ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК F23R3/16 

Описание патента на изобретение RU2337273C1

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей и может найти применение в турбомашиностроении, с частности в авиадвигателестроении.

Известно фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащее равномерно расположенные по окружности цилиндрические патрубки с диффузорным выходным участком трапециевидного сечения, лопаточные воздушные завихрители, размещенные на входе в цилиндрические патрубки, и топливные форсунки, установленные во втулках завихригелей [FR 2103621, F02C 7/00, опубл. 14.04.1972 г.].

Недостатком такого фронтового устройства является перегрев и прогар патрубков при работе камеры сгорания, что приводит к короблению и отложению нагара вследствие ухудшения работы системы охлаждения. Это связано с недостаточно эффективным охлаждением внешних и внутренних угловых зон трапециевидных участков патрубков.

Из известных устройств наиболее близким к предложенному является фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащее внутренние патрубки с входным цилиндрическим участком и выходным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им патрубки, образующие с поверхностью внутренних патрубков полости, ограниченные соседними ребрами, лопаточные завихрители, размещенные на входе цилиндрических участков внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихригелей, причем в наружном трапециевидном патрубке выполнены отверстия [RU 2210033, F23R 3/16, опубл. 10.08.2003 г.].

Наличие ребер на внутренних патрубках повышает эффективность их охлаждения благодаря увеличению охлаждаемой поверхности. Однако это не устраняет полностью указанных недостатков и не обеспечивает достаточной эффективности охлаждения патрубков и стенок фронтового устройства на выходе из трапециевидных участков патрубков.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности охлаждения и предупреждение образования нагара на фронтовом устройстве кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, а также увеличение жесткости конструкции фронтового устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что во фронтовом устройстве кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащем внутренние патрубки в поперечном сечении выполненные с входным цилиндрическим участком и выходным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им патрубки, образующие с поверхностью внутренних патрубков полости, ограниченные соседними ребрами, лопаточные воздушные завихрители, размещенные на входе в цилиндрические участки внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей, в наружных патрубках выполнены отверстия, при этом, по меньшей мере, часть отверстий выполнена в форме щели, которые размещены с относительным шагом:

h/l=2,0÷4,0,

где h - шаг между отверстиями, выполненными в форме щели;

l - длина отверстия, выполненного в форме щели, причем отверстия, выполненные в форме щели, имеют площадь большую, чем суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

Такое выполнение фронтового устройства кольцевой камеры сгорания позволяет получить пропорциональное проходным сечениям полостей распределение воздуха и тем самым оптимизировать охлаждение всего патрубка.

При этом площадь отверстия, выполненного в форме щели, может относится к суммарной площади отверстий с учетом следующего соотношения:

Fщел/Fотв=1,6÷2,2,

где Fщел - площадь отверстия, выполненного в форме щели,

Fотв - суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

Причем высота ребер в поперечном сечении во входных и выходных участках соответственно может изменяться в следующих пределах:

Нвхвых=0,95÷1,5,

где Нвх - высота ребер во входных участках в поперечном сечении;

Нвых - высота ребер в выходных участках в поперечном сечении, что позволяет увеличить жесткость конструкции фронтового устройства.

При этом площади сечения оребренных полостей по длине патрубков могут изменяться в пределах:

Fвх/Fвых=0,8÷1,6,

где Fвх - площадь поперечного сечения полости патрубка на входе;

Fвых - площадь поперечного сечения полости патрубка на выходе.

Такое выполнение полостей позволяет эффективно охлаждать фронтовое устройство и препятствует образованию нагара. Данные пределы выбраны таким образом, что скорость воздуха на выходе из полостей внешней и внутренней срединных зон патрубка максимальна, что позволяет эффективно охлаждать наружный патрубок и препятствовать образованию нагара, а скорость воздуха на выходе из полостей во внешних и внутренних угловых зонах патрубка минимальна, что позволяет уменьшить отрицательное влияние вдуваемого охлаждающего воздуха на процесс горения и переброса пламени в кольцевой камере сгорания при запуске.

На фиг.1 показан продольный разрез фронтового устройства кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя;

на фиг.2 - поперечное сечение А-А наружного патрубка;

на фиг.3 - поперечное сечение Б-Б внутреннего оребренного патрубка;

на фиг.4 - вид В на фронтовое устройство со стороны жаровой трубы.

Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит внутренние патрубки 1, в поперечном сечении выполненные с входным цилиндрическим 2 участком и выходным трапециевидным 3 участком, на наружной поверхности которого выполнены ребра 4, и наружные коаксиальные им патрубки 5, образующие с поверхностью внутренних патрубков 1 полости 6, ограниченные соседними ребрами 4.

В наружных патрубках 5 выполнены отверстия 7, причем, по меньшей мере, часть отверстий имеет форму щели 8 для подвода охлаждающего воздуха в полости 6 (см. фиг.2).

