ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F23R3/16 

Описание патента на изобретение RU2245493C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции фронтового устройства камеры сгорания газотурбинного двигателя.

Известно фронтовое устройство камеры сгорания ГТД, содержащее фронтальную стенку и смесительную втулку в виде трубки Вентури [1].

Из известных фронтовых устройств наиболее близким к предложенному является фронтовое устройство, содержащее фронтальную стенку жаровой трубы, в которой установлена смесительная втулка с внутренней поверхностью, выполненной в виде трубки Вентури, наименьший диаметр которой расположен в зоне фронтальной стенки, топливную форсунку, воздушный завихритель, установленный на входе в смесительную втулку, и теплозащитный экран, установленный за фронтальной стенкой, причем теплозащитный экран и фронтальная стенка соединены со втулкой по кольцевой поверхности [2].

Недостатком такого фронтового устройства является низкая эффективность охлаждения смесительной втулки в зоне минимального диаметра, что приводит к перегреву и обгоранию смесительной втулки и снижению надежности и ресурса камеры сгорания.

Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения смесительной втулки в зоне минимального диаметра.

Указанная задача решается тем, что в известном фронтовом устройстве, содержащем фронтальную стенку жаровой трубы, в которой установлена по меньшей мере одна смесительная втулка с внутренней поверхностью, выполненной в виде трубки Вентури, наименьший диаметр которой расположен в зоне фронтальной стенки, топливную форсунку, воздушный завихритель, установленный на входе в смесительную втулку, и теплозащитный экран, установленный за фронтальной стенкой, причем теплозащитный экран и фронтальная стенка соединены со втулкой по кольцевой поверхности, фронтальная стенка и теплозащитный экран соединены непосредственно со смесительной втулкой с помощью кольцевых буртов разного диаметра, выполненных на наружной поверхности втулки и разделенных кольцевой проточкой, при этом передний по потоку бурт выполнен с большим диаметром и соединен с фронтальной стенкой, а задний бурт - с теплозащитным экраном.

Такое выполнение фронтового устройства позволяет изготовить стенку смесительной втулки с минимальными размерами, что улучшает теплоотвод. Наличие кольцевой проточки увеличивает охлаждающую поверхность втулки, что также способствует увеличению теплоотвода. Таким образом, значительно повышается эффективность охлаждения смесительной втулки в зоне ее минимального диаметра.

На фиг.1 показан продольный разрез фронтового устройства камеры сгорания ГТД,

на фиг.2 - вариант выполнения фронтового устройства с отверстиями в смесительной втулке,

на фиг.3, 4, 5, 6, 7 - варианты выполнения теплозащитного экрана.

Фронтовое устройство камеры сгорания ГТД содержит фронтальную стенку 1 жаровой трубы 2, в которой установлены втулки 3 с внутренней поверхностью 4, выполненной в виде трубки Вентури, наименьший диаметр 5 которой расположен в зоне фронтальной стенки 1, топливную форсунку 6, воздушный завихритель 7, установленный на входе в смесительную втулку 3, и теплозащитный экран 8, установленный за фронтальной стенкой 1. Теплозащитный экран 8 и фронтальная стенка 1 соединены со втулкой 3 с помощью кольцевых буртов 9 и 10 разного диаметра, выполненных на наружной поверхности 11 смесительной втулки 3 и разделенных кольцевой проточкой 12. Передний по потоку бурт 9 выполнен с большим диаметром и соединен с фронтальной стенкой 1, а задний бурт 10 соединен с теплозащитным экраном 8.

В переднем по потоку бурте 9 может быть выполнен по крайней мере один ряд отверстий 13, расположенных по окружности (фиг.2).

Отношение площади минимального сечения смесительной втулки 3 к проходной площади завихрителя 7 выполнено в диапазоне 0,25-2,5, а отношение длины смесительной втулки 3 к диаметру ее минимального сечения 0,5-2,5.

В случае выполнения камеры кольцевой теплозащитный экран 8 может быть снабжен гофрами 14, выпуклой стороной обращенными к фронтальной стенке 1 (фиг.3, 4) и расположенными между форсунками. При этом теплозащитный экран 8 может быть выполнен из отдельных секций 15, установленных в окружном направлении с зазором 16 (фиг.5), а также с зазором 17 в осевом направлении (фиг.7).

Во время работы камеры сгорания воздух подается во фронтовое устройство через воздушный завихритель 7, проходит в смесительную втулку 3 и смешивается с топливом, подаваемым через форсунку 6.

Топливо-воздушная смесь поступает в зону горения жаровой трубы 2. Через охлаждающие отверстия фронтальной стенки 1 и отверстия 13 буртика 9 охлаждающий воздух проходит в кольцевую проточку 12, охлаждает втулку 3 и теплозащитный экран 8 и поступает в жаровую трубу 2.

Предложенное устройство позволяет повысить эффективность охлаждения смесительной втулки фронтового устройства в зоне ее минимального сечения. Выполнение отношения площади минимального сечения смесительной втулки к проходной площади завихрителя в указанных пределах обеспечивает диапазон оптимальных скоростей воздушного потока. Указанное соотношение размеров смесительной втулки обеспечивает эффективное смешение топлива и воздуха.

Изобретение повышает надежность и ресурс камеры сгорания, а также улучшает ее экологические и рабочие характеристики.

