Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения коэффициентов кинетического трения материалов.
Известны способы определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающиеся в том, что измеряют силу или момент трения в трущейся паре, на основе которого рассчитывают коэффициент трения (см. Справочник по триботехнике, том 3, М.: Машиностроение, 1992, раздел 6.2., стр. 525-545).
Недостатком указанных способов является необходимость измерения силы или момента трения, для чего требуются достаточно сложные технические средства, особенно для измерения малых сил и моментов.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ определения кинетического коэффициента трения, заключающийся в том, что измеряют период τ гармонических колебаний однородного стержня, опирающегося на два одинаковых диска, вращающихся с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, и рассчитывают коэффициент трения между материалами стержня и дисков по формуле
f1 = 4π2sinϕ/gτ2,
где ϕ - половина угла желоба диска (см. С. Тимошенко, Д. Юнг. Инженерная механика. М.: Машгиз. 1960, стр.273-275, фиг. 543 и 546).
Необходимость измерения непосредственно силы или момента трения здесь отсутствует.
Недостатком известного способа является низкая точность, связанная с тем, что реальные геометрические размеры, качество поверхностей трения и скорости двух дисков не могут быть одинаковы, в частности, по технологическим причинам, а соответственно должны отличаться и коэффициенты трения.
Цель изобретения - повышение точности и универсальности метода определения коэффициента трения путем раздельного определения коэффициента трения каждого диска.
Под материалами стержня и дисков понимаются материалы их трущихся поверхностей.
Указанная цель достигается тем, что способ определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающийся в том, что измеряют период τ гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающихся с одинаковой угловой скоростью ω в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, дополняют операцией, при которой измеряют отклонение с центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень по формулам
;
,
где ϕ - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый способ отличается тем, что дополнительно измеряют среднее отклонение c центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень по формулам
;
,
где ϕ - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.
На чертеже изображена схема реализации способа.
Стержень 1 опирается на диски 2 и 3, имеющие желоба с углом 2ϕ для предотвращения боковых смещений стержня. Диски 2 и 3 связаны между собой кинематически с передаточным отношением 1, например, зубчатой передачей (на чертеже не показано).
Расстояние между центрами дисков O1 и О2 равно 2а.
Стержень 1 снабжен указателем 4, положение которого фиксируется относительно неподвижной шкалы 5.
Измерение происходит следующим образом. Диски 1 и 2 приводят во вращение с одинаковой угловой скоростью ω навстречу друг другу. Положим, что в паре диск 2 - стержень 1 коэффициент трения составляет f1, а в паре диск 3 - стержень 1 составляет f2, причем f1>f2.
Тогда положение равновесия стержня 1 будет иметь место, когда центр тяжести стержня отклонится от оси z-z, равноудаленной от центров дисков O1 и O2, на некоторое расстояние c, которое определяется из условия равенства сил трения на дисках. Если теперь вывести стержень 1 из этого положения равновесия, то он начнет совершать гармонические колебания около него с периодом колебаний τ. Рассматривая совместно уравнение равновесия и дифференциальное уравнение колебаний стержня, найдем выражения для коэффициентов трения:
где ϕ - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.
Таким образом, измерив период колебаний τ и дополнительно смещение c стержня с помощью указателя 4 по шкале 5 (измерение τ и c может производиться как визуально, так и с помощью технических средств), можно рассчитать раздельно коэффициенты f1 и f2. Соответственно могут быть осуществлены меры для сближения этих коэффициентов, например технологические, с тем, чтобы снизить коэффициент вариации 2(f1-f2)/(f1+f2)=2c/a, т.е. повысить точность измерений или, если это невозможно, оценить погрешность. С другой стороны, предлагаемый метод позволяет одновременно испытывать две пары с заведомо разными коэффициентами трения f1 и f2.
Наконец, если воспользоваться эталонной парой, для которой коэффициент трения, например f1, известен, то коэффициент трения f2 определяется путем измерения только величины c из расчета
.
Таким образом, предлагаемый способ, включающий измерение величин τ и c, обеспечивает различные возможности и является универсальным.
Изобретение относится к методам испытания материалов на трение. Способ определения коэффициента кинетического трения материалов заключается в том, что измеряют период гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающихся с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях. При этом дополнительно измеряют среднее отклонение центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и определяют коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень расчетным путем. Данное изобретение направлено на повышение точности и универсализации предложенного способа путем определения коэффициента трения для каждого диска в отдельности. 1 ил.
Способ определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающийся в том, что измеряют период τ гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающимися с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, отличающийся тем, что дополнительно измеряют среднее отклонение с центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения f1 и f2 для каждой пары материалов диск-стержень по формулам
где ϕ - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.
ТИМОШЕНКО С | |||
и ЮНГ Д | |||
Инженерная механика | |||
- М.: Машгиз, 1960, с.273-275, фиг | |||
Приспособление для открывания боковых откидных стенок вагонетки | 1922 |
|
SU543A1 |
Устройство для определения коэффициента трения материалов | 1981 |
|
SU953533A1 |
Способ определения коэффициента трения скольжения | 1979 |
|
SU864068A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ | 1996 |
|
RU2130603C1 |
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
DE 3318172 A1, 24.11.1983. |
Авторы
Даты
2003-08-27—Публикация
2002-01-25—Подача