Фронтовое устройство также содержит лопаточные воздушные завихрители 9, размещенные на входе в цилиндрические 2 участки внутренних патрубков 1, и топливные форсунки 10, установленные во втулках 11 завихрителей 9.

Отверстия, выполненные в форме щели, размещены с относительным шагом:

h/l=2,0÷4,0,

где h - шаг между отверстиями, выполненными в форме щели (за шаг принимается расстояние от центра одной щели до центра соседней щели);

l - длина отверстия, выполненного в форме щели;

причем отверстия, выполненные в форме щели имеют площадь большую, чем суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

Данный выбор диапазона обусловлен тем, что при соотношениях h/l<2,0 и h/l>4,0 нарушается заданное оптимальное, пропорциональное проходным площадям распределение охлаждающего воздуха по угловым и центральным зонам патрубка. В первом случае в центральные зоны будет подаваться завышенное количество воздуха, во втором - в угловые зоны поступит заниженное количество воздуха, что приведет к падению эффективности охлаждения патрубков.

При этом отношение площади отверстия, выполненного в форме щели, к суммарной площади отверстий может быть выбрано с учетом следующего соотношения:

Fщел/Fотв=1,6÷2,2,

где Fщел - площадь отверстия, выполненного в форме щели,

Fотв - суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

При этом высота ребер в поперечном сечении во входных и выходных участках соответственно может меняться в пределах:

Нвхвых=0,95÷1,5,

где Нвх - высота ребер во входных участках в поперечном сечении;

Нвых - высота ребер в выходных участках в поперечном сечении.

Причем площади сечения оребренных полостей по длине патрубков могут меняться в пределах:

Fвх/Fвых=0,8÷1,6,

где Fвх - площадь поперечного сечения полости патрубка на входе;

Fвых - площадь поперечного сечения полости патрубка на выходе.

Наружные патрубки 5 соединены с фронтальной стенкой 12, которая совместно с наружной 13 и внутренней 14 стенками образует головную часть жаровой трубы камеры сгорания.

При работе камеры сгорания воздух проходит через завихрители 9 и, получив вращение, попадает во внутренние патрубки 1 фронтового устройства, где он смешивается с топливом, подаваемым форсунками 10, и на выходе из патрубков образует зону обратных токов, в которой происходит сгорание топлива.

Воздух через отверстия 7 и щели 8 попадает в полости 6 трапециевидного участка внутреннего патрубка 1, имеющего ребра 4, охлаждает его и, вытекая из полостей 6, образует на внутренней поверхности трапециевидных патрубков 5 и фронтальной стенки 12 защитную воздушную пленку, предохраняющую их от воздействия горячих газов.

Приведем примеры конкретного выполнения фронтового устройства кольцевой камеры сгорания.

Пример 1. Рассмотрим фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания, у которого на диаметре 45,9 мм наружного патрубка (dн=45,9 мм) расположены отверстия, выполненные в форме щели, шаг между которыми равен h=90°, а длина отверстия соответствует длине окружности с диаметром 45,9 мм, пропорциональной величине центрального угла в 35°, т.е. l=35°. Между щелями размещено 3 круглых отверстия.

h/l=2,57; 2,0<2,57<4,0, данное соотношение входит в заявленный диапазон.

Такое выполнение фронтового устройства позволяет получить пропорциональное проходным сечениям полостей распределение воздуха и тем самым оптимизировать охлаждение всего патрубка.

Пример 2. Рассмотрим фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания, у которого на диаметре 45,9 мм наружного патрубка (dн=45,9 мм) расположены отверстия, выполненные в форме щели, шаг между которыми равен h=90°, а длина отверстия соответствует длине окружности с диаметром 45,9 мм, пропорциональной величине центрального угла в 50°, т.е. l=50°. Между щелями размещено только 2 круглых отверстия.

h/l=1,8; 2,0<1,8<4,0, данное соотношение не входит в заявленный диапазон.

Такое выполнение фронтового устройства не позволяет получить пропорциональное проходным сечениям полостей распределение воздуха, поскольку в центральные зоны будет подаваться завышенное количество воздуха.

Пример 3. Рассмотрим фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания, у которого на диаметре 45,9 мм наружного патрубка (dн=45,9 мм) расположены отверстия, выполненные в форме щели, шаг между которыми равен h=90°, а длина отверстия соответствует длине окружности с диаметром 45,9 мм, пропорциональной величине центрального угла в 20°, т.е. l=20°. Между щелями размещено 5 круглых отверстий.

h/l=4,5; 2,0<4,5<4,0, данное соотношение входит в заявленный диапазон.

Такое выполнение фронтового устройства не позволяет получить пропорциональное проходным сечениям полостей распределение воздуха, поскольку в угловые зоны поступит заниженное количество воздуха, что приведет к падению эффективности охлаждения патрубков.