Источники информации:

1. Патент США №3899884, кл. 60/39.74, опубл. 1975 г.

2. Заявка ФРГ №19627760, кл. F 23 R 3/14, опубл. 1998 г.

Похожие патенты RU2245493C1

название год авторы номер документа
КАМЕРА СГОРАНИЯ 2006
  • Федоров Алексей Михайлович
  • Калибернов Игорь Борисович
  • Брыксина Ольга Юрьевна
  • Васильев Алексей Анатольевич
RU2321801C1
Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя 2017
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Лягушкин Владимир Николаевич
  • Ляшенко Владислав Петрович
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Щепин Сергей Александрович
RU2667820C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Лагутин Валерий Григорьевич
  • Лягушкин Владимир Николаевич
  • Зубаревич Андрей Николаевич
RU2337273C1
Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя 2016
  • Сипатов Алексей Матвеевич
  • Цатиашвили Вахтанг Валерьевич
  • Андрюков Николай Анатольевич
  • Абрамчук Тарас Викторович
  • Фагалов Игорь Уралович
  • Назукин Владислав Алексеевич
  • Семаков Глеб Николаевич
RU2633982C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Гончаров В.Г.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Федоров С.А.
  • Чепкин В.М.
RU2210033C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ 2011
  • Якубовский Константин Яковлевич
  • Свердлов Евгений Давыдович
RU2461780C1
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД 2018
  • Белуков Анатолий Анатольевич
RU2699111C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2349840C1
РЕГУЛЯТОР ПОВОРОТА ЛОПАТОК ЗАВИХРИТЕЛЯ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА 1990
  • Буга А.Л.
  • Ковалев В.Д.
  • Пахольченко А.А.
  • Пахольченко В.А.
RU2030688C1
СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ, ОСНАЩЕННАЯ СРЕДСТВАМИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ХОЛОДНЫХ ПЛАЗМ 2004
  • Казален Мишель
  • Бёль Фредерик
RU2287742C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 245 493 C1

Реферат патента 2005 года ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтальную стенку жаровой трубы, в которой установлена, по меньшей мере, одна смесительная втулка, топливная форсунка, воздушный завихритель и теплозащитный экран. Внутренняя поверхность смесительной втулки выполнена в виде трубки Вентури, наименьший диаметр которой расположен в зоне фронтальной стенки. Воздушный завихритель установлен на входе в смесительную втулку. Теплозащитный экран установлен за фронтальной стенкой. Фронтальная стенка и теплозащитный экран соединены непосредственно со смесительной втулкой с помощью кольцевых буртов разного диаметра, выполненных на наружной поверхности втулки и разделенных кольцевой проточкой. Передний по потоку бурт выполнен с большим диаметром и соединен с фронтальной стенкой, а задний бурт - с теплозащитным экраном. Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения смесительной втулки, а также надежность и ресурс камеры сгорания. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 245 493 C1

1. Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащее фронтальную стенку жаровой трубы, в которой установлена по меньшей мере одна смесительная втулка с внутренней поверхностью, выполненной в виде трубки Вентури, наименьший диаметр которой расположен в зоне фронтальной стенки, топливную форсунку, воздушный завихритель, установленный на входе в смесительную втулку, и теплозащитный экран, установленный за фронтальной стенкой, причем теплозащитный экран и фронтальная стенка соединены со втулкой по кольцевой поверхности, отличающееся тем, что фронтальная стенка и теплозащитный экран соединены непосредственно со смесительной втулкой с помощью кольцевых буртов разного диаметра, выполненных на наружной поверхности втулки и разделенных кольцевой проточкой, при этом передний по потоку бурт выполнен с большим диаметром и соединен с фронтальной стенкой, а задний бурт - с теплозащитным экраном.2. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что отношение площади минимального сечения смесительной втулки к проходной площади завихрителя выполнено в диапазоне 0,25 - 2,5, а отношение длины смесительной втулки к диаметру ее минимального сечения 0,5 - 2,5.3. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что в переднем по потоку бурте выполнен, по меньшей мере, один ряд расположенных по окружности отверстий.4. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что для кольцевой камеры сгорания теплозащитный экран выполнен с гофрами, выпуклой стороной обращенными к фронтальной стенке и расположенными между форсунками.5. Фронтовое устройство по пп.1, 2, 4, отличающееся тем, что теплозащитный экран выполнен из отдельных секций, установленных с зазором в поперечном направлении между ними.6. Фронтовое устройство по пп.1, 2, 4, 5, отличающееся тем, что секции экрана установлены с зазором между ними в осевом направлении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2245493C1

DE 19627760 A1, 15.01.1998
US 6244051 B1, 12.06.2001
Ротор синхронного реактивного двигателя 1983
  • Матвеев Анатолий Васильевич
  • Матвеев Андрей Анатольевич
SU1259417A1
Жаровая труба камеры сгорания газотурбинной установки 1987
  • Акулов Владимир Алексеевич
  • Алексеева Татьяна Ивановна
  • Чебаненко Николай Иванович
SU1476255A1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Хрящиков М.С.
  • Токарев В.В.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2134839C1
US 3866413 A, 18.02.1975.

RU 2 245 493 C1

Авторы

Гончаров В.Г.

Марчуков Е.Ю.

Федоров С.А.

Даты

2005-01-27Публикация

2003-08-05Подача