованный в устройстве, имеющем камеру сгорания с каталитическим реактором внутри нее и систему топливопитания [1].
В таких камерах сгорания горение происходит при Тг*=1100-1600 К, что обеспечивает низкие концентрации оксидов азота NOx и окиси углерода СО. Однако эти камеры имеют и существенные недостатки: узкий диапазон устойчивого горения, высокое гидравлическое сопротивление, низкую надежность и малый ресурс каталитических блоков, высокую стоимость катализаторов из-за применения редкоземельных металлов (платины, родия, палладия и др.). Кроме того, для замены каталитических блоков после выработки их ресурса требуется разборка камеры сгорания и ГТУ, что снижает эксплуатационную технологичность и надежность.
Наиболее близким к предлагаемому является способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающий подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора с пропусканием при этом части топлива до подачи его в камеру сгорания через каталитический реактор, где исходное топливо с помощью катализатора, содержащего редкоземельные металлы, разлагается на легковоспламеняющиеся вещества, в частности на спирты, альдегиды, водород [2].
Устройство для реализации этого способа содержит камеру сгорания с системой топливопитания, включающей основную и параллельную ей дополнительную линии, при этом дополнительная линия снабжена каталитическим реактором [2].
Такое устройство за счет улучшения каталитического сжигания позволяет достичь низких концентраций оксидов азота NOx и высокого КПД из-за уменьшения гидравлического сопротивления.
Однако это устройство основано на каталитическом сжигании и, следовательно, сохраняет недостатки, присущие каталитическим камерам сгорания [1].
Задача изобретения - снижение вредных выбросов - оксидов азота NOx и СО в продуктах горения. Дополнительная задача - повышение устойчивости горения в камере сгорания.
Указанные задачи достигаются тем, что в способе подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающем подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора, при этом часть топлива до подачи его в камеру сгорания пропускают через катализатор, топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом и с помощью катализатора для воздушно-кислородной конверсии получают газовую смесь.
Новым здесь является то, что топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом и с помощью катализатора для воздушно-кислородной конверсии получают газовую смесь, содержащую, по меньшей мере, Н2 и СО.
Смешав топливо, подаваемое в каталитический реактор, с воздухом, мы имеем возможность осуществить с помощью катализатора топливовоздушную конверсию в реакторе и получить на выходе из реактора газ, содержащий НС, СО. Известно, что водород Н2 и окись углерода СО имеют более широкие концентрационные пределы воспламенения и высокую скорость горения, чем исходное топливо. Это позволяет при наличии Н2 и СО сжигать в камере сгорания очень "бедные" смеси с очень низкой температурой горения и значительно снизить вредные выбросы оксидов азота NOx и СО при условии широкого диапазона устойчивого горения. Кроме того, Н2 стимулирует дожигание СО в камере сгорании, что уменьшает ее концентрацию на выходе из камеры сгорания.
Наиболее целесообразно воздух для смешения с топливом отбирать за компрессором ГТУ.
Для создания оптимальных температурных условий для каталитической реакции в случае необходимости топливовоздушную смесь, подаваемую на катализатор, или сам катализатор нагревают.
Указанная задача достигается также тем, что в устройстве для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, содержащем камеру сгорания и систему топливопитания с основной магистралью и параллельной ей дополнительной линией с каталитическим реактором на ней, в нем дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем, воздушный вход которого соединен с компрессором газотурбинной установки.
Новым здесь является то, что:
а) дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем, воздушный вход которого соединен с компрессором газотурбинной установки;
б) воздушный вход смесителя соединен с компрессором газотурбинной установки.
Смеситель, которым снабжена дополнительная линия перед каталитическим реактором, служит для подготовки равномерной топливовоздушной смеси определенного состава для последующей автотермической воздушной конверсии углеводородного топлива (например, метана) в каталитическом реакторе.
Катализатор конверсирует топливовоздушную смесь в газ, содержащий Н2 и СО. При этом для этой реакции можно использовать относительно недорогие и более долговечные катализаторы, например, никелевые.
Соединив воздушный вход смесителя с компрессором газотурбинной установки, мы используем относительно дешевый воздух для воздушно-кислородной конверсии углеводородного топлива.
Кроме того:
а) топливоздушный смеситель может быть выполнен заодно с каталитическим реактором, что дает выигрыш и в весе, и в габаритах;
б) полость над реактором или (и) над топливовоздушным смесителем может быть соединена с источником горячего газа, что позволяет иметь в зоне реактора оптимальную температуру для каталитической реакции, используя тепло ГТУ;
в) в качестве источника горячего газа может быть выбран газовоздушный тракт турбины, что повышает экономичность работы устройства.
На чертеже представлено устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки.
Устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки содержит камеру сгорания 1 с системой топливопитания, включающей основную 5 и параллельную ей дополнительную 3 линии. Дополнительная линия 3 перед каталитическим реактором снабжена смесителем 5, соединенным своим вторым входом с компрессором 6. Полость 7 над корпусом 8 реактора 4 соединена с газовоздушным трактом турбины 9. Турбина 9 газодинамически соединена с силовой турбиной 10, на валу которой расположен привод.
Способ реализуют следующим образом. Подают в камеру сгорания 1 углеводородное топливо, например СН4 и воздух, из-за компрессора 5. Часть топлива до подачи в камеру сгорания 1 смешивают с воздухом в смесителе 5 и пропускают через катализатор в реакторе 4, в котором эту топливовоздушную смесь конверсируют в газ, содержащий Н2 и СО, которые сжигают в камере сгорания 1. Воздух для подачи в смеситель 5 отбирают за компрессором 6.
Источники информации
1. Патент РФ 2160415, МКИ F 23 R 3/40, опубл. 2000 г.
2. Патент РФ 2143643, МКИ F 23 R 3/40, опубл. 1999 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2018 |
|
RU2707780C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2210033C1 |
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки и способ его работы | 2020 |
|
RU2757248C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2219439C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПОДАЧИ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 1998 |
|
RU2143642C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕ ИЛИ УСТАНОВКЕ | 2012 |
|
RU2511893C1 |
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА РЕГЕНЕРАТИВНОГО ЦИКЛА С КАТАЛИТИЧЕСКОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАБОТОЙ | 2011 |
|
RU2489588C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2258822C1 |
ВИХРЕВАЯ ГОРЕЛКА | 2004 |
|
RU2267704C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2008 |
|
RU2392470C1 |
Способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки включает в себя подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора. Часть топлива до подачи его в камеру сгорания пропускают через катализатор. Топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом, нагревают катализатор и с его помощью осуществляют автотермическую воздушную конверсию с получением газовой смеси, содержащей водород и окись углерода. Устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки содержит камеру сгорания и систему топливопитания с основной магистралью и параллельно ей линией с каталитическим реактором в ней. Дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем. Полость над реактором соединена с источником горячего газа. Изобретение приводит к снижению вредных выбросов в продуктах сгорания. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ РАКЕТЫ НА ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА | 2001 |
|
RU2241202C2 |
RU 214643 C1, 27.12.1999 | |||
Предохранительное приспособление впереди трамвайного вагона | 1930 |
|
SU30707A1 |
Способ установки трубчатого анкера | 1986 |
|
SU1460312A1 |
Силовая установка | 1974 |
|
SU535422A1 |
Авторы
Даты
2003-09-20—Публикация
2001-08-24—Подача