Таким образом, как видно из приведенных выше примеров, только при заявленных параметрах возможно повышение эффективности охлаждения и предупреждение образования нагара на фронтовом устройстве кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, а также увеличение жесткости конструкции фронтового устройства, что способствует увеличению надежности и ресурса камеры сгорания и двигателя в целом.

Похожие патенты RU2337273C1

название год авторы номер документа
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Гончаров В.Г.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Федоров С.А.
  • Чепкин В.М.
RU2210033C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Токталиев Павел Дамирович
RU2515909C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Иноземцев А.А.
  • Токарев В.В.
  • Максин В.И.
  • Медведев А.В.
  • Баранов В.А.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Серов А.В.
RU2212005C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2349840C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Моисеев Валерий Андреевич
  • Шлейников Николай Вячеславович
  • Бурцев Геннадий Николаевич
  • Рунько Виктор Викторович
  • Клокотов Юрий Николаевич
RU2414649C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2343356C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ 1999
  • Виноградов Е.Д.
  • Захаров Ю.И.
  • Сударев А.В.
  • Сурьянинов В.А.
RU2162194C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЖАРОВОЙ ТРУБЫ КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2012
  • Кулеш Андрей Викторович
  • Блохин Виктор Иванович
  • Меркушин Валентин Константинович
  • Орлова Елена Семеновна
  • Иванов Пётр Васильевич
RU2499194C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2003
  • Серов А.В.
  • Максин В.И.
  • Баранов В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2260747C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2347144C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 337 273 C1

Реферат патента 2008 года ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит внутренние патрубки, наружные коаксиальные им патрубки, лопаточные воздушные завихрители, размещенные на входе в цилиндрические участки внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей. Внутренние патрубки в поперечном сечении выполнены с входным цилиндрическим участком и выходным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью. Наружные патрубки образуют с поверхностью внутренних патрубков полости, ограниченные соседними ребрами. В наружных патрубках выполнены отверстия, по меньшей мере, часть которых выполнена в форме щели, которые размещены с относительным шагом, равным 2,0÷4,0 длины отверстия, выполненного в форме щели. Отверстия, выполненные в форме щели, имеют площадь большую, чем суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения и предупреждение образования нагара на фронтовом устройстве кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, а также увеличение жесткости конструкции фронтового устройства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил

Формула изобретения RU 2 337 273 C1

1. Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащее внутренние патрубки, в поперечном сечении выполненные с входным цилиндрическим участком и выходным трапециевидным участком с оребренной наружной поверхностью, наружные коаксиальные им патрубки, образующие с поверхностью внутренних патрубков полости, ограниченные соседними ребрами, лопаточные воздушные завихрители, размещенные на входе в цилиндрические участки внутренних патрубков, и топливные форсунки, установленные во втулках завихрителей, при этом в наружных патрубках выполнены отверстия, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть отверстий выполнена в форме щели, которые размещены с относительным шагом:

h/l=2,0÷4,0,

где h - шаг между отверстиями, выполненными в форме щели;

l - длина отверстия, выполненного в форме щели,

причем отверстия, выполненные в форме щели, имеют площадь большую, чем суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

2. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что отношение площади отверстия, выполненного в форме щели к суммарной площади отверстий выбирают с учетом следующего соотношения:

Fщел/Fотв=1,6÷2,2,

где Fщел - площадь отверстия, выполненного в форме щели,

Fотв - суммарная площадь отверстий, размещенных между отверстиями, выполненными в форме щели.

3. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что высота ребер в поперечном сечении во входных и выходных участках соответственно меняется в пределах:

Нвхвых=0,95÷1,5,

где Нвх - высота ребер во входных участках в поперечном сечении;

Нвых - высота ребер в выходных участках в поперечном сечении.

4. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что площади сечения оребренных полостей по длине патрубков меняются в пределах:

Fвх/Fвых=0,8÷1,6,

где Fвх - площадь поперечного сечения полости патрубка на входе;

Fвых - площадь поперечного сечения полости патрубка на выходе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2337273C1

ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Гончаров В.Г.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Федоров С.А.
  • Чепкин В.М.
RU2210033C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 1993
  • Виноградов Е.Д.
  • Захаров Ю.И.
  • Сударев А.В.
RU2083926C1
АБСОРБЦИОННЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК 1992
  • Чернышов В.Ф.
  • Ильиных В.В.
RU2103621C1
US 3638865 А, 01.02.1972
ОПТИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Келлер Питер Дж.
  • Келли Майкл Дж.
RU2214630C2
Рольганг 1978
  • Исаакян Ваграм Рубенович
SU800041A1

RU 2 337 273 C1

Авторы

Лагутин Валерий Григорьевич

Лягушкин Владимир Николаевич

Зубаревич Андрей Николаевич

Даты

2008-10-27Публикация

2007-04-05Подача