Изобретение относится к области турбостроения, в частности к осевым компрессорам.
Известен двухкаскадный (двухроторный) компрессор (см. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, с. 55, рис. 3.4.б), в котором роторы располагаются последовательно и могут вращаться в противоположные стороны и приводятся от двух газовых турбин.
Наличие двух приводов в двухкаскадном компрессоре увеличивает число опор ротора, из-за чего конструкция усложняется.
Наиболее близким к предлагаемому является компрессор, в котором роторы располагаются концентрично (см. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, с. 55, рис. 3.4.в) и вращаются в противоположных направлениях, при этом рабочие лопатки одного из них являются направляющими лопатками для другого.
Однако для привода каждого ротора необходима собственная турбина, что приводит к усложнению конструкции, при этом все ступени каждого ротора компрессора могут вращаться только с одинаковой частотой, что не обеспечивает возможность газодинамического регулирования компрессора изменением частоты вращения рабочих колес.
Задачей настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей и упрощение конструкции многоступенчатого компрессора, а также возможность вращения рабочих колес в разных направлениях и с разной частотой.
Поставленная задача решается тем, что многоступенчатый компрессор, включающий установленные с возможностью вращения в противоположных направлениях рабочие колеса, по меньшей мере одно из которых связано с приводом, содержит ось, неподвижно закрепленную относительно корпуса, на которой установлены рабочие колеса и связанные с ними передающие механизмы. При этом передающие механизмы установлены между рабочими колесами и могут быть выполнены с различным передаточным отношением. Кроме того, передающие механизмы могут быть выполнены в виде зубчатых передач.
На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого устройства.
На фиг.2 - элемент А в увеличенном виде.
На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1.
Многоступенчатый компрессор содержит корпус 1, относительно которого неподвижно закреплена ось 2 с установленными на ней в подшипниках 3 рабочими колесами 4, 5, 6. Привод (на чертеже он условно обозначен стрелкой) осуществляется на рабочее колесо 6 компрессора. С одной стороны ступицы диска 7 рабочего колеса 6 выполнен зубчатый венец 8. На ступицах дисков промежуточных рабочих колес зубчатые венцы 8 выполнены с обеих сторон.
На оси 2 между диском 7 рабочего колеса 6 и диском 9 рабочего колеса 5 установлен передающий механизм, выполненный в виде зубчатой передачи, которая состоит из шестерен 10, втулки 11, установленной неподвижно относительно оси 2, и неподвижно связанной с ней стойки 12. Шестерни 10 входят в зацепление с зубчатым венцом 8 диска 9.
Передающие механизмы (в данном конкретном случае - зубчатые передачи) могут быть выполнены с различным передаточным отношением, что позволяет, при необходимости, подбирать любое сочетание частоты вращения рабочих колес. Конструктивно количество рабочих колес компрессора не ограничено.
Компрессор работает следующим образом.
Рабочее колесо 6 компрессора приводится во вращение приводом.
Зубчатый венец 8 диска 7 рабочего колеса 6 входит в зацепление с шестерней 10 зубчатой передачи. Шестерни 10, находящиеся в зацеплении с зубчатым венцом 8 диска 9 рабочего колеса 6, вращают ее в сторону, противоположную вращению привода. Аналогичным образом между всеми имеющимися в компрессоре рабочими колесами расположены передающие механизмы, выполненные в виде зубчатых передач, которые изменяют направление вращения каждого следующего рабочего колеса относительно предыдущего на противоположное, а также могут изменять частоту их вращения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2001 |
|
RU2209318C1 |
МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479443C2 |
СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ | 2001 |
|
RU2205276C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2374467C2 |
Коробка двигательных агрегатов (КДА) турбореактивного двигателя (ТРД), корпус КДА, главная коническая передача (ГКП) КДА, ведущее колесо ГКП КДА, ведомое колесо ГКП КДА, входной вал КДА | 2016 |
|
RU2635125C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА С ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВОДА | 2002 |
|
RU2230952C2 |
САМОЦЕНТРИРУЮЩИЙ КУЛАЧКОВЫЙ ПАТРОН | 2001 |
|
RU2215618C2 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА | 2006 |
|
RU2321504C1 |
Изобретение относится к области турбостроения, в частности к осевым компрессорам. Многоступенчатый компрессор содержит корпус 1, относительно которого неподвижно закреплена ось 2 с установленными на ней в подшипниках 3 рабочими колесами 4, 5, 6. Привод (на чертеже он условно обозначен стрелкой) осуществляется на рабочее колесо 6 компрессора. С одной стороны ступицы диска 7 рабочего колеса 6 выполнен зубчатый венец. На ступицах дисков промежуточных рабочих колес зубчатые венцы выполнены с обеих сторон. На оси 2 между диском 7 рабочего колеса 6 и диском рабочего колеса 5 установлен передающий механизм, выполненный в виде зубчатой передачи, которая состоит из шестерен, втулки, установленной неподвижно относительно оси 2, и неподвижно связанной с ней стойки. Шестерни входят в зацепление с зубчатым венцом диска. Передающие механизмы (в данном конкретном случае зубчатые передачи) могут быть выполнены с различным передаточным отношением, что позволяет при необходимости подбирать любое сочетание частоты вращения рабочих колес. Конструктивно количество рабочих колес компрессора не ограничено. Изобретение при своем использовании обеспечивает расширение функциональных возможностей и упрощение конструкции, а также возможность вращения рабочих колес в разных направлениях и с разной частотой. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Конструкция и проектирование авиационных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с | |||
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
РУДНИЧНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР-СЕПАРАТОР | 1926 |
|
SU9398A1 |
Способ лечения хронических дерматозов | 2018 |
|
RU2709534C1 |
Способ изготовления сварочного флюса | 1983 |
|
SU1117171A1 |
ДИСКОВАЯ ПИЛА | 2015 |
|
RU2624924C2 |
Авторы
Даты
2003-09-20—Публикация
2002-04-15—Подача